Блог им. dshatskiy
Удивительно, Morgan Stanley одна из немногих компаний, кто написал про экономику России.
Мы видим сохраняющийся шок со стороны предложения и вынужденную структурную трансформацию экономики с менее современными технологиями, что приведёт к затяжной рецессии и более низкому потенциальному росту. Тем не менее высокие цены на сырьевые товары должны удерживать бюджетный баланс в узде с профицитом, а счета текущих операций на историческом максимуме.
В 2022 г. темпы экономического роста были неожиданно высокими. Во-первых, ЦБ РФ быстро ввел меры контроля за движением капитала и экстренно повысил ставку, тем самым предотвратив неконтролируемое обесценивание рубля и смягчив инфляционный удар по доходам населения. Во-вторых, несмотря на ощутимое сокращение внутреннего спроса на 9,6% с начала года и сокращение экспорта углеводородов, резкое сокращение импорта из-за санкций и сбоев в логистике привело к тому, что чистый экспорт внес положительный вклад к росту. В результате мы ожидаем, что в 2022 году ВВП сократится на 3,7% в годовом исчислении, что меньше, чем предполагалось изначально. Тем не менее отсутствие доступа к западным технологиям должно все больше сказываться на инвестициях и производительности. Мы ожидаем рецессии на уровне 2,1% в 2023 г., в то время как отказ от высокотехнологичного производства и услуг, а также снижение предложения рабочей силы, должны привести к потенциальному росту всего на 1% в годовом исчислении в будущем.
Начало СВО и последующие экономические санкции Запада привели к обесцениванию рубля, в результате чего инфляция подскочила до 17,8% г/г в апреле с 9,2% г/г в феврале. Однако с тех пор инфляция неожиданно снизилась до 13,7% в сентябре, чему способствовало укрепление рубля.
Положительное сальдо счета текущих операций достигло исторического максимума. В то время как экспорт углеводородов в ЕС все чаще прерывается, высокие цены на сырьевые товары и перенаправление экспорта в сторону азиатских потребителей поддерживают фискальное и внешнее сальдо. Профицит счета текущих операций России достиг 198,4 млрд долларов США за первые девять месяцев года (по сравнению с 75,3 млрд долларов США в 1-3 кварталах 2021 года) и в этом году должен достичь 255 млрд долларов США, или 11,4% ВВП, по сравнению с профицитом в 122 млрд долларов США (или 7,1%) в 2021 году. Если предположить, что цена на нефть марки Brent составит 108 долларов США за баррель в 2023 году, а российская нефть марки Urals будет продаваться со скидкой 20 долларов США за баррель, профицит счета текущих операций останется на уровне 145 миллиардов долларов США, или 7,0% от ВВП, высокий по историческим меркам.
В нашем медвежьем случае с расширением конфликта на Украине, мы предполагаем, что экономическое сотрудничество между Россией и Востоком разрывается. Это негативно сказалось бы на доходах от экспорта, подтолкнув экономику к более глубокой рецессии на 4,0% в годовом исчислении в 2023 году. В нашем бычьем случае мы по-прежнему исходим из того, что конфликт продолжается, а торговля между Россией и ЕС нарушена. Тем не менее более высокий мировой рост и цены на сырьевые товары будут положительными для экономики, а более тесное экономическое сотрудничество с Китаем и Индией должно позволить России стабилизироваться, при этом рост в 2023 году может составить 0,5% г/г.
Остальную часть обзора можно найти у меня в телеге t.me/dshatskiy