Блог им. IgorKokarev

Иранский фондовый рынок и инфляция. Жульничество с курсами

В моей предыдущей теме про фондовый рынок Турции и инфляцию в комментарии написали, что иранский фондовый рынок обогнал доллар. Даже графики приложили.

Действительно обогнал. На бумаге. Только есть нюанс. 

Был посчитан индекс фондового рынка Ирана (TEDPIX) против доллара по официальному курсу иранского ЦБ в 42 тысячи реалов за бакс.

С января  2014 года за 9 лет (дольше не нашел статистики) TEDPIX вырос с 88'000 до 1'367'060. Рост в 15 раз.
А доллар тогда стоил 25'000 риалов. Вроде бы рост?

Только официальный курс риала прибит гвоздями с 2018 года на 42'000 риалов.

В Иране множественные курсы валют. Есть официальный курс доллара. Есть курс для импортеров. Есть курс для экспортеров (около 384 тыс риалов). И есть уличный курс наличного доллара — сейчас около 600 тысяч риалов (данные РИА Новости). 

Берем статью путешественников из России в Иран за февраль 2014 года (ссылка)

Они пишут: «Официальный курс: 1 доллар = 25 000 риалов. Курс черного рынка: 1 доллар = 35 000 риалов.»

А сейчас курс наличного доллара на улице 600 тысяч риалов! Т.е. падение курса риала до 17 раз, если считать по курсу уличному, по экспортному курсу (NIMA) разница в 15 раз! А фонда выросла в 15 раз.
Т.е. можно сказать, что фондовый рынок в Иране за 9 лет чуть хуже наличного доллара, если не учитывать дивиденды (не знаю какие они в Иране).

С 2021 года индекс фондового рынка TEDPIX снизился уже на 30%.

Хотя официальный курс доллара в Ирана жестко прибили гвоздями на 42 тысячи риалов уже 5 лет, инфляция за 2019 — 40%, за 2020 — 30%, за 2021 — 43%. За 2022 полных данных не нашел, в ноябре писали что около 50% ожидается.

Иран под жесткими санкциями уже давно, ему ограничен экспорт. Еще важный урок Ирана — множественные курсы. Как держатель замещающих валютных облигаций РФ я несколько напрягся.

Делайте выводы, и учитывайте в своей стратегии сбережения капитала.

UPD. Переработал пост, т.к. заметил ошибку в оценке индекса TEDPIX на начало 2014 года. Сейчас правильные значения.
★7
66 комментариев
Надо вкладывать в spy и золото
Биотехнолог, не верю в ближайший рост SPY, да и золото может пойти куда угодно.
avatar
Alexide, не надо верить… можно взять историю лет за 100
Биотехнолог, как раз история за 100 лет показывает, что после ускоренного роста американской фонды следует хороший обвал акций. На данный момент хорошего обвала не было 14 лет и вероятность растет. 
avatar
Alexide, все это фигня. обвалы быстро выкупают в спае.
Ваше предложение что надежнее и точно обгонит рос. инфляцию в долгосроке?
Биотехнолог, помните, что S&P с пика 2000 года долго падал и вернулся к этому уровню только в 2008 ненадолго? Снова упал и достиг уровня 2000 года только в 2013 году, т.е. спустя 13 лет. Поэтому я опасаюсь входить в акции близко к историческим максимумам. А рынок так и не пропадал хорошенько после пика ноября 2021 года.

Точно обгонит инфляцию в РФ ОФЗ-ИН на долгосрок. Правда несильно. Зато надежно.

Я бы сделал ставку на акции США и акции РФ в долгосрок, но только ПОСЛЕ хорошего финального падения акций (и у нас и в США).

avatar
Alexide, думаете реальная инфляция 7% в РФ?
Я бы сделал ставку на акции США и акции РФ в долгосрок, но только ПОСЛЕ хорошего финального падения акций (и у нас и в США).
в рф уже было, в сша может быть не скоро. спай на 30% скорректировался, более чем достаточно для него
Биотехнолог, сомневаюсь, что 30% коррекции достаточно. Предыдущие обвалы после длинных периодов роста были обычно на 50% плюс/минус.
А самое главное, последние 13 лет S&P рос слишком сильно, значительно обгоняя рост ВВП. Я думаю, что нас ждет намного более жесткая посадка S&P — она необходима для очищения экономики.

