Блог им. PaulPurifoy

Экономика России: логика дворовой шпаны

Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)

В последнее время я неоднократно говорил о том, что тактические краткосрочные решения российского политического руководства вполне рациональны и эффективны для ее, власти, выживаемости и удобства и с учетом тех возможностей, которые у этой власти есть. Это касается как геополитического авторства, так и внутренней социально-экономической политики. Эмпирические и аналитические основания для такой оценки содержатся в моих предыдущих статьях.

Точно так же я часто говорю о том, что стратегические решения, принимаемые современной властной российской элитой совершенно дегенеративны, деградационны и попросту губительны.

Здесь же я бы хотел еще раз привести одну из иллюстраций рациональности и адекватности действий Кремля относительно своих интересов, а именно — решение об оплате рублями углеводородного экспорта. К сожалению, некоторые уважаемые эксперты не вполне понимают смысл этой затеи, ошибочно трактуя ее как глупость и бессмысленность.

В частности, в недавнем разговоре на канале Радио Свободы, Михаил Крутихин – партнер компании RusЕnergy, уважаемый эксперт по нефтегазовому рынку — высказал мнение, что власть делает бестолковые поступки. Например, утверждает г-н Крутихин, российские власти в политической горячке заявляют о переходе на рубли, как валюты транзакций в углеводородном экспорте, после чего приходится выстраивать бессмысленные схемы, чтобы глупость угрозы не стала очевидной, поскольку смысла в этой прокламации не было никакого.

С сожалением вынужден сказать, что г-н Крутихин, возможно, не понимает сути этого вопроса. А суть проста: российской стороне было необходимо избежать ареста или замораживания экспортной выручки российских продавцов нефти и газа как главного источника экспортных доходов бюджета и жизненного ресурса российской власти. Для этого была выстроена абсолютно разумная схема, в которой все транзакции теперь концентрируются на российской стороне.

Как это было устроено раньше? Европейский покупатель оплачивал покупку продукта в евро напрямую на счет российского продавца в европейском банке, после чего российская сторона конвертировала выручку в рубль и заводила в страну– или не конвертировала, сохраняя ее в валюте на счетах в российских или европейских банках.

Теперь же схема практически перевернута: европейский покупатель по-прежнему оплачивает покупку фактически в евро, но в две итерации. Сумма за поставку продукта в евро переводится покупателем на свой счет, открытый в российском банке, после чего покупатель конвертирует евро со счета в рубли и ставит их через свой второй счет — рублевый — на рублевый счет продавца.

Таким образом, экспортная выручка выводится из-под угрозы санкционной блокировки. А значит, обеспечивается безопасность доходной части бюджета, нейтрализуются инфляционные риски и сохраняется финансовый ресурс властной элиты. В тактическом плане это — разумное и эффективное решение.

Однако в стратегическом и фундаментальном аспекте такая политика — очевидно игра с заведомым поражением. В случае интенсивного нарастающего блокирования импорта невозможна покупка других необходимых товаров на вырученные деньги от продажи товаров своих. Другими словами, экспортная выручка — это просто транзакционное звено в обмене товарами. Но если нет стороны обмена, то и выручка становится бесполезной.

Результат реализации этой схемы и ее экстерналий мы начинаем получать уже сейчас. Курс рубля интенсивно укреплялся под воздействием растущего баланса счета текущих операций – увеличения экспорта и сжатии импорта. Инфляционное давление пока гасится курсом и сохранением низкой затратной части бюджета, а также легитимизацией пиратской политики параллельного импорта, впрочем, как и экспорта. Однако никакой параллельный импорт или его реканализация не смогут заместить объемы, номенклатуру и технологичность прежнего импорта, его источников и качества. А это означает неизбежное неравновесие в спросе и предложении, потребностях и возможностях в недалеком будущем, т.е. неизбежно реальное обесценивания рубля так же, как и инновационно-технологическая деградация, сжатие потребительского ассортимента и его качества, и т.д. и т.п.

Как обычно, российская властная политическая элита умеет принимать эффективные решения, и, как обычно, они рассчитаны на короткий горизонт. Это наводит на мысль о поведении советских подростков-беспризорников из середины 20 века, а, впрочем, любой дворовой шпаны. Эти пацаны умеют быстро реагировать, умеют правильно припугнуть, умеют врать и воровать, умеют выживать сегодня и сейчас любыми доступными им способами: у них никого нет, кроме самих себя, и им не о ком беспокоиться и не о ком заботиться. Но именно поэтому они не умеют думать о завтрашнем дне: у них нет никаких позитивных перспектив и нет обязательств перед другими людьми, другими словами, нет стимулов для долгосрочного планирования. А те, у кого позитивные перспективы появились и реализовались, перестали быть уличной шпаной.

