НОВАЯ ЖИЗНЬ
Годовое собрание акционеров Банка Москвы, прошедшее в понедельник, показало, насколько изменения в составе акционеров изменили жизнь миноритариев. В частности, голосование на этот раз проходило не в привычной гостинице в Сокольниках, а в одном из офисов Банка Москвы на Трубной улице. Пропускной режим из-за этого стал заметно жестче. Например, поначалу служба безопасности категорически отказалась пускать акционера с малолетним ребенком. Позже этот вопрос, правда, был урегулирован, и ребенок с удовольствием угощался нетрадиционными для стола акционеров Банка Москвы лакомствами — ананасами, черешней и итальянской ветчиной. «Прямо как в настоящем ресторане», — удивлялись миноритарии.
Началось собрание чуть позже обозначенного в бюллетенях времени: ждали председателя совета директоров Банка Москвы А.Костина. Впрочем, продлилось собрание четко запланированные два часа. По истечении которых, к удивлению большинства акционеров, результаты голосования оглашены не были. Об итогах собрания можно будет узнать на сайте банка через три дня, сообщил А.Костин.
СТАРАЯ ПОВЕСТКА
Недовольство в зале начало накапливаться с самого начала. Стоило А.Костину начать собрание, как миноритарии начали выкрикивать с места вопросы. Они никак не могли понять, как можно проводить годовое собрание без реального голосования по стандартным для таких мероприятий вопросам — утверждению годового отчета и отчета о прибылях и убытках, выплаты дивидендов. Как разъяснил акционерам зампред правления ВТБ Андрей Пучков, «ревизионная комиссия, которая была в Банке Москвы ранее сформирована собранием акционеров, в прошлом году самораспустилась, не выразив своего мнения по вопросам, связанным с годовым отчетом, годовой отчетностью». «Следовательно, в настоящее время у общества (ОАО „Банк Москвы“ — прим. ИФ-АФИ), менеджмента Банка Москвы отсутствуют те материалы, которые должны были бы быть предоставлены для полноценного решения по данному вопросу. (.. .) К сожалению, в настоящее время нет возможности предоставить вам те материалы, которые вы должны были бы одобрить в соответствии с законом об акционерных обществах», — сказал он.
Как отметил президент Банка Москвы Михаил Кузовлев, вопросы повестки годового собрания акционеров были сформированы на основании предложений акционеров еще в феврале. «Согласно действующему акционерному законодательству, они не подлежат изменениям, в этой связи нам предстоит голосовать по вопросам, не совсем актуальным. В настоящее время Банк России и Счетная палата еще продолжают проверку банка, эти проверки не завершены, и объективные показатели деятельности банка при всем нашем желании не могут быть представлены вам сегодня», — сказал он.
В этой связи совет директоров Банка Москвы рекомендовал акционерам воздержаться от голосования по четырем из 17 вопросам повестки дня — это утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, распределение прибыли, выплата дивидендов.
Не могли акционеры понять и то, зачем голосовать по вопросу об избрании Андрея Бородина или Дмитрия Акулинина на пост президента банка, а также прекращать полномочия действующего — М.Кузовлева. В трактовке миноритария Павла Папенкова этот пункт повестки дня прозвучал так: «Кузовлев что, завалил работу за несколько месяцев? Если да, то давайте его наказывать!»
«Это чисто законодательные требования. Эти граждане (бывшие руководители Банка Москвы — прим. ИФ-АФИ), прежде чем продать свои акции, внесли эти вопросы в повестку дня», — уточнил А.Костин.
Акционеры, в свою очередь, предложили собрание перенести. «Аудит где у вас? Что за профанация такая? Давайте тогда собрание переносить», — заявил акционер Вадим Давыдов. «Мы-то думали, что закончились проблемы у банка, а они, выходит, только начинаются!», — добавил к его реплике не назвавший своего имени миноритарий.
В ответ А.Костин предложил акционерам тем не менее вернуться к голосованию и принять решение по остальным 13 вопросам повестки дня. «У нас есть собрание — вы пришли. Давайте те вопросы, которые есть возможность обсудить, — обсудим, а к остальным вернемся в следующий раз», — заявил он, напомнив, что в повестке дня собрания есть еще избрание совета директоров и ревизионной комиссии, изменения в уставе банка, положении о правлении.
СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ
Акционерам этих призывов, впрочем, оказалось недостаточно. В итоге А.Костину пришлось в очередной раз напомнить присутствующим: «Мы получили ситуацию в банке, сложившуюся не по нашей вине, мы сейчас прорабатываем эти меры, чтобы в том числе и вы — акционеры — не пострадали от этого».
Акционеров как раз и интересовало текущее состояние дел в банке. Например, при голосовании по вопросу «об одобрении сделок с заинтересованностью» миноритарий Алексей Рулев спросил: «А нам известно, на счету Банка Москвы деньги-то есть? Или в ЦБ нужно перекредитоваться? Зачем тогда выбирать совет директоров? Какие-то элементарные цифры можно дать? Или мы говорим о трупе, об умершем банке?» «Это вообще-то, честно говоря, позор не только для Банка Москвы, но и, извините, для ВТБ», — заявил он.
Отвечая на эту реплику, М.Кузовлев сказал, что «ряд бывших акционеров и менеджеров банка занял неконструктивную позицию в вопросе предоставленная новым акционерам объективной информации о состоянии дел, попытался нарушить ритмичную работу банка». «По этой причине новое руководство банка смогло приступить к работе только в середине апреля текущего года, начав ее с аудирования состояния показателей банка. Одновременно прилагая усилия к сохранению его управляемости и позиций на рынке, что нам, в основном, удалось сделать», — добавил он.
Глава Банка Москвы отметил также, что сейчас решается вопрос, будет ли прибыльным банк в 2010 году. «Мы досоздали после отчетной даты 12 млрд рублей резервов. В итоге видно, что прибыли практически не осталось (чистая прибыль банка по РСБУ за 2010 год до учета событий после отчетной даты была равна 11,4 млрд рублей — прим. ИФ-АФИ)», — сказал он.
А.Костин подчеркнул, что ВТБ будет оказывать помощь приобретенному банку, и делать это будет вместе с государством. «Банк ВТБ будет оказывать помощь Банку Москвы. Мы рассчитываем также, что такую помощь окажется и правительство в адекватном размере», — заявил он.
«Проблемы в Банке Москвы накопились серьезные, и решать их нам очень сложно. Полгода я занимаюсь Банком Москвы, а не банком ВТБ», — добавил он.
ЗАГОЛОВКИ В ПРЕССЕ
В итоге конструктивной дискуссии так и не завязалось. Если сначала упреки акционеров в том, что отсутствие ясности по ряду ключевых вопросов может повлечь вызвать негатив в СМИ и усугубить ситуацию, А.Костин с легкостью парировал («я забочусь о здоровье Банка Москвы, а не о заголовках в прессе»), то в одном из своих заключительных выступлений он был уже очень резок. «Что сейчас бузите-то, неужели не понятно, чтобы с вами же потом говорить, нам нужна эта ревизионная комиссия (в ходе собрания был вопрос и о ревизионной комиссии — прим. ИФ-АФИ), иначе по закону мы не может этот отчет утвердить? Мы этим и занимаемся сейчас, а вы только швыряете всякое дерьмо. Мне кажется, не совсем это конструктивно».
Это заявление у миноритариев вызвало бурное недовольство, однако их вопросы почему-то иссякли, и А.Костин и М.Кузовлев быстро покинули зал, избежав традиционного общения с миноритариями тет-а-тет.
ИнтерФакс...