Рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг Голландии, лишив страну тройной А Какой символизм. Спрэд между 10-летними немецкими гос. облигациями и голландскими бондами почти не сдвинулся с места. Это многое значит для политики Нидерландов, хотя никогда не унывающий Йерун Дейсселблум заявил, что понижение рейтинга до АА+ станет прекрасной мотивацией для более активных реформ. Мы очень рады за г-на министра и за его мотивацию. Агентство S&P так или иначе заявило о том, что страна ступила на «темную сторону». Динамика роста дохода на душу населения «остается устойчиво низкой» по сравнению с аналогичными странами. Экономика при этом, согласно прогнозам, сократится на 1.2% в этом году. А рост доходов на душу населения, в среднем, составит -0.1% за период с 2006 по 2016 годы. Объем производства достигнет пиковых значений не раньше, чем в 2017 году. Реальные доходы сокращаются быстрее, чем в Великобритании, хотя в Британии корректировки вызваны совсем другими факторами (ростом инфляции и снижением курса фунта). В итоге — результат похож лишь внешне, но по содержанию, отличается, как день и ночь. Голландские должники попали в ловушку. Цены на жилье упали на 20% по сравнению с максимумами, и, скорее всего, продолжат двигаться вниз. Около 16% ипотечных кредитов уже дороже недвижимости, на покупку которой они были выданы. Задолженность голландских домохозяйств приближается к 110% от ВВП, а совокупный частный и государственный долг в стране — к шокирующим 300% от ВВП. Намного больше, чем в Италии.
С дефляцией шутки плохи, особенно с такими коэффициентами долга, хотя в Нидерландах мы видим именно это смертельное сочетание. Согласно последним данным Евростата, гармонизированный индекс потребительских цен (HICP) после поправки на налоги уже некоторое время держится в области -0.8% в годовом исчислении. У Нидерландов неплохие резервы, отложенные на черный день, но большая их часть заперта в пенсионных фондах. Если дефляция отступит, стране, скорее всего, удастся выкарабкаться — так считают все эти самоуверенные чиновники, которые смотреть дальше своего носа не приучены, они и приближение нынешних проблем проморгали — и при условии, что экономика Еврозоны начнет уверенно восстанавливаться в следующем году. Ясно одно — у страны сейчас нет подушки безопасности. Любое внешнее потрясение толкнет Голландию к дефляции в японском стиле, это сильно усложнит решение долговых проблем. Ни одна развитая экономика не может так рисковать.
В основе всей этой печальной саги — монетарная политика, которая совсем не подходит Голландии и со временем деградирует в элементарную, грубую политическую ошибку. Процентные ставки ЕЦБ были слишком низкими для страны в период кредитного пузыря. Но после того, как он начал медленно и мучительно сдуваться, монетарные условия оказались слишком жесткими. В октябре темпы роста денежной массы М3 в Голландии упали до -3.6%. Нужно смотреть правде в глаза: валютный союз сыграл роль дестабилизатора для страны, несмотря на то, что она выступала в роли кредитора и активно торговала с Германией. Теперь голландцы в глубокой западне. Согласно прогнозам S&P, профицит текущего счета в Голландии вырастет до 10% от ВВП за период с 2013 по 2016 годы. И это вовсе не признак оздоровления. Любой глубокий дисбаланс — это всегда плохо. Структуры продолжают деформироваться. Но что удивляет меня больше всего, так это то, что Центробанк Голландии так спокойно относится к чрезмерно жесткой политике Европейского центрального банка. Почему его председатель Клаас Кнот в прошлом месяце голосовал вместе с «ястребами» против снижения ставки? Что это? Кальвинистская солидарность? «zachte heelmeesters maken stinkende wonden» — как гласит голландская пословица (слабая требовательность вредит делу)?
Почему он становится на сторону «агрессивно настроенных» коллег, когда ЕЦБ невыразимо далек от своих собственных целей по инфляции и М3? И когда эта политическая ошибка наносит такой вред не только Европе, но и его стране? Не сомневаюсь, что у г-на Кнота припасено несколько блестящих технических оправданий на этот счет. Хотелось бы их услышать. Возможно, Tweede Kamer (Палата Представителей в Голландии) они тоже заинтересуют.
Амброз Эванс Питчард