По инфляции в РФ, посмотрите мой блог, я недавно писал о ОФЗ-ИН и приводил расчеты. Официальная инфляция + 2,5% (купоны в ОФЗ-ИН) на дистанции в 10-20 лет вполне соответствует реальной инфляции в России.
avatar
Alexide, все эти ОФЗ для пенсиков.
По сипи сейчас ситуация другая. Сейчас любой кризис деньгами заливают и правительство тут же вмешивается 
Биотехнолог, в рубле, инфляцию обгонит золото наличный бакс. даже если золото поедет на 1500 баксов, то это еще не значит что в рублях оно подешевеет. золото это физ мет. бумажное это риск по «какому курсу подсчитают».
Сергей Иванов, присматриваюсь к золоту. Пока для спекуляций мне оно не особо нравится
Биотехнолог, для спекуляций оно не подходит. вопрос в чем обогнать инфляцию был в рубле. для спекуляций физмет неподходит а остальное не золото.
Сергей Иванов, почему золото для спекуляций не подходит. Я пока не могу понять график. Непредсказуемые движения
Биотехнолог, мы на долларовых максимумах. брать нельзя. золото росло на росте процентной ставке, значит упадет на ее снижении. лучше природный газ для спекуляций, он на миниумах.
Сергей Иванов, для моей ТС газ не подходит. Согласен, газ вырастет раза 3.
Биотехнолог, а почему газ не устраивает?
Сергей Иванов, я без стопов торгую, в минус сделку не закрываю. Перекладываться каждый месяц не вариант. Я торгую только то что растет постоянно и быстро из просадок выходит
Биотехнолог, Сергей Иванов, почему золото для спекуляций не подходит.

спред большой
Сергей Иванов, смеетесь? спред 1 цент. Самый минимальный спред из всех фьючей
Биотехнолог, для меня золото это физмет. только. фьючи и прочее производные не для меня.
Биотехнолог, те, кто вложил в SPY стабильно уже больше года получают -100% годовых.
Национальное Достояние, смотря через какого брокера 
хаха, вроде заработали, но есть нюанс :))
Это, кстати, и наша перспектива.
Три разных курса.
Официальный — для галочки, как в СССР. По нему мало кто может валюту получить, кроме своих.
Для экспортеров-импортеров. 2-3Х
Черный рынок. С разницей к официальному 10Х

Intrinsic value, а правда что в СССР не было инфляции и товар выпускался с ценой которая была фиксирована и выбивалась на самом товаре?

Так же товар был такого качества что хлопковая фуфайка до сих пор цела у деда на даче. А мясорубка или чеснокодавка даже не скривилась. В отличии от современного «качества» которое дай бог пол года послужит и что то с ним уже ни так, но ценник красивый.

Ждём 1.июня?, да твердолитые куски металла и плутония, получались не плохо, с остальным были проблемы.
avatar

vlad1024, с чем? с двигателями для самолётов? для ракет малой и дальней дальности? для ракет в космос? с автопромом? с натуральным соком и колбасой? с тем кино которое смотрят по сей день и не вызывает отвращение как современные или одноразовое? с социалкой? с тем что мой дед родившийся в Иркутске мог на одну стипендию купить 2 билета на самолёт из Харькова и обратно (где учился в лётке)? С санаторными/лечебными отдыхами которые были положены каждому работнику и Киргиз спокойно мог отдыхать на балтийском берегу в Юрмале на равне с другими?

Прикол менты в «кобуре носили огурцы», а сейчас акс74у потому что времена другие)))

Ждём 1.июня?, человеческая память довольно избирательна, а пенсионерам вообще всегда кажется лучшим время, когда они были молодыми.
avatar

vlad1024, аргументируйте, что было не так? Для алкашей были вытрезвители? Тунеядцев отправляли принудительно работать?

Коэффициент Джини в СССР был ~0,24, а сейчас 0,41. По расслоению в обществе могу заявить — чётко встали на тот же уровень что и «современный мыр».