Вы не находите никаких аналогий? Разница только в возрасте: те ребята были юными, и впереди их ничего хорошего не ждало. Наши же «ребята» вовсе не юные, а совсем, то есть кардинально наоборот, но у них тоже нет никакого длинного «впереди», просто в силу возраста. И судя по их поведению, у них также отсутствуют стимулы для заботы о ком-то, кроме себя.

Вот только жаль, когда бесперспективность дворовой шпаны оборачивается бесперспективностью огромной страны и целого народа.

 
    ★6
    75 комментариев
    гонки на лафетах 2.0 решат многие проблемы страны.
    avatar
    Все это попури базируется на полном непонимании русской ментальности и соответственно ложных прещставлений лежащих в основании последующих рассуждений. Т.е. авторам никогда не понять Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру.
    Зачем здесь этот копипастный высер?
    avatar
    Union_Jack, так это к автору топика… он копипаст ращместил…
    Сергей Нагель, «проклятый гололед!» крикнул александр матросов )))
    avatar
    jin, вот там реально так думают, и местных дурачков научили…
    Сергей Нагель, вы пишите с передовой?
    avatar
    jin, интересуетесь с целью сбора развединформации?
    Сергей Нагель, нет. интересуюсь с целью понимания, что за патриот вещает — серьезный человек или так.
    если серьезный патриот — значит в окопах сейчас, а если «так» то и говорить с таким не о чем.
    avatar
    jin,
    Кто такой есть патри-от?
    Он под патрицием идет
    И на плечах его несет
    Все потому, что идиот

    Он служит им всегда учтиво
    Та истина Древнее Рима
    Из плебса вырваться спешит
    Что царь отметит наградит
    Хотя какой  для них он царь
    Он Император и Це--зарь
    Монарх, властитель он небес
    Хоть с виду лишь обычный бес

    Но а сейчас те патри-оты
    От партии идут с работы
    Любовь  у них по разнарядке
    И в очень строгом распорядке
    Как скажут Родину любить
    Так станут сразу же  трубить
    Чтоб дивиденды получить


    Но паразиты  те нужны
    Иммунитет, чтоб был в крови
    И их подельников аферы
    Были видны, открыты взору=)

    А кто сидит там по окопам?
    Солдаты удачи-патриоты?
    Зеленой бумаги которым охота?
    Здесь лучше вам я не скажу
    Послушай песню немою:



    В Лингвистическую копилку трейдера 
    Справка за понятия и по понятиям:)

    Патри́ций — в Древнем Риме  лица составлявшие правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; их полная противоположность — плебеи (от лат. plebs — «толпа, простонародье»).

    С конца VI века до н. э. патриции превратились в господствующий класс — сословие Римской республики; экономической основой их могущества было исключительное право на пользование общественной землёй (лат. ager publicus).

    В эпоху ранней Империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций.
    Раз уж тема о происхождении, то замечу, что гены деда-раввина лишают этого «эксперта» способности понимать суть производства — мужчинка ориентируется только на гешефты с деньгами. Идея, что Россия заместит импорт — ему в голову не приходит..

    Вывод: кабы Россия была населена ему подобными, то так оно все и было бы.
    avatar
    Сергей Нагель, Откуда им познать русскую ментальность?
    Русские лучше  ее знают сами и следует в этом вопросе довериться святителю Игнатию Брянченинову и профессору Осипову, а не какому-то там приглашенному научному сотруднику Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)

    Сергей Нагель, А Матросов не штрафбатовец был?
    avatar
    baron_samedi, разумеется был, а ещё Сталин на Германию напал, развязав Вторую мировую, а Гитлер с поляками, оккупировавшие в 38ом Чехословакию на самом деле хотели гуманитарную помощь ее жителям оказать.
    Сергей Нагель, 
    про парад в Бресте врут тоже, примерно 23.09.1939,  финны тоже  просили их освободить 30.11.1939 к дню рождения вождя, да и сдавшиеся поляки куда-то испарились, наверное в монголию уехали. И прочая, прочая...

