Миллионы людей, принимая финансовые решения, пользуются советами, которые дают непрофессиональные экономисты. Например, в таких книгах, как
«Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки (тираж — 32 млн экземпляров с 1997 года) или «Total Money Makeover» («Полное денежное преображение») Дэйва Рэмси (1,5 миллиона экземпляров с 2013 года), излагаются идеи по решению персональных финансовых задач. Такие авторы в итоге могут оказывать большее влияние на обычных людей, чем ученые-экономисты.
В чем суть советов, которые дают популярные авторы, и как эти идеи соотносятся с научными разработками экономистов? Джеймс Чой, профессор Йельского университета, в статье
«Popular Personal Financial Advice Versus the Professors» («Популярные персональные финансовые советы против профессорских») изучает рекомендации, которые даются в 50 самых популярных книгах по личным финансам (рейтинг Goodreads за май 2019 года), и сравнивает их с предписаниями академических экономических моделей. Чой обнаружил, что популярные советы часто расходятся с научными принципами, вытекающими из экономической теории. В статье противопоставлены рекомендации популярных авторов и академических теорий по некоторым важным темам: сбережение и потребление; целесообразность быть богатым, но при этом жить впроголодь (все денежные средства вложены в активы и на текущее потребление остаётся не так много кэша); распределение активов; управление неипотечным долгом; одновременное владение долгом с высокой процентной ставкой и сбережениями с низкой процентной ставкой; выбор параметров ипотечного кредита.
Рекомендации, которые даются в бестселлерах, при всех их противоречивости, безусловно, ценны:
1) они помогают понять, почему распространено именно то поведение при принятии решения, которое мы наблюдаем на практике. Возможно, некоторые «неправильные» с научной точки зрения подходы обусловлены рекомендациями, которые приведены у популярных авторов;
2) они могут содержать идеи, которые экономисты упустили из виду;
3) даже если популярные советы не являются оптимальными, они могут указывать на ограничения, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни. Например, популярные советы могут расходиться с советами экономистов, потому что в идее, изложенной в бестселлере, принимается во внимание недостаточность силы воли, которой обладает обычный человек.
Возможно, самое яркое различие в рекомендациях между учеными и популярными авторами касается графика погашения долгов. В экономической теории домохозяйства в первую очередь вдолжны уделять внимание погашению долга с самой высокой процентной ставкой. Любая другая стратегия обойдется дороже. Но популярные авторы предлагают противоположный подход: вы должны погашать долги от наименьшего к наибольшему, получая дополнительную мотивацию выплачивать свои более крупные долги по мере обнуления небольших счетов.
Еще один пример, где профессора расходятся с неспециалистами: какую часть заработка сберегать и, соответственно, какую — потреблять в разные периоды жизни. Известно, что одному и тому же человеку в 25 лет может не хватать денег на аренду квартиры, а в 40 он может себе позволить загородный дом. Исходя из этого примера ученые с большей вероятностью будут защищать низкие или даже отрицательные нормы сбережения для молодых людей в ожидании более высоких норм сбережений в среднем возрасте. То есть экономисты склоняются к сглаживанию потребления, а не к сглаживанию сбережений. В популярных книгах часто настаивают на обратном: каждый месяц человек должен откладывать по крайней мере 10% своего дохода (сглаживание нормы сбережений).
Такие примеры представляют собой нечто большее, чем конкурирующие между собой стратегии по личным финансам. Это уже конкурирующие жизненные философии. Будущее неизвестно, и религиозно откладывать 10-15% ежемесячно во время худших жизненных потрясений не имеет особого смысла. Каждый из нас согласится, что ужин с друзьями в 23 года более ценен, чем пара сотен лишних долларов на вашем пенсионном счету, когда вам 73 года. Те же, кто всю жизнь откладывал на потом удовлетворение своих потребностей в ущерб увеличению сбережений, могут однажды оказаться богатыми в денежном плане, но бедными в воспоминаниях. Это, наверное и есть самый глубокий вывод, который можно сделать из статьи Чоя.
Итак, экономисты, имея дело с цифрами, склонны давать более рациональные советы, в то время как в бестселлерах можно познакомиться с более практичными советами, в которых смешивается научная теория, психология человека и борьба с неразберихой и иррациональностью человеческого поведения.
Популярные финансовые советы могут отклоняться от экономической теории из-за ошибок. Но у авторов бестселлеров есть две сильные стороны:
1) Рекомендуемое действие часто легко просчитывается обычными людьми; нет необходимости решать сложную задачу динамического программирования.
2) Рекомендации учитывают трудности, с которыми люди сталкиваются, следуя финансовому плану. Поэтому такие советы могут оказаться полезнее для обычного человека.
Разработка экономических моделей с новыми вводными, а не уступка этой территории неэкономистам, может стать плодотворным направлением будущих исследований.
Телеграм-канал «Интриги книги»