Рецензии на книги
• Три тонкости:
1: умение наплевать не означает безразличия, это умение оставаться другим.
2: чтобы не волноваться о невзгодах, нужно волноваться о вещах более важных
3: осознаете вы это или нет, от вас зависит, о чем волноваться
• Надо разделять, что истинно важно, а что совсем неважно. Можно выбирать, по какому поводу волноваться. Важно – сосредотачиваться на главном.
• Самопознание подобно луковице. В нем много слоев, и чем больше счищаешь их, тем больше вероятность, что заплачешь. Первый слой луковицы — обычное понимание своих эмоций. «Вот когда я чувствую себя счастливым». «Вот когда мне грустно». «Это дает надежду». К сожалению, многие люди сталкиваются с трудностями уже на этом незамысловатом уровне самопознания.
1 слой — обычное понимание своих эмоций.
2 слой — способность спрашивать, почему мы испытываем определенные эмоции.
3 слой — уровень самопознания, касается личных ценностей: почему я считаю это успехом/неудачей, по какому принципу я себя оцениваю, по какому критерию сужу о себе и окружающих.
• Удовольствие — не причина счастья, а скорее его следствие. Удовольствие полезно и даже нужно в каких-то количествах. Но само по себе не только не достаточно, но и будучи основной целью, приведет в целом к несчастью.
• Пересечение за эмоциональный интеллект. А именно, жизнь только на 10% зависит от объективных вещей происходящего вокруг нас, а на 90% от наделяемым нами смыслов. Автор использует терминологию «собственно ценность» и «критерий ценности». Вот о критериях ценности надо думать, надо их называть, конкретизировать. И только после определения с этим можно работать, можно пытаться что-то сделать, изменить. А несформулированный критерий — это, считай, отсутствие возможности проработки.
• Материальный успех. Сама поговорка «не в деньгах счастье» банальна и известна. Тут лишь я бы дополнил, что многие вещи всем известны, и известны настолько, что их простота отталкивает и их перестают воспринимать всерьёз. Считаю, что очень сложно осознать, что не в деньгах счастье, будучи бедным. Это как «скажи хоть сто раз халва, а во рту сладко не станет». Чтобы понять эту истину без самого материального достатка, нужен и высокий интеллект, развитая психика и т.п. Конечно, удобнее сразу «родиться в семье, где все уже сделано. [где] Мамы, папы, бабки с дедами дорогу мостили своими победами».
• Критерий постоянной собственной правоты плох, т.к. мозгу человека в принципе свойственно ошибаться. Иначе предстоят мучения по оправданию собственного идиотизма, падение самооценки. Осложняется процесс обучения и познания, который происходит через пробы и ошибки. Полезнее считать себя невежей, которому учиться и учиться.
• Критерий позитивного успеха во всем – плох. Иногда жизнь реально паршива. Негативные эмоции – они есть, их отрицание лишь приведет лишь к еще более длительным негативным эмоциям. Если отрицать проблемы, то их и не решить. Проблемы помогают лучше осознать осмысленность жизни.
• Фрейд: «Однажды в ретроспективе годы, проведенные в борьбе, покажутся вам самими прекрасными». Вот почему эти ценности — удовольствие, материальный успех, вечная правота, позитивный настрой — не подходят в качестве жизненных идеалов. Некоторые из лучших мгновений в жизни не исполнены радости и успеха, знания и позитива. Стало быть, нужно очертить правильные ценности и критерии — и удовольствие с успехом обязательно придут. Они не могут не прийти, когда ценности правильные. А без них удовольствие лишь наркотик.
• Отличие хороших и плохих ценностей. Хорошие ценности: основаны на реальности; социально конструктивны; непосредственны и контролируемы. Плохие ценности: оторваны от реальности; социально деструктивны; не непосредственны и не контролируемы.
• Когда люди боятся того, что о них подумают окружающие, они часто боятся как раз, что окружающие согласны с тем дерьмом, которое они сами думают
• Хорошие ценности: честность, инновации, уязвимость (wtf?), постоять за себя, защитить других, самоуважение, любознательность, милосердие, скромность, творчество.