    avatar
    baron_samedi, обратите внимание, все изложенные вами события начали происходить после польско-германской благотворительной акции по патронажем Англии и Франции в пользу граждан Чехословакии…совпадение?
    Сергей Нагель, 
    поэтому необходимо было заключить первого президента Эстонии  в российскую психушку, для оздоровления.
    avatar
    Как обычно, российская властная политическая элита умеет принимать эффективные решения, и как обычно они рассчитаны на короткий горизонт.
    Это какой-то идеологический штамп у всей карманной прозападной политтусовки.
    А по факту Путин — самый дальновидный политик современности.
    С сожалением вынужден сказать, что г-н Крутихин, возможно, не понимает сути этого вопроса. 
    г-н Крутихин вообще уже практически никаких вопросов сути не понимает, да экспертом по нефтегазу никогда не был.
    avatar
    Mityan, Крутихин обычно попадает или пальцем в небо, или ногой на грабли. Если бы он был не «уважаемый эксперт», а торговец нефтью, давно бы уже бомжевал. 
    avatar
    Господи, спасибо что есть ЧС.
    avatar

    Что за бред?

    Это тот самый Крутихин который говорил, что «Низкие цены на нефть — это надолго»?

    У него даже технического образования нет, это чистейший филолог.
    avatar
    Indigo-On, не филолог а ютуб пропагандон, как говорится хорошие эксперты своим фейсом не святят на ютубах 24/7
    avatar
    Indigo-On, У нас человек без технического образования Роскосмосом руководит )). И газпромом. И Роснефтью. Сечин, кстати, филолог )).
    avatar
    Andrew_Kl, и таки успешно руководят.
    В отличие от Крутихина, т.к. ни агентства RusEnergy ни его аналитики никто не знает. Кроме того что у него конец Газпрома уже лет 15 на устах
    avatar
    г-н Крутихин виртуоз демагогии
    Зацениваем 2 предложения и восхищаемся полетом мысли
    Курс рубля интенсивно укрепляется под воздействием растущего баланса счета текущих операций – увеличения экспорта и сжатии импорта. 

    ......

    неизбежно реальное обесценивания рубля
    Viacheslav Ivanenkov, противоречия здесь нет.
    avatar
    Viacheslav Ivanenkov, тебе процитировать твоего вождя на тему цены нефти и выгоды дешевого рубля для бюджета?
    avatar
    Дмитрий С
    процитируй пожалуйста.
    Только уточни предварительно кто мой вождь, я просто не в курсе
    Все это верно, конечно. Только по другую сторону океана та же петрушка — недальновидные решения администрации Байдена в целях удержания власти в краткосрочных электоральных циклах уже очевидны всем.

    Где на земном шаре вообще сейчас есть хорошее долгосрочное стратегическое планирование?

    Выражаясь пацанским языком, аксиома Эскобара актуальна как никогда раньше)))
    avatar
    Yelling Bob, добрый вечер, спасибо за коммент. Ну так Вы абсолютно правы — мои последние статьи, да собствено на верное все за поледний год на тему Штатов и глобальной экономики — ровно все о том, о чем Вы говорите. Только материя проблем совершенно разная, объемы и последствия.  
    avatar
    Yelling Bob, военно-морской флот США при строительстве кораблей планирует ввод и вывод кораблей на десятки лет вперед. В принципе армия и ВВС по таким же принципам работают.
    avatar
    Wasd, Эсминцев класса Зумвольт планировали построить 32 штуки, а смогли/смогут осилить всего 4.
    чуть чуть неподрассчитали
    avatar

    Скорее всего, доллар под 60 загоняли под кого-то, кто не вышел до 24 фев, чтобы сгладить убытки в валюте и выйти в 0 ±. Вся эта история с «газом за рубли» мне с первых дней показалась подозрительной.

    Если вампиры узнают, что народ с крепким рублём на Алике тарится дешевле, чем до ковида, радуется, празднует, танцует и планы на жизнь строит — у них же шарики за ролики тут же зайдут, вода в радиаторе закипит, плюс на минус и короткое замыкание случится. Они будут руками стучать, ногами топотать, рылами хрюкать, примут 100500 законов, но не позволят простым людям хоть какую-то выгоду получить.

     

    Для них людская радость и детский смех — как звук перфоратора у соседа сверху.

    avatar
    Netro, Вы правы, диалектика развития авторитарной диктатуры
    avatar
    PT_Scholar at SIEPR, скажите, а это правда, что если в стране авторитарная диктатура — то со временем правящий класс перестают радовать (и даже начинают вызывать злобу) улыбки довольного народа и детский смех?
    avatar
    Netro, каков обьем закупок народа на Алике в год в % от ВВП?
    avatar
    Mityan, сами-то поняли, что спросили?
    avatar
    Netro, да
    avatar
    Mityan, ну вот сами себе и отвечайте
    avatar
    Великолепно! Газ за рубли. Так и знал, славная тема снова выплывет на свет Божий подобно Зе Этернал Джу! Или Зе Вандеринг Джу? Я в сомнениях по поводу точного перевода.

