Блог им. pupsmail
Йенс Зюдекум — профессор международной экономики в Дюссельдорфском институте экономики конкуренции (DICE) Университета Генриха Гейне. Он является членом Научно-консультативного совета Федерального министерства экономики и консультирует федеральное правительство по экономическим вопросам.
Западные потребители газа в будущем должны будут оплачивать свои счета через Газпромбанк который конвертирует деньги в рубли. Экономист Зюдекум объясняет к чему стремится Путин и стала ли более вероятной остановка газа
Вопрос
Теперь ясно одно: западные покупатели российского газа могут продолжать платить в евро и долларах, но для этого им необходимо открывать специальные счета в Газпромбанке. Как именно это должно работать?
— Зюдекум: В принципе все еще немного в тумане, потому что официальные документы только оформляются. До сих пор немецкий покупатель такой как Uniper, платил деньги за газ напрямую в евро на счет Газпрома указанный в контрактах. Теперь может быть так, что Uniper по-прежнему перечисляет на счет в Газпромбанке в нашей валюте, но при этом должен подписать вторую форму. В результате банку может быть поручено от имени клиента конвертировать эту иностранную валюту в рубли и зачислить соответствующую сумму в российской валюте на вновь созданный рублевый счет Uniper. Эта сумма в рублях затем направляется в «Газпром». Вот как это может работать и обе стороны имеют то, что хотят: мы платим в евро, а Путин получает рубли.
Вопрос
И что еще непонятно?
— Зюдекум: Ключевой вопрос сейчас заключается в том когда именно потребитель газа выполнил свои договорные обязательства. В то время когда были переведены евро? Или только когда произошла конвертация и рублевая сумма оказалась у Газпрома? По этому поводу может быть юридическое перетягивание каната. Российская сторона будет утверждать, что контракт выполняется только после обмена. Однако юристы с европейской стороны вероятно будут смотреть на вещи по-другому, потому что два дополнительных шага ухудшат текущую договорную ситуацию и таким образом создадут дополнительный риск. Это самый важный момент, который на мой взгляд все еще остается открытым. Мне кажется принципиальное решение пока принято: газ будет идти дальше.
Вопрос
Каковы конкретные последствия для западных компаний? Как насчет курса обмена? Изменилась ли сумма платежа?
— Зюдекум: По сути для европейских компаний мало что изменится кроме открытия нового счета. Некоторые даже утверждают, что им это и не нужно, потому что Газпромбанк может автоматически организовать это для покупателя.Такие клиенты как Uniper по-прежнему не подвержены валютному риску, поскольку причитающаяся сумма выплачивается в евро. Далее конвертация происходит по текущему курсу рубля. Поэтому оплата по-прежнему будет производиться в евро и долларах. Курсовой риск остается за Газпромом
Вопрос
Тогда какова цель этой меры?
— Зюдекум: Путин превращает Газпромбанк в расширение Центрального банка России. Прежний статус-кво был таков: мы платим за наш газ в евро или долларах какому-нибудь российскому банку, который по указу должен конвертировать 80 процентов иностранной валюты в российском центральном банке в рубли. Так что иностранная валюта есть. Однако из-за западных санкций центральный банк может действовать лишь в ограниченной степени чтобы использовать его для стабилизации валюты.Рынки показывают, что, несмотря на санкции удается поддерживать курс рубля. Есть предположения, что центральный банк имеет счета в евро-долларах, например, в китайском банке и переводит туда деньги. Он передает это своим дочерним институтам в США, где иностранная валюта используется для покупки рублей. Через промежуточные станции уже не видно, что за этим стоит российский Центробанк. Этот путь конечно немного сложен. Все вовлеченные финансовые учреждения принимают на себя высокий риск. Это изменение немного выводит российский центральный банк из-под контроля. Ему больше не нужно заботиться напрямую о поддержке рубля. Сейчас эту работу будет делать Газпромбанк и так она юридически более безопасна, так как не подпадает под санкции.
Вопрос
Отсюда можно сделать вывод, что российский Центробанк обходит западные санкции. Это так?
— Зюдекум: Я думаю, что в конечном счете это разумный шаг со стороны центрального банка. Хотя таким образом российская финансовая система косвенно подрывает санкции. Запад на самом деле хочет помешать центральному банку активизироваться на рынках для поддержки рубля.
Зюдекум: Фактически стало ясно, что газ будет продолжать поступать. Сейчас важно чтобы Путин все еще мог преподнести это как победу. Он также хочет послать четкий сигнал, что у него есть власть остановить поставки газа в любое время. То что мы переживаем в настоящее время — это поиск технократического решения с помощью которого обе стороны могут выйти из ситуации сохранив лицо и конфликт на время будет исчерпан. Мы по-прежнему платим за наш газ в евро или долларах, а Путин может говорить что получает рубли. Однако в любой момент все может снова обостриться — например, из-за европейских импортных пошлин на российский газ.