ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала «The New Times»:
На минувшей неделе Центробанк повысил прогноз чистого оттока капитала из России в 2011 году до 70 млрд долларов. Если такой рубеж к концу декабря будет достигнут, это будет означать, что превышена планка кризисного 2009 года, когда из России ушло 57 млрд долларов. Больший отток капитала был зафиксирован лишь в 2008 году — около 130 млрд долларов. Любопытно, как в течение нынешнего года менялись прогнозы наших денежных властей. В начале года, когда стало известно, что по итогам прошлого -2010-го — из страны утекло 38 млрд долларов, появился вполне благостный прогноз ЦБ: в 2011-м, дескать, отток будет в три раза меньше — 12-13 млрд долларов. Впрочем, от этой цифры очень быстро пришлось отказаться, заменив ее на другую, более реалистичную — $35 млрд. Впрочем, капитал покидал страну еще более высокими темпами, совершенно не считаясь с прогнозами властей. С января по сентябрь из России, по данным Центробанка, ушло 49,4 млрд долларов (против 14,3 млрд за тот же период прошлого года).
Несмотря на это, ответственные лица из Центробанка и Минэкономразвития упорно не желали признавать очевидного: очередной прогноз, обнародованный в начале октября, скорректировал плановую цифру лишь на 1 млрд долларов — до 36 млрд. То есть, чиновники полагали, что за последний квартал года процесс пойдет вспять и капитал почему-то устремится в Россию (А иначе как от «минус 49» перейти к «минус 36»?). Понятно, что никто из независимых экспертов такую точку зрения не разделял. Спорили лишь об итоговых цифрах- 50 млрд долларов, 60 млрд, еще больше.
В ноябре Центробанк наконец-то вернулся на траекторию здравого смысла и дал более-менее реальный прогноз, который уже можно анализировать, а не просто прикалываться над ним. Почему же инвесторы так поспешно выводят деньги из страны? У официальных лиц есть на этот вопрос готовый ответ: мировую экономику лихорадит, угрозу наступления второй волны кризиса никто не отменял, в таких условиях инвесторы постоянно норовят сбежать с развивающихся рынков и вложиться в более надежные инструменты.
Это, конечно, правда. Но масштабы такого бегства применительно к России поражают воображение. Тем более, что этих самых надежных инструментов в мире остается все меньше и меньше. Доллар и номинированные в нем американские бумаги? Но Америке, как известно недавно впервые понизили кредитный рейтинг, доллар постоянно слабеет, а экономика США никак не очнется от рецессии — чего туда бежать?
О Европе и о ее единой валюте вообще говорить не приходится: Греция — на грани дефолта, еврозона — на грани развала, Старый Свет сам просит помощи — в том числе и у России.
Китай — тоже сомнительный вариант: экономический рост здесь затормозился, инфляция выросла, финансовые пузыри — надулись. Юань, опять же неконверируем. Словом, не самое лучшее место для инвестиций.
Если смотреть не на страны, а на финансовые инструменты — ситуация тоже не блестящая. Надежных валют не осталось, нефть, согласно большинства прогнозов, скорее обвалится, чем подорожает. Даже золото, долгое время игравшее роль «тихой гавани», ныне далеко не на пике стоимости.
На этом фоне Россия должна смотреться для инвесторов не так уж и плохо. В конце концов наша экономика, пусть медленно, но растет. Внешних долгов — кот наплакал. Дефицит бюджета, если и будет, то чисто символический. Рубль пока никуда не валится, инфляция по местным меркам — небольшая. Даже нестабильный отечественный фондовый рынок в октябре исправно рос. И чего этим инвесторам еще надо? Политической стабильности? Ну уж с этим-то в России явно все в порядке: мы за полгода абсолютно точно знаем результат будущих президентских выборах, да и итоги предстоящих парламентских всем примерно понятны.
Главное, что гонит инвесторов прочь из России — тот фактор, о котором в проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики»Центробанка говорится лишь вскользь — негодный деловой климат. Да-да, ничего нового: высокие административные барьеры, непрошибаемая коррупция, взятки и чиновничий произвол не каждом шагу. А все разговоры о том, что инвесторов это, дескать, не очень-то и волнует и все подобные риски они заранее закладывают в свои бизнес-планы, от лукавого. Чем дальше — тем меньше они хотят прыгать через эти барьеры.
Минувшая неделя, кстати, подкинула им новые факты. Практически одновременно с прогнозом Центробанка обнародовала свой доклад «Индекс взяткодателей — 2011» международная организация Transparency International. Ничего неожиданного: Россия остается самой коррупциогенной страной среди 28 крупнейших экономик. А затем свой доклад на ту же тему представила российская Общественная палата. Там нет конкретных числовых индексов, но есть красноречивые выводы: коррупция в России достигла масштабов, при которых рушится экономика и право, а в обществе нарастает депрессия и чувство социальной несправедливости.
Ну и для чего, спрашивается, в этом царстве коррупции искать себе прибежище инвесторам? Вот они и бегут. А мировой финансовый кризис — он конечно виноват в оттоке капитала из России, но далеко не в той степени, как это хотят представить власти. Тут, как говорится, нечего на кризис пенять — было бы полезнее на себя оборотиться.