    Послушайте, когда Вас заколеблет этот Западный популистский маразм (как меня), перебегайте скорей в Россию. Я думаю, по идее не должны сразу посадить!

    Тут полно странных людей в науке. И это ещё мягко сказано! Вы их всех положите! Да на их фоне Вы будете звездой первой величины. Речь идет о том, чтобы оставить след в Истории!

    А на Западе скучно. Жизнь — то одна. Пенсионерство в нашем возрасте вредно. Сколько можно пить кабинетный Лонг Айленд Айс Ти! Исследования надо производить на месте.

    Меня здесь смущает только одно — затрудненность доступа к интеллектуальным ресурсам Запада, к кладовым Мысли! Вижу определенные грядущие проблемы в этом плане.
    avatar
     Автор — приглашенный научный сотрудник Stanford Institute for Economic Policy Research (Stanford University), портфельный менеджер BlackRock (UK)
    а сша еще и бомж с самым большим кредитом всему миру — а по факту страна банкрот с 2008 года!
    avatar
    Лол, ссылка на Крутихина -сразу понятен уровень экспертности. Где на уровне сантехника Васи.
    avatar
    GuGu, у тебя есть более авторитетные имена?
    avatar
    Не удивительно, что с такими «экспертами» запад проигрывает и теряет доминирование.
    avatar
    Владимир, да, но сегодня почему-то именно Лаврова погнали ссаными тряпками с саммита.
    avatar
    Дмитрий С, 

    вы про это? «Представители Запада отказались обсуждать проблемы мировой экономики. По выражению Сергея Лаврова, они выступили с «бешеной критикой» военной спецоперации России на Украине.»

    Это называется обосраться прилюдно, а не «гнать кого то ссаными тряпками»

    Идиоты упустили шанс о чем то договориться и сделать добро своим народам
    Крутихин — это смешно. Выводы на Крутихине — глупо.
    И я не согласен по поводу шпаны. Многие из них стали большими серьезными людьми. Кое-кто даже министерства успешно возглавлял. А у этих, кроме дворцов и яхт, ума не хватает ни на что.

    avatar
    Приглашённый автор начал за здравие, что действия власти обеспечивают её  выживание, и кончил за упокой — что эти действия обречены на провал.
    Но ещё большая накладка в предположении, что какая бы то ни было инвалюта на валютных счетах российских банков — это деньги российских банков.

    Любая операция по евро и долларам между банками требует подтверждения, что валюта на счёте плательщика — настоящая, т.е. сфабрикована в ФРС и ЕЦБ, а не «сделана», например, программистами самого плательщика. Такое добро могут дать только ЕЦБ и ФРС. А могут и не дать — заблокировать санкцией. И даже перевести деньги со «счетов Газпромбанка» на украинские счета. Потому что на самом деле вся эта инвалюта на счетах ФРС и ЕЦБ.

    Для «независимого» эксперта это, конечно, промашка в штанишки. Но пипл хавает. А вот для власти России — непостижимая наивность собирать кучу евро и долларов, торгуя газом-нефтью якобы «за рубли».
    Какой смысл думать т будущем если сегодня не выживешь.?
    avatar
    Каким образом Россия может пресечь гегмонию Запада?
    1) Восстановив базовые отрасли промышленности. Внутренний рынок любой страны более 100 млн жителей делает это возможным при реальном суверенитете. Фридрих Лист «Национальная система политической экономии».
    На это потребуются годы. Но когда-нибудь россияне должны перестать быть папуасами!
    Гораздо быстрее тому же послужит другая мера.

    2) Нефть-газ в обмен на золото. Стоит начать и покупательная способность золота вырастет во много раз. Многие поставщики ресурсов давно этого хотели, но боялись спросить.
    Страны-паразиты, потребляющие больше, чем производят, останутся без штанов.

    3) Вот рецепт от экспертов со spydell iarex.ru/articles/86066.html
    Elochka, 18:44 уход от мировых денег и будет возврат к «варварскому прошлому». Бартер доденежных тёмных веков. Ракушки против меховых шкурок, юани против рупий и т.п.
    Золото давно уже просто сырье.
    Ох как «давно»! С 1971, менее 100 лет. Против беспорочной денежной службы золота 5000 лет.
    И этому «давно» приходит конец
    Elochka, 18:55 я не так угорел, чтобы смотреть Давос. И Германия тоже приходит в ум, возобновляя добычу угля.
    А ВВП выбрал лучший момент для СВО. Когда Запад захлебнулся в «зеленой экономике». Да еще и преимущество в гиперзвуке. ВВП — это голова!

