Мера, направленная на смягчение положения индивидуальных предпринимателей, из-за буквального прочтения новой формулы обернулась ростом страховых взносов до 100 тыс. рублей и более
Как выяснили «Известия», российских предпринимателей ждет досадная неожиданность. Новая формула расчета их страховых взносов в Пенсионный фонд России, оказывается, берет за точку отсчета не их прибыль, а выручку — то есть издержки не учитываются. В результате большинство ИП будут вынуждены платить по максимальному тарифу —138,6 тыс. рублей, а не 32,5 тыс. рублей, как предполагал прежний подход. В Пенсионном фонде и Минтруда этого не отрицают, но пока не могут объяснить, почему так парадоксально получилось. Ведь новые формулы принимали для поддержки предпринимателей — поправки в законы о страховых взносах и обязательном пенсионном страховании летом 2013-го преподносились как облегчение нагрузки.
Такое неприятное открытие сделали в общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В письме в Министерство труда «Опора» выразила обеспокоенность ситуацией и указала (текст письма есть у редакции), что в организацию поступают обращения индивидуальных предпринимателей в связи с «вопросом об определении дохода, исходя из величины которого определяется сумма страховых взносов».
Речь идет об обязательных платежах в ПФР со стороны предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой. До 2014 года сумма страховых взносов для ИП была одинаковой для всех (в 2013 году она составляла 32 479 рублей). Но с начала года введена дифференциация при расчете пенсионных отчислений, и теперь размер платежа зависит от дохода предпринимателя. Если доход не превышает 300 тыс. рублей в год, то размер взносов в ПФР рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ). На 1 января 2014 года МРОТ в России установлен в размере 5554 рубля в месяц, тариф страховых взносов в ПФР составляет 26%. Соответственно, размер платежа, помноженный на 12, равен 17 328 рублей в год.
Если же годовые доходы превысят 300 тыс. рублей, то в ПФР необходимо будет перечислять указанный выше платеж плюс 1% от суммы дохода свыше 300 тыс. рублей. При этом страховые взносы не могут превышать сумму, рассчитанную по тарифу исходя из 8 МРОТ (26% от 8 МРОТ, умноженное на 12 месяцев). Так, на 2014 год максимальный размер взносов в ПФР составляет 138 628 рублей. В обоих вариантах, кстати, нужно еще платить 5,1% ставку от МРОТ в Фонд обязательного медицинского страхования, годовая сумма — 3399 рублей.
Введение дифференциации анонсировалось как мера, направленная на снижение фискальной нагрузки на предпринимателей, имеющих низкие доходы. На такой шаг власти пошли после того, как более 300 тыс. человек прекратили свою деятельность в качестве ИП в результате повышения с 1 января 2013 года взносов на обязательное пенсионное страхование (с 14,4 тыс. рублей в год до 32,5 тыс. рублей). За 2013 год в России, по официальным данным, число предпринимателей сократилось на 500 тыс. до 3,5 млн человек (на уровне 2008 года).
Вопросы у «Опоры России» возникли относительно разъяснений, размещенных на официальном сайте ПФР. По ним для целей расчета доходов, учитываемых для уплаты страхового взноса, расходы не учитываются. Таким образом, базой для исчисления размера страхового платежа является валовая выручка предпринимателя. В то же время, отмечается в письме «Опоры России», в Налоговом кодексе налоговая база для исчисления суммы налога на доходы граждан (НДФЛ) определяется как «доходы минус расходы».
— Расчет взносов в ПФР с общей суммы доходов без учета расходов является серьезным ударом по бюджету малого предпринимательства, — говорится в письме. — Практически все ИП, применяющие общую или упрощенную систему налогообложения, вынуждены будут уплатить взносы в ПФР по максимальному тарифу 8 МРОТ, в денежном эквиваленте 138,6 тыс. рублей в год.
В связи с этим «Опора России» просит Минтруда подготовить официальное разъяснение, тем самым снизить риски злоупотребления при толковании и применении норм закона.
В Минтруда и Пенсионном фонде России никаким образом не опровергают опасения бизнесменов — впрочем, у властей есть время, чтобы разобраться в ситуации. В Минтруда, например, подтвердили, что письмо получено, и сейчас ведомство готовит ответ. Содержание ответа в министерстве раскрывать не стали.
В ПФР дали понять, что паниковать рано — в организации «Известиям» сказали, что в соответствии с законом налоговые органы направляют в ПФР сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период не позднее 15 июня года, следующего за истекшим периодом. То есть за 2014 год сведения должны поступить до 15 июня 2015 года.
— На основании указанных данных территориальные органы ПФР будут осуществлять контроль за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, — говорят в пресс-службе фонда. — При этом территориальные органы ПФР в целях уплаты страховых взносов доход для предпринимателей самостоятельно не рассчитывают, а будут использовать информацию, получаемую от налоговых органов в соответствии с нормами закона и на основании соглашения об информационном взаимодействии.
Вместе с тем, как указал адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев, обозначенный ПФР подход полностью соответствует действующему законодательству. Когда в законе, пояснил он, указано, что размер страхового взноса в ПФР зависит от дохода, то имеется в виду именно доход, а не доход за вычетом расходов.
— Применение такого похода приведет к существенному увеличению фискальной нагрузки для малого предпринимательства, — говорит Антон Соничев. — В связи с этим возникнет риск того, что ИП начнут массово закрываться и уходить в тень — повторится ситуация 2013 года. Последствиями данной ситуации станет сокращение и без того низкой доли малого и среднего бизнеса в стране и увеличение теневого сектора, что затормозит развитие экономики. Также могут возрасти случаи махинаций с отчетностью, чтобы платить меньший взнос.
Партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов соглашается, что позиция ПФР в этом вопросе основана на буквальном прочтении закона. Предпринимателям, скорее, следует апеллировать не к руководству Пенсионного фонда, а к законодателям.
— Экономически такой подход представляется не вполне правильным, поскольку в этом случае игнорируется фактическая способность предпринимателя к уплате взносов: как предприниматель, имеющий значительный удельный вес расходов в своей деятельности, так и предприниматель, не имеющий расходов, будут уплачивать взносы в одинаковом размере. В целом в условиях стагнации в экономике и увеличения бюджетного дефицита маловероятно, что российские власти будут готовы пересмотреть порядок исчисления страховых взносов в сторону значительного снижения их размера, — говорит Егор Батанов.
Можно отметить, что в конце марта 2014 года «Опора России» нашла в новых законах еще одного, как выразилась организация, «троянского коня» — поправки в Налоговый кодекс, которые отменяют нулевой налог на имущество для малого бизнеса и ИП и могут увеличить налоговую нагрузку на 200 млрд рублей (более чем вдвое). Организация сначала пожаловалась президенту на то, что поправки были приняты «в тайне», без консультации с бизнесом перед вторым чтением закона в Думе. После подписания закона президентом «Опора» пообещала оспорить закон в Конституционном суде.