Новости рынков
Когда в 2017 году президент Си Цзиньпин впервые собрал мировых лидеров, чтобы наметить свое видение расширения китайской «мягкой силы» посредством сети инфраструктурных инвестиций, он назвал «Один пояс — один путь» (далее по тексту также BRI) «проектом века».
Поскольку китайский государственный деятель открывает на этой неделе третий форум «Один пояс — один путь», будущее его детища выглядит неопределенным. По оценкам аналитического центра Green Finance & Development Center, хотя за первое десятилетие проект стоил 1 триллион долларов, в последние годы этот импульс замедлился.
Общая активность Китая в странах BRI снизилась примерно на 40% по сравнению с пиком 2018 года, поскольку вторая по величине экономика мира замедляется. Пекин сталкивается с обвинениями в том, что он является безответственным кредитором, доводящим страны до дефолта. Разрыв связей с США сделал сотрудничество с любимым проектом Си Цзиньпина все более спорным: Италия, ее единственный член «Большой семерки», собирается выйти из него к концу года.
Один китайский чиновник считал, что инициатива «Один пояс — один путь» мертва и приняла двойной удар из-за Covid и экономических проблем Китая. Чиновник, попросивший не называть его имени, обсуждая деликатную тему, сказал, что правительство надеется, что этот саммит, посвященный 10-летию BRI, придаст новый импульс этому проекту.
По мнению высокопоставленного американского чиновника, который попросил не называть его имени, США считают, что BRI столкнулся с серьезной проблемой. У Пекина меньше капитала для кредитования, и давление, требующее вернуть непогашенные деньги, которые он предоставил взаймы, растет, сказал чиновник.
У Си будет возможность ответить своим критикам, когда на этой неделе прибудет множество лидеров Глобального Юга, чтобы пообещать поддержать программу и проверить готовность Пекина к новым сделкам, главным из которых будет президент России Владимир Путин. В мероприятии также примут участие премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Индонезии Джоко Видодо, президент Аргентины Альберто Фернандес и премьер-министр Таиланда Сретта Тависин.
Вспышка Covid затормозила инфраструктурную и торговую инициативу Китая, поскольку глобальный спад поставил под угрозу способность должников погасить свои кредиты. Замбия стала первой африканской страной, объявившей дефолт во время пандемии в конце 2020 года, что поставило Китай, крупнейшего кредитора этой страны, в центр внимания.
По данным исследования Центра зеленых финансов и развития шанхайского Фуданя, поскольку другие страны, включая Эфиопию, Шри-Ланку и Пакистан, погрузились в долговой кризис, ежегодное участие в рамках BRI упало до 63,7 миллиардов долларов в первый год глобального кризиса в области здравоохранения. Для сравнения, пик в более чем 120 миллиардов долларов отмечен в 2018 году.
Этот откат поддерживается геополитической напряженностью и внутренними проблемами, от которых страдает китайская экономика, и которые не проявляют никаких признаков ослабления.
Китай отреагировал переходом к так называемым «маленьким, но красивым» проектам, которые приносят пользу людям. Государственная газета People's Daily в этом месяце привела в качестве примера водоочистную станцию в Ботсване, модернизированную китайской фирмой, и технологическое партнерство с семеноводческой компанией в Коста-Рике.
Согласно отчету Fudan, средняя инвестиционная сделка BRI снизилась на 48% с пика 2018 года до примерно $392 млн в первой половине этого года. В отчете отслеживается как стоимость строительных проектов, финансируемых Китаем, так и тех, в которых китайские компании имеют долю участия.
Частные компании Китая также становятся более активными в пространстве, где когда-то доминировали банки и государственные компании, сказал Кристоф Недопил Ван, директор Азиатского института Гриффита, который является автором исследования Фудань.
Это привело к крупным инвестициям, ориентированным больше на глобальные рынки, чем на создание инфраструктуры. Китайская компания Contemporary Amperex Technology Co. и Mercedes-Benz Group AG, например, планируют инвестировать более 7 миллиардов долларов в завод в Венгрии, что станет крупнейшим проектом в стране BRI с момента его запуска в 2013 году.
Тем не менее, инициатива «Один пояс — один путь» всегда имела расплывчатое определение, и этот термин часто применялся к любым проектам в странах, имеющих дружественные связи с Китаем.
Географический фокус стратегии также менялся в соответствии с внешней политикой Си Цзиньпина. Согласно исследованию Fudan, Саудовская Аравия вошла в тройку крупнейших получателей кредитов BRI в этом году, поскольку китайский лидер стремится расширить свое влияние на Ближнем Востоке.
Тем не менее, Италия сомневается в том, что флагманская инициатива Си вообще приносит экономические выгоды.
После того, как Италия подписала соглашение о сотрудничестве в рамках BRI в 2019 году, ее импорт из Китая ускорился, но в обратном направлении поток товаров не увеличился. В прошлом году итальянский экспорт в Китай вырос всего на 5%, отставая от экспорта Германии и Франции — двух стран, которые не участвуют в BRI.
Министерство иностранных дел Китая не объявило о планах проведения круглого стола лидеров, который Си организовал на двух предыдущих мероприятиях, поскольку саммит, похоже, привлечет меньшее количество мировых лидеров.
Для стран Глобального Юга усилия Си Цзиньпина представить свою страну в качестве лидера развивающегося мира стали жизненно важным источником финансирования. Согласно исследованию Бостонского университета, Китай выделил 114 миллиардов долларов на финансирование развития только Африке с 2013 по 2021 год.
Эти расходы побудили правительства США и Европы расширить взаимодействие с некоторыми развивающимися странами, чтобы противостоять влиянию Китая. Но хотя западные конкуренты пообещали выделить миллиарды долларов, многие из их проектов так и не сдвинулись с мертвой точки.
Кредитные линии Китая будут проверены на этой неделе, когда лидер Кении Уильям Руто, как ожидается, попросит 1 миллиард долларов для финансирования застопорившихся инфраструктурных проектов. У Пэн, директор департамента по делам Африки Министерства иностранных дел Китая, заявил, что в этом месяце скоро будет объявлено о «большом кредите» для нового железнодорожного проекта в Африке.
Этого будет недостаточно, чтобы обратить вспять общую тенденцию сокращения BRI, но это может сигнализировать о постоянной приверженности Си программе как стержню его внешней политики.
По мнению Рафаэлло Пантуччи, старшего научного сотрудника Школы международных исследований имени С. Раджаратнама в Сингапуре, даже несмотря на более медленные темпы инвестиций, влияние Си Цзиньпина означает, что BRI будет жить.
Газета «Правда» была объективнее и честнее.