Свободы наверно было мало? Ты не мог бизнес открыть, кругом гос.магазы… А сейчас вон сосед открыл «хламушницу», пришли сказали аренду продлять не будем и всё тут. А потом бах на его месте проходном открылся сетевой магазин. Хотели рыночных условий! На получи-распишись. Большая рыба с огромным капиталом, маленьких съедает пачками! В ТЦ даже островок уже просят аренду оплатить на 2 года)))

 

Ждём 1.июня?, я не видел не одной работы, которая хотя бы на качественном уровне описывала, почему планово-тоталитарная социо-экономика в принципе жизнеспособна. За исключением марксистских влажных фантазий.
Но если перейти к фактам то как минимум это:

* Плановая экономика ничего кроме плана не производила да и тот плохо.
* Продавщица в магазине считающая себя пупом земли, и умеющая только хамить.
* Поголовное пьянство, и алкаши под окнами, пьющие круглосуточно синьку и режущиеся в домино.
* Очереди за практически всеми товарами ширпотреба, и особенно дефицитом.
* Черный рынок этих товаров у фарцовщиков, такое явление как «цеховики».
* Железный зановес и тотальная цензура.
* Страна имеющая в своем составе Украину, фактически житницу, не способна была себя прокормить, продавала нефть и покупала пшеницу. (если что обкусанная Россия, первый в мире экспортер по объемам зерна, чтобы не рассказывали всякий бред, про неурожаи и рискованное земледелие)
* Работники тащущие с предприятия практически все, что не приварено, и начальство, которое на это смотрело с абсолютным безразличием.
* Из технологичных продуктов производилась только военка, и продукция относительно «двойного назначения», чаще всего мелкосерийная — все остальное было в *опе.
avatar

vlad1024, 

* Плановая экономика ничего кроме плана не производила да и тот плохо.
— Без точных аргументов, выглядит как пшык в тазик.
* Продавщица в магазине считающая себя пупом земли, и умеющая только хамить.
— Если вам лично попалась такая продавщица не стоит обобщать, такую персону и сейчас можно встретить. У меня таких проблем не было, все улыбались и здоровались!
* Поголовно пьянство, и алкаши под окнами, пьющие круглосуточно синьку и режущиеся в домино.
— сейчас в каждом доме или КБ/Винлаб/Блистоль. потребление алкоголя стало меньше? Или может у нас уровень потребления был аномальный по сравнению с США, Германией? Просто сейчас не принято играть в шахматы/домино во дворе, пиво теперь пьют дома играя в «танки». И опять же я знаю где собирались забулдыги, в моём дворе их не было.
* Очереди за практически всеми товарами ширпотреба, и особенно дефицитом.

— дефицит был вызван ростом населения с 1960ых из-за резкого скачка населения в эти годы с 180 до 210 млн людей и далее за 10 летку ещё плюс 30 млн лет. Соглашусь только с тем что могли бы включить станок по сильнее, и закрыть все гештальты.
* Черный рынок этих товаров у фарцовщиков, такое явление как «цеховики».

— сейчас их нет? после старта СВО скупили всю бумагу и спрятали на складах, цена выросла в 5 раз — и это только капля в море.
* Железный зановес и тотальная цензура.

— Занавес был жесткий. А теперь мы добились того что в наших соц.сетях сидят тысячи ципсо укроботов и десятки лет отрабатывают гранты США по дизморалу населения. Цензура есть везде и всегда, выйди в США и скажи что существует 2 гендера))) Просто у каждого она своя.
* Страна имеющая в своем составе Украину, фактически житницу, не способна была себя прокормить, продавала нефть и покупала пшеницу. (если что обкусанная Россия, первый в мире экспортер по объемам зерна, чтобы не рассказывали всякий бред, про неурожаи и рискованное земледелие)
— тогда были совершенно другие технологии, это сейчас урожай на том же месте можно увеличить в 5-7 раз использую современные семена и удобрения. Может если у нас не было таких технологий, то при колоссальном темпе роста населения мы страдали нехваткой. А покупали у тех кто имел технологию. Кстати мы очень много вкладывали в селекцию и изучения этого. 
* Работники тащущие с предприятия практически все, что не приварено, и начальство, которое на это смотрело с абсолютным безразличием.