• Плохие ценности: власть через манипуляцию и насилие, секс с кем попало (why?), постоянно позитивный настрой, постоянно в центре внимания, всеобщая любовь, богатство ради богатства. Очень часто ПЦ зависят от внешних событий. Всего этого всем хочется, вопрос приоритетности и значимости.
• Неверный выбор ценностей -> сходим с ума из-за незначащих вещей -> портится жизнь. Верный выбор -> усилия направлены на улучшение состояния себя и окружающих -> успех, удовольствие, счастье.
• Суть самосовершенствования: поставить во главу угла правильные ценности и ими заниматься. Правильный выбор -> правильные заботы -> лучше жизнь -> счастье.
• Закон обратного усилия: отпустить, чтобы обрести. Идти навстречу глубинным проблемам.
• В любом случае мы всегда отвечаем за происходящее с нами, признавая это или нет. Внешние события могут нами не контролироваться, но вот наше отношение к происходящему уже полностью зависит чисто от нас. Бездействие – такой же выбор реакции.
• Жизнь как покер: кому-то могут выпасть плохие карты и это не его вина, но его полная ответственность, что делать с этими картами и как играть (пас – такой же ход)
• Многие специально перекладывают ответственность, т.к. это приносит временное облегчение.
• Йода: «Делай или не делай, нет никакого «как». Надо просто менять объект забот. Всё просто, но дается очень и очень нелегко. Смена ценностей и приоритетов болезненна (ощущение неудачника) и проходит при внутреннем сопротивлении.
• Счастье – выбор, а не судьба. За любовь надо бороться, она может и не возникнуть сама собой. Только идя своим путем можно стать «классным».
• Нет не правильных догм, ни идеальной идеологии. Есть лишь, что правильно для вас (да и то, не факт, что сделаны верные выводы). Все имеют разные потребности, разные личные истории и разные обстоятельства, а значит и разные «правильные» ответы.
• Легче сидеть в болезненной заблуждении, чем проверить и попытаться, т.к. есть страх разочароваться.
• Смысл — понятие субъективное, возможно даже смысла ошибочен и получен случайно.
• Мозг нацелен на эффективность, а не на точность. Мозг всё сводит и согласует с опытом, эмоциями для объяснения (точность при этом не нужна). Возможно, надо как раз меньше доверять себе? Мозг эффективен -> подгоняет эмоции, опыт, ощущения и даже память под переживания -> ложная работа -> надо выходить из этого замкнутого круга, рвать его, усомниться в себе -> путь к свободе.
• Для решения проблемы сначала надо признать, что наши поступки и убеждения доселе не работали, были ошибочными. Без признания неправоты невозможны реальные изменения и рост. Чтобы подобрать здоровые ценности, нужно сначала усомниться-разрушить старые, увидеть их недостатки и противоречие фактам.
• Чем больше что-то угрожает вашей идентичности, тем активнее вы избегаете этого. Не важно, хорошая или плохая сторона имеются ввиду, даже если на благо потом. Поэтому люди боятся успеха как и неудачи: разрушение мнения о себе. Мы упускаем важные возможности, т.к. они угрожают нашему самоощущению. Идентичность есть эмоциональный наркотик, на котором мы сидим годами. Будизм — про отказ от собственного Я.
• Мы не видим себя со стороны и последними замечаем, что с нами происходит. Чтобы в жизни возникли перемены, нужно найти ошибки.
• Вопросы самому себе, чтобы стать менее уверенным в себе:
— Что, если я ошибаюсь?
— Что означала мы моя неправота?
— Признание моей неправоты — создаст больше или меньше проблем (для меня и окружающих)?
• Жизненные проблемы неисчерпаемы.
• Если я считаю одно, а все остальные — другое, то намного вероятнее, что ошибаюсь я (и против всего мира означает против самого себя). Бывают и другие случаи, но понимать эту вероятность надо.
• Неудача — путь вперед. Неудача — понятие относительно. Успех основан на тысячах мелких неудач. Желание избегать неудач возникает из-за такой настройки системы. Успешны можем быть только в том, в чем захотим терпеть неудачу.
