Дело в том, что важна причина роста. Является ли она устойчивой или нет. Приведем пример. Фундаментальная стоимость акций определяется ее будущими денежными потоками. Если рост цен акции спекулятивный, то в будущем цена такой акции снизится.
Так же и с трудом. Его фундаментальная стоимость определяется тем, что этот труд производит, то есть производительностью труда. Зарплаты могут временно увеличиваться выше темпов роста производительности. Но долго такое отклонение длиться не может.
К сожалению, сейчас это наш случай.
С одной стороны, есть временные стимулы для экономики: бюджетный и кредитный. Они не повышают рост производительности труда, но временно увеличивают спрос на труд.
С другой стороны, есть снижение предложения труда из-за миграции, демографии и мобилизации.
С уходом временных стимулов баланс зарплат и производительности труда восстановится. Иначе, платить такие деньги будет не выгодно.
Формально нет. Ведь их очень тяжело снижать, поэтому подстройка происходит за счет отсутствия индексаций на инфляцию. Как будто бы зарплаты остаются те же, хотя купить на них можно все меньше товаров.
По факту отсутствие индексации означает снижение реальной зарплаты. Боимся, что быстрый рост сейчас приведет к более медленному росту в будущем. Это и тревожит.
Так что порадоваться растущим зарплатам можно, но не долго.
Вот и вся производительность труда. Редкие и особо высококвалифицированные профессии оплачиваются особым образом. Но это единицы.
Рост ЗП начинается только с уровня минимальной рентабельности труда, когда человеку выгоднее уволиться, чем продолжать работать. Тоесть ЗП поднимают н для поиска сотрудников, а только когда начинаются массовые увольнения или явные предпосылки к этому.