— а сейчас повара в школах сосиски не тырят? уборщицы в пакетики престали хлорку отсыпать? я в 16 лет грузчиком работал летом, у меня всегда дома было свежее мясо, а родня все банкиры с ОООчень не плохими зарплатами — бумага/файлики/ножницы и любая другая канцелярия дома не покупается)))
* Из технологичных продуктов производилась только военка, и продукция относительно «двойного назначения», чаще всего мелкосерийная — все остальное было в *опе.

— что остальное? автопром был на уровне современного мира сравните «шестёрку» которая выпускалась с 1976 года и Volkswagen Golf I с 1973 года. Военка плохо что ли? Вон США слишком хорошо на этом зарабатывает. Самолёты делали плохие? Вертолёты? Мазы? Камазы вон до сих пор в ралли занимают только лидирующие места.

Ждём 1.июня?, вопрос в масштабах тех или иных явлений. И говорим мы не о том, что есть сейчас, а о том что было тогда, и куда «тогда» могло в принципе эволюционировать, если уж мы пускаемся во всю эту демагогию. А так ответ у народных масс простой — союз развалил Горбачев, а иначе все было бы зашибись. Ответ простой, понятный и как всегда бывает в таких случаях не верный. Зашибись в любом случаи не было бы, ближайшая историческая перспектива это Великая Северная Корея. У Северной Кореи тоже суверенитет, и все их «в мире уважают».
avatar

vlad1024, далеко не факт, Китай тоже коммунизм со своим занавесом. Но там спокойно научились считаться с Гонконгом и Макао, и принимать современный капиталистический мир. Пугать С. Кореей не стоит, у нас тупо территориально такое не возможно, на каждом метре границы не поставить надзор, пришлось бы искать пути решения, что привело бы к эволюции. 

Вы знали такой момент почему нас обошёл стороной феминизм? Потому что права женщинам были даны в 1918 году, на развод и т.д. и т.п. Да-да конечно закон был, но по началу крайне редко соблюдался, а потом со временем помог выйти угнетённым женщинам и стать равными. Либералам такого даже в страшном сне не снилось. США по этому показателю догонять через кучу митингов начали только в 1950-1960 годых... 

Мы реально могли полететь в космос, и выйти в космос.

А сейчас что? Ну что стало лучше для масс народа?

Из всего что вы сказали для народа не изменилось ничегошеньки. Кроме зановеса, теперь мы видим на каждом шагу «инфоцыган» и всякие «марафоны желаний», ууу как лучше стало жить)

А дефицит был не только у нас, он был и в ЕС и в США, просто сейчас логистика на голову круче и самолёты и ж/д пути с более мощными локомотивами.

Ждём 1.июня?, коммунизм это идеологическая конструкция не несущая реального наполнения. СССР это была диктатура перешедшая в автократию + тоталитаризм + плановая экономика. В Китае от этого осталось только автократия, и лайтовый тоталитаризм. Да и «Китайское экономическое чудо», было создано на западных инвестициях, западных технологиях, западных рынках которые были открыты для его продукции. Для СССР такой сценарий был в принципе не возможен.

В стабильной функционирующей рыночной экономики структурного дефицита в принципе быть не может, это просто чисто математический факт. Рост цены выровняет спрос с предложением, а рост маржи и, следующая за этим конкуренция приведут к наполнению рынка продуктом.
avatar

vlad1024, а куда делась плановая экономика Китая? Китайское экономическое чудо было построено на огромном и очень дешевом труде. Если бы всё это в таких же количествах делали не в Китае, а в США и ЕС, цена была на столько огромной что конкурировать бы ни с кем не могла. 

Стабильно функционирующая рыночная экономика да звучит классно! Вот только инфляции не было, товар был маркирован ценой. И каждый стабильно знал что зарплату которая год пролежала под подушкой можно потратить на тоже самое в том же количестве в этом году или в следующем. А сейчас бегаешь с деньгами и думаешь «что с ними сделать и куда вложить» что бы в следующем году не потерять, ах да про потерять мы сразу узнали что это такое когда посадили у власти ой либералов...

Ждём 1.июня?, в Китае уже давно нет плановой экономики, максимум ее можно обозвать излишне дирижистской, хотя там многое происходит в канве лучших концепций товарища Кейнса.