    PS но как экономист — ВВП в плену либеральных догм. Теории «абсолютных преимуществ» Адама Смита и «относительных преимуществ» Давида Рикардо принял за чистую монету. И где-то в 2014 хвастался, какая Россия «Великая Энергетическая Держава».
    Про деньги и золото лучше смотреть Мюррея Ротбарда.
    Elochka, 19:15 циклы Миланковича главнее.
    PS и кстати, нынешняя жара в Питере так и не побила рекорда 1905 года.
    Во времена Афин и Римской республики погода на Земле была теплее сегодняшней — безо всяких «технологических выбросов».
    Elochka, 19:22 я слишком туп, чтобы интересоваться «тайными знаниями».
    Elochka, 20:49 парочку фамилий и случаев, как олигархи-либералы поплатились за пренебрежение к «тайным знаниям», пожалуйста.
    Чтобы знать, в какой я компании и что мне грозит.
    Elochka, повелитель бурь прям!
    avatar
    Если не дать потратить валютную выручку — эти деньги становятся бессмысленными. Ими не воспользоваться и могут отдать.
    Тогда пиндосы и их шавки догадаются не вводить санкции против российского экспорта газа. Проще не давать тратить бабло и эффект будет разрушительным.
    avatar
    Elochka, 
     Золото это единственные, настоящие вещественные деньги!
    На протяжении уже многих тысячелетий.
    Это не долги, не обязательства как:
      фиатная бумага,
      это не виртуальные сигналы в уязвимой паутине микроэлектроники,
      это не типографская продукция, ценой бумаги+печать.
     Золото это вещественный носитель стоимости труда, имеющий функции переноса стоимости в будущее и сохранения этой стоимости в определенных пределах, при любых изменениях социально-экономического пространства.
     Профанов и просто основную часть бестолкового стада гоминоидов настойчиво убедили, что золото уже не деньги, а просто товар.
    Теперь куча необразованных адептов виртуальной экономики повторяет это как мантру, и бегает с кодами доступов к слабеньким электромагнитным сигналам и следам их воздействия на всяких там носителях информации(чипы, серверы, хуерверы...). Даже не подозревая, что более менее серьезная вспышка на Солнце, я уж не говорю об электромагнитном импульсе в случае ядерных реакций.
     Уже не одна цивилизация и технологический уклад канули в «Лету»(река забвения), попытавшихся облегчить золотую монету и понизить стоимость труда.
     Но это не может являться аргументом для последователей культа «Великого Чипа».
    avatar
    Кстати, о золоте-товаре. Базель III не согласен.
    Эксперт
    avatar
    Однако в стратегическом и фундаментальном аспекте, такая политика — очевидно игра с заведомым поражением.
    Голословно.
    а также легитимизацией пиратской политики параллельного импорта, впрочем, как и экспорта
    Почему политика паралельного импорта «пиратский»? Там как в сомали берут на абордаж?
    avatar
    Передайте эксперту что экспортная выручка никогда не попадает в Россию, она остается на корсчетах в стране-эмитенте. Как показал пример с НРД, она прекрасно морозится.
    avatar
    Нормальная статья, все грамотно расписано .  Вот только ВЫВОДЫ  автор сделал абсолютно бестолковые и с действительностью НИКАК не связанные почему то. Причем даже не умудрился как то хотя бы за уши притянуть свои домыслы к фактам…

    Как по мне, стратегия «дворовой шпаны» вполне себе рабочая и на длительном промежутке, право сильного на любом историческом отрезке действует безотказно. При этом она дает сбой, когда шпана вырастает и пытается показать себя «респектабельными джентльменами» — это игра по другим правилам на чужом поле, которая заканчивается закономерным фиаско.

    Правда не уверен, можно ли это так напрямую сравнивать с действиями нашей власти.

    И по поводу тактического и стратегического. Как мне видится, стратегическое решение было по поводу СВО и ее реальных целей, похоже многое в экономике в течение последних 10 лет было повернуто для ее проведения. Все остальное — это ситуативные реакции на противодействие.

    Насколько эта цель, достигнутые результаты и текущие действия были оправданы, справедливы и значимы — прочитают уже наши внуки и правнуки в своих учебниках истории.

    avatar

    теги блога PaulPurifoy

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн