Блог им. Palmer_smartlabru
В январе-феврале 2022 агентство Блумберг бьёт в барабаны войны, «параноики» инорезы распродают российские акции, скидки на них доходят до 25%. «Побряцают оружием и разойдутся» – так думали многие «здравомыслящие» россияне, включая меня. Я активно докупал акции со скидкой. «Покупай на опасениях, продавай на оптимизме» — или как там говорили биржевые гуру? Накануне 23 февраля «предпраздничные» скидки на некоторые акции доходили до 30-40%. И я так увлекся покупками, что залез на пол-шишечки в маржиналку, на каких-то 10% от счета, всего-лишь…
Небольшое отступление – вообще-то, я стараюсь не использовать маржиналку и краткосрочные спекуляции. Предпочитаю инвестиции на свои, без стопов, «покупай, когда дешево…», если еще дешевле – усредняюсь по-возможности, и крайне неохотно фиксирую убыток. Такой подход позволил мне пройти кризис 2020 года с львиной долей нефтедобытчиков в портфеле без потерь и даже с хорошей прибылью. На фондовом рынке с 2019 года, моему ИИС до совершенно- трёх-летия оставались считанные месяцы, сразу после чего я планировал зарезать этого кабанчика. Понимая противоречие целей налоговых льгот по ИИС моему желанию диверсифицировать вложения зарубежными активами, старался держать всю «иностранщину» на отдельном брокерском счете у того же брокера. Но ближе к концу срока ИИС немного отошел от этого принципа, что потом принесло много проблем. И все мои счета были у единственного брокера — ВТБ. Просто как давнему клиенту этого банка, мне было проще всего дистанционно открыть счета именно в нем. Проще, но не лучше…
…нет, не КВН, но тоже слово из трёх букв.
С утра от брокера посыпались sms о необходимости закрытия маржинальных позиций, с пугающими предупреждениями про УДС. Накануне, на «предпраздничной» распродаже на брокерский счет были взяты на плечи российские акции под обеспечение «иностранщиной», которое превратилось в тыкву. Пришлось срочно пополнять рублями счет с банковской кредитки, благо сумма там была лишь пятизначная.
Хуже обстояли дела с ИИС. Маржиналка была лишь на каких-то $300, но пополнять ИИС валютой низьзя, а покупать баксы за рубли в тот момент — толи невозможно, толи по какому-то безумному курсу и с конскими комиссиями, точно уже и не помню. Приложение брокера работало через пень-колоду. Отделался легким испугом, всё-таки сумев закрыв пару валютных позиций в ETF на нужную сумму, закрыл их практически в безубыток.
Торги еще шли, и ближе к полудню на рынке был самый «чёрный» четверг
Как писал выше, я крайне неохотно фиксирую убыток, а он в российских акциях был удручающий. Ну это я уже проходил в 2020, просадку буду пересиживать в активах. А вот прибыль зафиксировать – самое время. 1 марта закрыл прибыльные и безубыточные позиции в «иностранщине» на брокерском счете, купленной на СПБ бирже. Как позже выяснится, это был последний торговый день через брокера ВТБ на СПБ Бирже, повезло. Но не сильно, т.к. вырученные доллары вывел с брокерского счета лишь в конце марта на валютный счет в ВТБ, где они оказались заблокированы до лучших времён. А конский НДФЛ на курсовую разницу по сделкам 1 марта при курсе доллара 103,2487 на 3 марта 2022 пришлось заплатить сразу же при выводе.
В марте торги на Мосбирже уже остановлены. Многие приличные брокеры дают торговать, или хотя бы закрыть позиции в «иностранщине» на СПБ Бирже, но брокер ВТБ в число таковых не входил.
«В целях заботы… чтобы Вы сохранили возможность…» — как же, держите карман шире! Сейчас прошло уже более года, но почти всё переведенное из ВТБ к другим брокерам всё еще заблокировано на неторговых счетах СПБ биржи. Как позже выяснится из депозитарных выписок, благодаря этакой «заботе» туда же попали даже некоторые активы, купленные за рубли на Мосбирже, но хитромудрым образом оказавшиеся в депозитарии СПБ биржи еще 28 февраля.
Таким извращенным способом мой брокерской счет был заботливо расчленен, и вся «иностранщина» поехала в Россельхозбанк, а российские акции остались в ВТБ. Кто бы до этого знал, что «чистокровно» русскими активами считаются только начинающиеся на RU в ISIN, а не те, что торгуются за рубли на Мосбирже. Из-за парочки ETF FinEx и квази-российских акций с иностранной регистрацией, мой ИИС, на 90% состоящий из «чистокровных», целиком переезжает в Альфу. Спустя месяц прилетают санкции на Альфу, который в свою очередь обещает проявить аналогичную заботу, но в последний момент кидает с обещанным централизованным переводом к другому брокеру. Я отказался от повторного перевода ИИС куда-то еще, и застрял в Альфе, без возможности закрыть уже трёх-летний ИИС. Оказывается, брокер Альфа не умел закрывать ИИС с переводом активов на брокерский счет. Закрыть можно было только если распродать всё под ноль, что было совершенно невозможно. Помимо заблокированной «иностранщины» на нём болтался снятый с торгов Тантал. Да, я настолько не люблю фиксировать убыток, что пошел с ними на делистинг. Позднее к нему присоединился Петропавловск. Тем временем Россельхозбанк уж третий месяц неторопливо переваривает перевод из ВТБ, на фоне разговоров о санкциях уже на него. Понимая, что этот недоброкер подобный централизованный перевод уж точно не вывезет, я открываю счет у четвертого брокера, и перевожу все из Россельхозбанка в Финам. Но эта эпопея заслуживает отдельного рассказа.
Вторая половина года не отметилась ничем примечательным. Попытки усреднения упавших ниже плинтуса российских акций, краткосрочные спекуляции на унылом рынке. Единственное — мои хлопоты с переводом в Финам принесли свои плоды. Нет, эти переведенные активы по большей части так и остались заблокированы. Но в ноябре чудесным образом произошла частичная разблокировка СПБ биржей двух из восьми переведенных ИЦБ, среди которых почти полностью была разблокирована позиция, отросшая к тому моменту на более чем 500% прибыли — американский нефтедобытчик купленный на дне 2020 года. Неожиданная прибыль была незамедлительно зафиксирована и выведена в наличную валюту. Тогда же, из-за бесконечных продлений валютных ограничений ЦБ, обналичил доллары на счете ВТБ через вывод в наличные рубли по курсу ЦБ и покупку наличной валюты в кассе банка, с сопутствующими потерями на двойную конвертацию. Осознанный выбор между допустимым ущербом и бессмысленным ожиданием снятия валютных ограничений. Наличный доллар в кассах банка тогда стоил дешевле 65 рублей, и это не фантастика.
Продолжение следует...
До сих пор разобрать все не могу.