Да, и денежной реформы в СССР 1961 года не было. Но даже если опустить подобные не приличные моменты. Деньги были — товара не было.

«Если в кране нет воды ее выпил либерал». Проблема была в них, но если только в последнюю очередь. Основная проблема — общая деградация элиты. И то что страна вошла в переломный момент истории, с некомпетентными маразматиками и циничными дельцами у власти, это прямой результат всего того, что было до этого в СССР.
avatar

vlad1024, в Китае давно это тогда когда она была в СССР? Почему она могла у нас сохранится? 

Давайте определимся с терминами дефицит не значит что его не было. Был колоссальный рост населения, за которым тупо не успевало производство. Не было это когда вообще не было. А я помню очереди и многие отстояв всё таки покупали, можно было и место в очереди купить. Сейчас за айфонами каждый год у ЦУМа продают.

Кстати, многие очереди что публикуются фотками в сети не имеют отношение к дефициту ни какого! Просто сейчас ты сам зашёл накидал под камерами слежения товар в корзинку, потом его отпикали, карточку пронёс и всё. А раньше продавщица должна было побегать за прилавком, взвесить, отрезать, упаковать, всё посчитать, потом деньги взять, сдачу выдать. Можете часть этого почувствовать когда перед вами бабушка отсчитывает мелочь, а тогда все стояли её отсчитывали. Но фейки делают сейчас и постят в «свободном» интернете!

Ни в последнюю, а в первую «рыба гниет с головы». Не надо тут песни петь что виноваты все, а правительство спасало народ. Потом подписали именно эти либералы «развал», а не «деградирующая элита» которое и создало такое правительство. Не алкаш Ельцин развалил СССР. Перед развалом был процесс развала. 

Мы могли бы как Китай сейчас хорошо на плаву сидеть, но только почему у нас получилось, а там нет. Это исключительно из-за национального вопроса. Либералы через газеты разогнали так сильно национализм что кругом начались вспышки и митинги, кстати помогали им замечательные спец службы, которые потом получили много ресурсов за это.

Желтоксан Алма-Аты 1986

Минск 1988

Тбилиси 1989

Вильнюс 1988

Душанбэ 1990

Кишинёв 1989

Украина 1990

Карабахская война 

Ой а кто уже у нас специализируется на цветных революциях?)

>Ждём 1.июня?, в Китае давно это тогда когда она была в СССР? Почему >она могла у нас сохранится?

В СССР даже беззубые и половинчатые Косыгинские реформы завернули, что уж тут говорить о переходе к рынку. Китай смог перейти к рынку, ровно по одной причине, что ему были предоставлены все возможности для этого, о чем я и говорил выше, инвестиции, технологии и открытые
рынки, без этого никакого «китайского экономического чуда» просто не было бы.

>Кстати, многие очереди что публикуются фотками в сети не имеют >отношение к дефициту ни какого!

Так и фоток то нет, их просто нейросетка сгенерила! (/sarcasm)

>Не надо тут песни петь что виноваты все, а правительство спасало >народ. Потом подписали именно эти либералы «развал», а не >«деградирующая элита» которое и создало такое правительство. Не >алкаш Ельцин развалил СССР. Перед развалом был процесс развала.

Они там все стоили друг друга, в том смысле, что были не компетентны. Ельцин был типичным продуктом советской элиты, и действовал соответствующе. А тех кого вы называете «либералами», да они просто ломали советскую систему, и честно об этом признавались, только проблема была не в них, а в том, что она была в принципе не реформируема. А эти товарищи, просто оказались в нужном месте, не имея какой либо компетенции, и взяться другим было неоткуда, так как наука экономика в советском союзе просто не существовала. Гайдар прочитал научно популярный учебник для детей по основам экономики, и начались революционные внедрения, без малейшего долгосрочного понимания к чему они могут привести. Вопрос лишь в том, что мог бы быть в принципе какой-то другой лучший путь, и ответ на него — скорее всего нет, чем да.
avatar
vlad1024, аргументированно (/sarcasm)
vlad1024, и вот результат огромная страна которая могла конкурировать с США и другими странами, развалилась на 15 кусков. И все 15 кусков живут в дерьме))) А ряд республик вообще улетели в вторую сотню стран. Но вместе мы были топ-3? С нами считались, у нас был суверенитет. Весь мир смотрел как играет в хоккей или футбол или даже баскетбол команда СССР! И вот фигня занимали первые места... 
Ждём 1.июня?, было да сплыло, фактически за одно поколение все деградировало, и деградация лишь ускорялась.

avatar

vlad1024, так всплыло то почему? позвали либерастов (врагов народа) к власти и дали им вожжи, они нас и привели к тотальной деградации, к браткам из 90ых в кожанках, к огромному уровню преступности, к междоусобным войнам. Зато свободные, ни какого занавеса, и вообще ни каких технологий, теперь ещё больше нефти продаём. Завтра кто нить откроет новый вид получения энергии, и будем сидеть нефть гонять))))

Нам бы как в США вроде с правом выбора, но партии всю жизнь только две. Псевдо свобода людям создаёт иллюзорное мировоззрение. Классно что обе партии топят строго за США, так что при выборе любой всё равно не прогадаешь.

Ждём 1.июня?, да Горбачев все развалил, а так все было УХ КАК ХОРОШО. ладно, каждый останется при своем мнении )
avatar
Ждём 1.июня?, Вам сколько лет?
avatar
Cash, привычка не отвечать на личные вопросы, и не задавать их. Пусть будет 25.
Ждём 1.июня?, было интересно узнать жили Вы при СССР или нет. Если есть возможность, то спросите у родных как в Иркутске с колбасой было 🙂 И могли ли они купить курицу в магазине.
avatar
Cash, в 1940-1950 году в Иркутске был пипец, вы можете это понять даже по банальной статистике роста населения. Моего батю и деда туда кинули с семьёй из Беларуси после нападения фашистов. Пригнали толпу людей в вагонах, выдали провизию, высадили в поле и сказали «вот вам инструменты, вон лес, в лесу дерево/орехи/ягоды/грибы, сейчас война сами как нить справляйтесь» многие выжили, потому что руки были из плеч. Лащёные скопытились. Привозили зерна для посева, но мало, с голоду не кто не помер. Была одна пара обуви для всех детей, носили по очереди. 7 детей настругали, и ни кто от голода не умер. Потом моего батю отправили учиться в Харьков в лётку (ХНУВС), там же одели и обули и бесплатно учили, с первой степухи купил конфет ткани и обуви и отправил бандеролью в Иркутск. В Харькове было всё, вообще всё что захочешь, ломились полки, ни какого дефицита не было. Потихоньку в Иркутск привезли трактора из Беларуси. Там не ходили в магазин за курицей, её выращивали, и поля огромные пахали) А про колбасу не знаю. Все переехали в Якутск, там хоть и холодно, но всё было и зп были огромные. Глав врач, главный в местном мясокомбинате, батя главный инженер на вино-водочном заводе, в милиции везде родня была. Не помню что бы когда то вообще было с чем то проблема, ни у кого из друзей тоже, кроме дел семейных.
Ждём 1.июня?, А что толку, что цена выбивалась на товаре, если вы этот товар купить по этой цене не могли, его просто не было в продаже, и приходилось покупать его на чёрном рынке в разы дороже(на себе всё это испытал)
avatar

Олег Ков,  22:09

Вот-вот… продажа из под полы = дефицит. Удержание товара для спекуляцией ценой = расшатывание плановой экономике и это еще на бытовом уровне, а на между производствами видать писец… раз Союза больше нет.

avatar
Intrinsic value, а золото физическое по какому будут продавать? есть соблазн набрать голду по офф курсу. если дадут. пол года назад был уникальный момент набрать физ мет при долларе 58.
Выкладывайте в украинский рынок, кастрюли, на новом плане Маршалла плюс репарациях и компенсациях экономика незалежной расцветёт, тут сотни иксов на рубеже десяти лет рисуются.