• Качественные ценности ориентированы на процесс. Это процесс длинною в жизнь. Счастье приносит именно рост, развитие. Поэтому цели в обычном понимании дают лишь ограниченное счастье, построить по ним жизнь нельзя.
• Даровский: по аналогии с физическими тренировками через силу, эмоциональная боль приводит к эмоциональной устойчивости, самостоятельности, состраданию, обретение счастье. Нужен экзистенциональный кризис, чтобы взглянуть на текущие ценности и переосмыслить их. Смакуйте боль, живите с ней, а потом действуйте невзирая на неё.
• Такова вся жизнь: точного знания нет, но нельзя сидеть сложа руки. Не сидите сложа руки – делайте что-нибудь и ответы придут. Действие – не только следствие мотивации, но и его причина (действие -> вдохновение -> мотивация). Если мало мотивации для перемен, делайте что-нибудь, барахтайтесь. Собственно действие и должно быть критерием успеха, а не собственно результат.
• Свобода – лишь облегчает поиск смысла. Появление смысла как раз и сужает свободу.
• Так бывает с излишествами: нужно окунуться в них, чтобы осознать, что счастья в них нет. Чтобы подлинно оценить что-то, нужно ограничить себя этим, и отвергнуть альтернативы. Ничего не отвергаем – лишены собственного «Я». Умение сказать «нет» здесь очень важно.
• Романтическая любовь – подобно кокаину, те же участи мозга. Порождает столько же проблем, сколько и решает. Нездоровая любовь: эмоции как укрытие от проблем, использование друг друга чтобы забыться. Критерии здоровой любви: взятие на себя ответственности, готовность отвергать и быть отвергнутым. В здоровых отношениях четкие границы между людьми с их ценностями.
• Проблемы в романтических отношениях пугающе напоминают проблемы в отношениях родителей. Свои проблемы надо решать самому, за других их проблемы тоже не решить и счастья никому не принести. В нездоровых отношениях люди пытаются решить проблемы друг друга, чтобы ощутить душевный комфорт. Деяния любви – потому что хочется, а не потому что должен, совершаются без условий и ожиданий.
• Без конфликта не бывает доверия. Конфликт показывает, кто действительно нас любит, а кто любит при каких-то условиях. Доверять тому, кто все время поддакивает не стоит. Для здоровых отношений нужно желание и умение говорить и слышать и «да» и «нет». Конфликт не только нормален, он необходим для здоровых отношений. Иначе один возобладает над другим.
• Измена опасна не самим сексом, а разрушением доверия. Его нужно или восстанавливать, или распрощаться. Изменившему следует глубинно осознать, почему он нарушил доверие, каковы его истинные ценности в этом свете (эгоизм, плевать на партнера и сами отношения).
• Больше не всегда лучше. А скорее даже обратное. Больше вещей, денег, путешествий, женщин. Часто мы счастливее, когда у нас чего-то меньше. Парадокс выбора. Выбор дает свободу отбросить лишнее и сконцентрироваться на том, что важно и принесет радость, счастье. Широта опыта VS глубина опыта.
• М.Твен: «Страх перед смертью следует из страха перед жизнью. Человек, который живет полной жизнью, готов умереть в любой момент». Важно осознать свою смертность, т.к. это освободит от поверхностных ценностей. Единственный вопрос жизни по Беккеру: что мы оставим после себя.
• Примириться со смертью можно лишь через осмысление с чем-то большим; единственно возможный источник счастья – забота о том, что больше тебя. Эгоцентризм противоречит этому, это яд в духовном плане.
• Современная культура путает большое внимание с большим успехом. Вы уже великий, потому что продолжаете выбирать, до чего вам есть дело, а до чего нет – выбор жизненных ценностей.
• Урок смерти: не надо ничего бояться. Осознание смертности помогает: избавиться от пристрастий, выявлять эгоизм, брать ответственность за проблемы, переносить страхи и неуверенность, мириться с неудачами и видеть плюсы в отказах. Чем больше вглядываюсь во тьму, тем светлее становится жизнь, тише становится жизнь и меньше сопротивления чему-либо.