Рецензии на книги
На первый взгляд могло показаться, что Кевину Систрому жизнь давала шансы, а он их бездарно упустил. И действительно, вчерашний студент был знаком с важнейшими фигурами Силиконовой долины. Еще год назад тогда еще начинающий стартапер Марк Цукерберг предложил Кевину заняться оптимизацией фото в соцсети Цукбук, но Систром отказался. Но за год соцсеть Цукбук набрала огромную популярность, и Кевин кусал локти. Такой шанс упустил! Систром написал письмо Цукербергу, но тот даже не ответил.
А ведь была еще стажировка в проекте, который позднее стал известен как Твиттер. Куратором Кевина был Джек Дорси, который позднее стал СЕО Твиттера. Дорси также стал другом Систрома.
И все же, Кевин Систром хотел делать свой проект под названием Burbn. Он любил виски и подумывал о том, чтобы сделать приложение вроде Foursquare. Пользователь идет в бар выпить, отмечает это в приложении, друзья видят локацию и присоединяются. Это была довольно странная идея, но Систром получил на нее инвестиции. Но инвесторы поставили условие — должен быть партнер. Систром подтянул в проект иностранца — толкового разработчика Майкла Кригера.
Перед запуском проекта Систрома одолели сомнения. И в последний момент он резко сменил концепцию. Как ни странно, но инвесторы были рады и еще добавили денег. Одним из первых инвесторов стал Джек Дорси.
Главная идея проекта И. — размещение фотографий. Камера в смартфонах стала довольно качественной, а мобильный интернет шустрым и недорогим. Но был еще важный момент. В отличие от соц.сетей прошлого поколения Цукбук и Твиттер (которые появились всего несколько лет назад), новый И. был предназначен только для смартфона. Как бонус — несколько фильтров, которые придумал знакомый фотограф.
Весь процесс — сделать фото, при необходимости наложить фильтры и разместить в И. был максимально простым. Отбросили все лишнее, вроде репостов, сохранения чужих фото итд. Предстояло завлечь “идеальных пользователей” — моделей, художников, артистов, фотографов итд. Они должны были показывать на красивых фото свою идеальную жизнь. И. по мнению перфекциониста Систрома — это тщательный выбор локаций, много ракурсов и фото, а затем фильтры. На всю эту когорту должны подписываться обыватели — следить за их жизнью, лайкать, писать коменты. Впрочем, обыватели тоже должны стремиться к совершенству в своих блогах.
Приложение вышло в Апсторе в октябре 2010 года. В апреле 2012 года в Гугл Плее. И в том же апреле Цукерберг купил И. за баснословную сумму — 1 млрд долларов.
Почему И. стал таким популярным? Ведь были и другие сети с картинками и фильтрами. Одна из причин — это Твиттер. Джек Дорси не только был инвестором в И. Он надеялся купить его раньше или позже, как это сделал Цукерберг. В первый год Дорси даже предложил купить И. Эвану Уильямсу, который в то время был СЕО Твиттер. Но Уильмс отказался, возможно из-за конфликта с Дорси. Это была большая ошибка.
Со старта И. в твитах можно было разместить фото со ссылкой на сам И. Подписчики Твитера легко перетекали в И. Ведь у них были разные концепции, которые дополняли друг друга — Твиттер для обсуждения, И. — для визуальных образов.
Систром и сам стал воплощением И. Перфекционист, любитель покупать лучшее и пользоваться лучшим. И. стал окном в идеальный мир совершенства. Красивые локации, красивые люди, красивая жизнь. Но в этом была не только сила И., но и большая слабость, которая чуть было его не погубила.
Цукерберг представил И. не только независимость, но и возможность расти быстрее. Все наработки Цукбука, неограниченный бюджет и многое другое.
Главное для Цукерберга — быстрый рост, экспансия. Он был одержим цифрами, метриками, графиками. Поведение пользователей тщательно изучалось. Как только в каких-то странах рост уменьшался, искали и устраняли причину. Один из главных страхов — повторить судьбу сети Майспейс. Т.е. проглядеть опасного конкурента, который появляется из небытия и перехватывает рынок. Для этого надо быть гибким, постоянно изучать тренды и конкурентов. Восходящую звезду — купить, а если не получится — создать аналог.
Популярность Снэпчата на первый взгляд была удивительной. Глупые смешные фото и видео-истории, которые пропадают через несколько секунд. Чем это лучше И? Да всем, ответили бы подростки. Ведь можно спросонья снять фото/видео со своим опухшим лицом, как есть и отправить друзьям. Все равно это скоро пропадет и можно быть самим собой, а не идеальным человеком. Не надо краситься, делать десятки фото с разными ракурсами, выбирать лучшее, размещать и ждать лайки и коменты. А если коментов будет мало — обижаться и комплексовать.
Цукерберг предложил Эвану Шпигелю 3 млрд долларов за Снэпчат. 23-х летний Шпигель отказался. К тому времени в Снэпчате работало всего 17 человек. Тогда Цукерберг создал приложение Poke, но проект провалился. Даже компетенции и ресурсы Цукбука не смогли переключить внимание подростков.
Идея сторис — коротких видео или фото, которые через сутки пропадают, витала в воздухе. Но первое время Систром был категорически против. Он не спешил внедрять новые фичи, ибо боялся нарушить особую атмосферу И.
Между тем, к И. подключалось все больше и больше селебов. Селебы приводили за собой аудиторию. Но И. и сам стал производить селебов.
Фото, которое принесло паре сотни тысяч подписчиков и доходы в 200-300тыс долларов в месяц«Ты должен постоять кормить машину. Ты должен постоянно производить контент. Люди думают, что мы живем „жизнью мечты“ и это правда, но мы всегда думаем — »нам нужен контент, нужен хороший контент, нужен контент". Hocke & Demyttenaere
Рынок глянца и шоу-бизнеса менялся на глазах. Одним он принес миллионы, другим жестокое разочарование. Но об этом во второй части.