Только постарайтесь пока отсидеться где-нибудь в Польше, а то отправят добровольцем в гвардию наступа под русские пулеметы.
avatar
Vasyan, заманчивое предложение
Там просто инфляция за последние 5 лет, была от 10 до 50%, то есть в среднем как и говорит теория, рыночек оказался защитным, и хоть как-то компенсировал потерю стоимости денег. А то, что надо было покупать валюту, так это постфактум очевидно, да и то далеко не всем. В среднем конечно, люди просто стали жить беднее.
avatar
vlad1024, отчасти да. Но гиперинфляция у них уже 11 лет идет. Цифры выше есть. Добавил ее инфы под постом в закреплении.
С фондовым рынком Ирана видимо такая ситуация — выкупать его некому, люди бедные, зарубежных инвесторов нет (боятся вторичных санкций, или не верят в экономику Ирана). Физики сколько могли выкупили рынок, а дальше пошла стагнация.
Просто мне часто встречалось оптимистичное мнение на иранский опыт фондового рынка. А в реальности не все так хорошо.
avatar
vlad1024, эту валюту еще надо было суметь купить и суметь сохранить. Риски этого всегда надо учитывать при сравнении. Поэтому фонда там по сути единственный защитный механизм от инфляции, и это правильно.
avatar
Если считать с 2013, то что получится? Даже если за доллар дают 300000 реалов.Фактически, увеличение в 10 раз(это цена на улицах).Фонда же выросла на сколько? Более чем в 10 раз.




avatar
ivanov petya, спасибо за график, заметил, что я существенно ошибся со значением TEDPIX на начало 2014 года. Должно быть 88'000. Исправил в посте цифры и выводы. Получается, что индекс TEDPIX почти на уровне бумажного доллара за 9 с небольшим лет, без учета дивидендов. Это лучше первоначальной оценки (и даже лучше Турции), но рынок акций РФ или США дал намного лучшую доходность.
avatar
" Хотя официальный курс доллара в Ирана жестко прибили гвоздями на 42 тысячи риалов уже 5 лет, инфляция за 2019 — 40%, за 2020 — 30%, за 2021 — 43%. За 2022 полных данных не нашел, в ноябре писали что около 50% ожидается. "
вообще глупо фиксировать курс при такой инфляции.
это точная информация?
возможно зафиксировали только один из кучи курсов!!!
Сергей Кузнецов, это официальный курс ЦБ Ирана по обмену риал на доллар. Вот например:
ru.tradingview.com/symbols/USDIRR/
Я перепроверил по англоязычным и русским источникам. Курс фиксирован уже 5 лет.
Видимо официальный курс является заградительным, чтобы граждане Ирана не могли уходить в валюту для защиты от инфляции.
Но для импортеров и экспортеров правительство Ирана сделало отдельные плавающие курсы, которые постоянно корректируются с учетом инфляции. 
avatar
Через пять лет выводы поста снова могут измениться.

Если индекс продолжит активно расти, а курс доллара к реалу не очень — вывод будет одним.

А если наоборот, и падение иранских акций продолжится, при продолжении ослабления реала, то выводы будут обратными.

Потому, что рынки цикличны. И человеческая жизнь/терпение не всегда выдерживает эти качели/срок.
С 2021 года индекс фондового рынка TEDPIX снизился уже на 30%.

Там индекс-пузырь. Оказывается — там санкции в отношении заблокировки ЗВР и т.п. — намного мягче вообще были: блокировали два раза и через 2-3 года разблокировали (?!), а не через 50 лет. Частников вообще не блокировали. Это только у нас ЦБ со своим НРД устроил.

Санкции только технологические и банковские-расчётные — и этого хватало, они и так-то еле дышали. Чего только не «наизобретали»: бартер, регистрация иранского бизнеса за границей (прям для России полезный совет), схемы разные.

Самое необычное — бесплатная (!) раздача акций обнищавшему из-за 10 лет изоляции народу (ну видимо — не советский ваучер).

Благодаря упрощению доступа на биржу и программе «Акции справедливости» (раздача бедным семьям бумаг публичных госкомпаний) в стране появилось более 50 млн новых частных инвесторов при общей численности населения Ирана в 84 млн человек.

биржевой индекс Ирана с 2019 по 2020 год вырос в шесть раз


Т.е. вкл. ходячих стариков и начиная со старшей ясельной группы — все в инвесторах. Показатель ВВП на душу населения за 8 лет снизился на 70% (10-летие изоляции с 2012-го). Ну и когда уже терять было нечего — они и открыли торги на бирже для всего населения.

