Чёрные дни «СПБ биржи» не спешат окрашиваться какими-то новыми красками. Как только в начале ноября США включили площадку в санкционный список, её акции устремились вниз. В понедельник падение только ускорилось, подталкиваемое в спину новостями про банкротство биржи. Пришлось организатору торгов объясняться, что выходить из игры он не намерен.
2 ноября Минфин США отправил СПБ Биржу в SDN-лист — список людей и компаний, с которыми резиденты Штатов не могут вести дела или совершать с членами этого списка какие бы то ни было транзакции. Для торговой площадки, специализировавшейся на торговле иностранными бумагами, это решение было равнозначно удару под дых. Хотя после февральских событий, сидя в России, оставалось только надеяться разбогатеть на продажах акций «Теслы». И риски с каждым новым принятым пакетом санкций только повышались.
Однако «СПБ Биржа» не спешила биться в истерике и сворачивать свою деятельность. Площадка вообще демонстрировала фантастическую приспособляемость. После начала СВО объём торгов иностранными акциями здесь упал втрое, но не прекратился — стоимостный объём сделок в режиме основных торгов для группы инструментов «Иностранные бумаги» с $393млрд в 2021году упал до $122млрд.
Попадание в SDN-лист едва не отправило её в нокдаун, пришлось вслух успокаивать инвесторов рассказами о том, что для биржи нет ничего важнее интересов участников торгов. Было
заявлено: «Торги иностранными ценными бумагами приостановлены с целью проведения комплаенс-процедур: СПБ Биржа взаимодействует с российскими и иностранными контрагентами, чтобы установить порядок действий в сложившихся условиях». Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) тем временем выпустило лицензию на выход из ценных бумаг «СПБ биржи» на срок до 31 января 2024 года.
Возникшая турбулентность привела к смене руководителя биржи, 7 ноября в кресло генерального директора вместо Романа Горюнова сел Евгений Сердюков, уже занимавший это должность с 2012 до 2021гг.
— СПБ Биржа обладает устойчивостью к шокам и достаточным уровнем капитала, —
на старте отметил новый старый вожак. — У команды СПБ Биржи есть значительный опыт работы и развития бизнеса в условиях неопределённости и экстремальных инфраструктурных изменений на финансовом рынке. После решения первоочередной задачи СПБ Биржа будет реализовывать новую стратегию развития, в рамках которой сфокусируется на торгах инвестиционными инструментами с расчётами в рублях, сохранит и будет развивать проекты на российском финансовом рынке.
Слушатели покивали головой, мысленно подсчитывая, сколько дней осталось стрессоустойчивой компании. 27 ноября она смело бросилась выдерживать новый шок. Угроза окончательного закрытия замаячила как никогда близко после того, как РБК
ошарашил читателей новостью, что Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск о банкротстве СПБ Биржи. Акции площадки стремительно полетели вниз, не обращая внимания на то, что заявление даже пока не принято к производству.
Люди на эмоциях решили, что речь идёт о том, что сама биржа решила обанкротиться и начали ускоренно сливать её бумаги, которые и так за месяц упали в цене в два раза. Чтобы хоть как-то остановить эту лавину, телеграм-канал площадки выпустил очередное официальное заявление: «СПБ Биржа не подавала документы на банкротство. Сообщения об этом не соответствуют действительности. СПБ Биржа обладает устойчивым финансовым состоянием, признаков банкротства нет». Уточнять от кого и в связи последовал иск о банкротстве, зафиксированный в картотеке арбитражных дел, авторы заявления не стали.
Любопытный
комментарий дал радиостанции «Бизнес fm» частный инвестор Василий Олейник:
— Пока рано делать выводы, ситуация интересная, подробности со стороны СПБ никто не даст, может быть, это одна из лазеек для высвобождения тех активов, которые заморожены. То есть банкротство юрлица, сделать быстро новое юрлицо, с которым могут работать контрагенты, но этому юрлицу надо будет получать весь пакет лицензий и в России, и там, поэтому это все небыстро. Пока остается только гадать, потому что многие думают, что смена юрлица может как-то помочь дотянуться до тех замороженных активов, которые есть за рубежом. Что касается самих активов, они никуда не деваются, они находятся в кастодиане, один — The Bank of New York Mellon, американский банк, там хранятся активы, и второй — какой-нибудь гонконгский депозитарий, может быть любой банк Гонконга, какой-нибудь гонконгский брокер, активы как лежали, так и лежат, доступа к ним нет через всю цепочку, которая принадлежит сейчас СПБ. Что делает биржа — она получает все соответствующие документы той самой лицензионной комиссии американской OFAC, которая выдала разрешение до 31 января бумажки собрать, предоставить контрагентам, что дали добро, что с нами еще работать можно два месяца. Но процедура эта небыстрая, везде еще очереди, время на рассмотрение заявок. Вы знаете, что такое бумажная волокита: запросил документы, неделю-две ждешь ответа, потом в течение недели-двух приходит ответ. Поэтому процесс этот идет, ребята работают, это то, что я из последнего знаю. Насколько затянется, успеем или нет получить обнадеживающую информацию до Нового года, успеют ли до 31 января, вопрос открытый. Сейчас нет конкретики, биржа тоже молчит. По поводу количества клиентских денег, которые зависли, видел приблизительные оценки — от 1,5 трлн рублей. Лучше всего дождаться завершения этой эпопеи до 31 января, и там будет понимание, раньше времени рыпаться не вижу смысла, тратить время, деньги и нервы, все равно вы ничего не сделаете, там есть свои технические нюансы, связанные с депозитарием, как там оценивают и хранят все эти акции, лучше пока подождать