Наподобие история — как с биткоином в Венесуэле.

Санкционная история для Ирана началась в 1979 году — тогда там произошла исламская революция, и страна от светской монархии перешла к теократической республике. В ходе революционных событий в американском посольстве в Тегеране были захвачены заложники. В ответ Вашингтон ввел эмбарго на нефть и прочие товары из Исламской республики, что стало началом второго в мировой истории масштабного нефтяного кризиса, а также заморозил $12 млрд иранских золотовалютных активов в американских банках.

Через два года заложников освободили, активы разморозили, а эмбарго сняли,

однако спустя несколько лет, уже во время ирано-иракской войны, США ввели эмбарго снова.

+++++++

Гораздо более серьезные санкции последовали в 2010-2012 годах от ЕС и США — они коснулись нефтяного и финансового секторов. Иранским банкам и физлицам запретили открывать счета в западных финансовых учреждениях, резервы иранского ЦБ на Западе были заморожены, иранские банки отключили от SWIFT, а Европа присоединилась к американскому нефтяному эмбарго. 

В 2015 году Иран получил короткую передышку благодаря так называемой ядерной сделке. Тегеран подписал с США, Германией, Великобританией, Францией, Китаем и Россией Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), который предполагал отмену всех санкций (в частности, разморозку активов иранского ЦБ за рубежом на $100 млрд) в обмен на сокращение иранской

Более 40 лет санкционного давления и более 10 лет почти полной изоляции от мировой финансово-экономической системы, конечно, не могли пройти бесследно для иранской экономики. В 2012-2021 годах экономика стагнировала

ВВП на душу населения за 2012-2020 годы снизился почти на 70%, до $2400, то есть примерно до уровня 20-летней давности.

+++++++++

На фоне высокой инфляции фондовый рынок для иранцев — один из немногих способов сохранить свои накопления от обесценения. С 2017 по 2021 год капитализация местного фондового рынка в местной валюте выросла в 15 раз. По итогам 2021 года в долларовом выражении она достигла 1,3 трлн (по официальному курсу). 

Тегеранская фондовая биржа работает с конца 1960-х,

Счета на бирже на конец 2020 года имели 50 млн иранцев, притом что еще в 2011 году таких было лишь 4,5 млн. 

Бум на фондовом рынке во многом был обусловлен действиями властей. На биржевые инвестиции иранцев благословил сам аятолла Хаменеи. Еще в середине нулевых годов более половины населения в ходе приватизации 49 госкомпаний получили так называемые «акции справедливости». При этом на бирже ими торговать было нельзя. В апреле 2020 года Хаменеи снял этот запрет, в результате на фондовом рынке оказались десятки миллионов неопытных инвесторов. Параллельно власти начали продавать на рынке акции компаний с госучастием. Дополнительный импульс для инвестиций был дан, когда правительство объявило, что направит 1% от валютных резервов из суверенного инвестфонда Ирана на инвестиции в акции иранских компаний. Все условия для биржевого пузыря были созданы. 

В середине марта 2020 года иранский фондовый индекс TEDPIX находился в районе 500 000 пунктов, к началу августа — превысил 2 млн пунктов. Пузырь достаточно быстро лопнул: уже к началу сентября индекс снизился примерно на четверть, сейчас он в районе 1,3 млн. Правительство вместо того, чтобы создавать основу для профессиональных инвестиций, которые принесли бы пользу реальной экономике, лишь использовало краткосрочные возможности для покрытия части бюджетного дефицита, подводил итог в разговоре с Al Jazeera инвестменеджер Али Хосрошахи.



Биржекомат. — Можешь держать планшет и подохдить к розетке? Всё, для возрождения экономики годен. — Э, да ты ноутом умеешь пользоваться. Ну… квал. Чем бы дитя ни тешилсь — лишь бы на митинг не ходило
avatar
www.youtube.com/watch?v=OG35eaXdl7A

отличное видео про экономику Ирана. Реально трагедия для 84 млн человек персов, просто за счет правящей верхушки, которая купается в деньгах, а люди в нищете. Могли бы быть очень-очень богатой страной, но все пошло не так, как надо.
avatar

теги блога Alexide

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн