Блог им. Mihalich81

10 лет торговли опционами

Изучая посты вспомнил, что я уже 10 лет торгую опционами. Именно, в январе 2012 начался путь опционщика с изучения бесплатной лекции Твардовского https://youtu.be/TCe0LZeeDWo. Чтобы понять, как работают опционы, в том числе, какие риски несут потребовалось около недели. Меня удивляют платные и не дешёвые предложения, типа https://smart-lab.ru/blog/754445.php. Чтобы базово освоить опционы, не вдаваясь в математику, особого ума и тренера не нужно. Необходимо только желание.

 

Риски.

Главное было уяснить, что при продаже риск такой же, как как при удержании базового актива. Данное понимание оградило меня от больших неприятностей на торговом счёте. Придерживаюсь его и сейчас. Например, если у меня 300т.р. на депозите, то я могу себе позволить работать не более, чем 10-ю контрактами SR30000 (30000*10=300000).

 

Дешёвые опционы.

От работы с дешёвыми опционами я отказался на начальном этапе. Продажу краёв не рассматривал по двум причинам.

  1. Риски. С моим понятием риска можно было заработать копейки.
  2. Издержки. Например, когда продаёшь опцион с ценой 50 рублей, а платишь 5 рублей бирже и брокеру, издержки составляют 10%. Это тоже нарушало мои «не более 2-3%».

 

Покупка или продажа?

Покупка опциона привлекательнее, но имеет отрицательное математическое ожидание большую часть времени из-за разницы IV-HV>0.

Поясню, т.к. не все знают.

IV – подразумеваемая волатильность. Это волатильность, которую предполагают участники рынка. Например, при ожидании сильного падения из-за возможных фундаментальных рисков.

HV – историческая волатильность. Это волатильность, которая рассчитывается из графика цены на основе стандартного отклонения. Мне пришлось написать этот индикатор самостоятельно.

Индикатор для QUIK Historical Volatility http://pmntrade.ru/indikator_history_volatility.html

Извиняюсь за небольшую рекламу.

Подразумеваемая волатильность выше из-за ожидания «толстых хвостов», т.е. сильных безоткатных движений на рынке, но происходят они довольно редко. Большую часть времени IV завышена.

Волатильность – это важный, отличительный параметр опциона. Опытные опционщики зарабатывают именно на разнице IV-HV.
10 лет торговли опционами

Ссылка на график: http://www.option.ru/analysis/option?asset=SBRF&fromv=07.11.21&hv=60&tov=07.01.22#volatility

 

Первый опционный робот.

Через год я написал простейший робот, который продавал ATM опцион по торговой системе «Канал цены».

«Робот Канал цены для опционов». День 1. https://smart-lab.ru/blog/mytrading/98286.php

«Робот Канал цены для опционов». День 2. https://smart-lab.ru/blog/98506.php

«Робот Канал цены для опционов». Провал. https://smart-lab.ru/blog/99681.php

Вообще, идея публичного теста была многим интересна. В последствие, на Смартлабе, я получил много писем с идеями.
Сейчас сразу вижу ошибки:

— месячные опционы нужно было торговать на дневном графике;

— сигналы нужно было брать не из опциона, а из базового актива.

10 лет торговли опционами

Арбитраж волатильности коррелируемых инструментов

В 2015-м году появилась идея, связанная больше с арбитражём, чем с опционами. Суть в том, чтобы продавать опцион с наибольшей волатильностью из группы коррелируемых инструментов. Такое скрещение арбитража и торговли волатильностью.

Арбитраж волатильности https://smart-lab.ru/blog/273554.php

Но на тестирования идеи не было времени.

Сейчас бы я выбирал опцион не с наибольшей волатильностью, а с наибольшим отрывом от HV. А так идея здравая и требующая практического тестирования.


Продажа покрытых опционов

В том же, 2015-м году я исследовал систему продажи покрытых опционов. Сейчас эту систему, в реализации на Si, публично торгует bohemian rhapsody:

30% годовых без рисков https://smart-lab.ru/blog/754714.php

Идея публичного тестирования у bohemian rhapsody отличная. Хотелось бы пожелать автору терпения и спокойного отношения к комментаторам. А всем блогерам Смартлаба побольше публичных экспериментов. Система заслуживает подробного рассмотрения. Постараюсь опубликовать своё подробное исследование.

Ниже ссылка на моё исследование покрытия акций Сбербанка:

Продажа CALL опциона фьючерса на акции на FORTS https://smart-lab.ru/blog/280749.php

В топике исследуется довольно длительный период 09.2009-09.2015, представлен график. Тогда ещё было много представителей старой школы, кто тщательно подходит к исследованию. Да, и, доля полезных постов была гораздо больше.

В последующие годы система ушла в минус, я прекратил работу с убытком через год. Основная причина понятна, продажа колов на фьючерсы растущего Сбербанка. Второстепенная – уменьшение банковской ставки, и, как следствие уменьшение контанго ФЬЮЧЕРС-БА. Было правильным решением, просто держать акции Сбербанка.

А что, самое важное, тогда не было недельных опционов даже в проекте биржи.
10 лет торговли опционами


Как покупать акции и получать дополнительный доход?

В 2019-м году увеличился поток инвесторов в акции, под эту тенденцию я решил опубликовать систему, которая позволяла покупать акции по фиксированной цене снизу и при этом получать дополнительный доход.

Как покупать акции и получать дополнительный доход? https://smart-lab.ru/blog/548269.php

Добавить, в этой теме особенно нечего. Писал уже со знанием дела. Опять же, не рассматривались недельные опционы в виду их отсутствия.
10 лет торговли опционами

Сколько удалось заработать на опционах?

В первые годы были колебания около нуля. В последние годы использовал опционы исключительно для хеджирования своего портфеля акций. В 2020 году было очень приятно продавать колы с высокой IV по тренду падения. Почти отбил убытки по акциям, на заработанные купил ещё подешевевших акций. А в прошедшем 2021-м году с продажей колов не задалось. Рынок только начинал падать, робот продавал кол, рынок опять летел вверх. Потерял на опционах почти 4% от всего торгового депозита. Учитывая, что эти 4% от портфеля, который больше в 2.5 раза портфеля 2020, доход 2020 нивелирован. Если кратко ответить на вопрос – на опционах ничего не удалось заработать.

Итоги.

В общем, благодаря блогу получился такой интересный путь эволюции меня, как опционщика.
Хотя, мне ничего не удалось заработать на своих знаниях, надеюсь, когда-нибудь, опираясь на навыки, приду к стабильному доходу на опционах.
Считаю, опцион — самым интересным инструментом на финансовых рынках.

 

Почему редко пишу в блоге?

На написание данной статьи ушло 3.5 часа. Для меня это недопустимо много. В последнее время занимаюсь разработкой максимально универсального робота, в который вкладываю весь опыт разработок в области трейдинга за 16 лет. Всё свободное время для трейдинга уходит на разработку кода. Вы можете бесплатно попробовать полную версию до февраля 2022 года (вероятно, период будет в очередной увеличен). Понимаю, что описаний работы пока минимум, но, просьба пытаться разобраться самостоятельно, т.к. не хотелось бы отвлекаться от кода для ответов на простые вопросы. Качественное описание сделаю, когда закончу основные работы с кодом. Если будут найдены ошибки или неточности в работе, просьба прилагать скрин всего экрана и лог. Рекомендую играться на демо-счёте. Робот, кстати, подходит и для опционов. Может котировать по биржевой теоретической цене с указанным отступом, обеспечивает фронтранниг, автоматически выбирает страйк со смещением от центрального, доступна delta, подходит под набор стратегий, возможно автоматическое роллирование и имеет массу других невероятных возможностей.

Робот Сетка (LUA) http://pmntrade.ru/robot_setka_lua.html

★107
56 комментариев
с учетом рисков, выгоднее, чем инвестирование в акции? хотя, я вообще против торговли, даже акциями

если по учебникам, то фьючи/опционы именно для хэджа, никак не для спекуляций. но на практике я не сталкивался.

вы другим советуете торговать опционами?
Николай Помещенко, 

с учетом рисков, выгоднее, чем инвестирование в акции?

Да где же выгоднее, читайте внимательнее :)

Если кратко ответить на вопрос – на опционах ничего не удалось заработать.
JC-trader, я прочёл конечно. но вы пишете, что опционы — самые интересный инструмент на фр :/
Николай Помещенко, интересный, не значит доходный))))
avatar
хорошо написал, правдиво, вот если бы так писали инфо-цыгане, то у них бы было не более 1000 подписчиков на всех вместе взятых.)))
avatar
уменьшение контанго это же хорошо должно быть ?
непокрытые колы продавали?
avatar
Вадим (АА), большой размер контанго однозначно плюс для проданных колов. Продавал и не покрытые, но покрытые + контанго лучше, хоть в акциях, хоть в USDRUB.
Михаил Понамаренко, но ведь контанго плюс возможно только при покупке БА и продаже фьюча. Либо дальний продажа, ближний покупка. Но тогда  ведь покрытия нет?
avatar
не расстраивайся. на опционах никто еще стабильно не зарабатывал кроме инсайдеров. именно для них это и было придумано. ну и хэджерам это подмога. а тот ту много фантазеров как на этих лотерейках счета разгонять в сотни раз
 рапсодия не у вас робот сетка покупал?
avatar
Вадим (АА), вполне возможно. У меня была реализация Прикрытого интрадея.
Вадим (АА), не у него, сам ТЗ писал, примочки всякие до сих пор доделываем с программистом.
avatar

Спасибо за топик. Глоток свежего воздуха на фоне душного Казахстана, НАТО и т.п.

Что касается меня, если это кому-то интересно, то использую продажу опционов SI как хедж долларовых активов в американских акциях.

avatar
Andy_Z, вполне здравая идея. У меня сейчас на счёте SPB больше кеша, чем акций. Имеет смысл.
Торгую американские акции. Только лонг.

Имеем 90% сделок в плюс, профит от 10 до 300%. В среднем — 20%.

Время удерживания позиции — от 1 дня до 1 года. В среднем — 60 дней.

Не хватает депо для получения ощутимой прибыли.

Вопрос — получится ли при направленной торговле опционами зарабатывать больше, или «не понимание» точного времени удержания позиции сожрет всю прибыль? 
avatar
Марат, уж лучше продавайте покрытые колы под свои акции же. 
avatar
Марат, наибольшую маржинальность даёт именно покупка опционов. Но на опционном рынке всё справедливо оценено. Тетта будет распадаться так же, как и движение по рынку. Возможно, имеет смысл при малой IV.
Спасибо, полезная информация.
а после февраля скачанный робот перестанет работать? или можно будет пользоваться дальше им без оплаты?

avatar
Stels, с вероятностью 80%, бесплатный срок будет продлён.
Робот Сетка на FUTSPREAD работает?
avatar
Vkt, да, у меня работает (брокер Открытие).
ничего не удалось заработать.
почему?
 начался путь опционщика с изучения бесплатной лекции Твардовского
может по-этому?

У практиков/торгашей нужно учиться, а не у математиков/теоретиков.






avatar
позапрошлогодний снег, базовые знания можно и у теоретиков получать. Но сложные расчёты к опционам не очень-то применимы. Фактически, невозможно реализовать позицию именно по теоретической цене в нужный момент времени.
Михаил Понамаренко, и я о том же, теоретики от математики всё никак не успокоятся в поисках расчёта направления хаотичных денежных потоков и тем самым сбивают народ с толку.
Тут торгашные замазки нужны и немного базовой математики.

avatar
Михаил Понамаренко, на недельках ртс вокруг страйка это делается легко и постоянно. сам их для себя торгую. сайз до 50 т.р. риска на вход. потери до 35-40% от позы( до 50 тр), в среднем 25% по факту.  Прибыль  +90+200 %… трейды вт-чтв, в среднем 3 в неделю . 
Дак, насколько я помню, в 2017 идея была в том, что свои силы и время вкладывать в реальный сектор, в собственный магазин в Батайске.
Оффлайн торговля изжила себя?
avatar
Дмитрий К, бизнес процветает. Возможно, напишу отдельный пост на эту тему.
Михаил Понамаренко, воооот!!! Попробуй там в магазине робота написать и пусть торгует.)))
avatar
Хотя, мне ничего не удалось заработать на своих знаниях, надеюсь, когда-нибудь, опираясь на навыки, при к стабильному доходу на опционах.
 Основания? Надежда — слабое основание и злейший враг трейдера, ИМХО.
Чтобы освоить опционы, не вдаваясь в математику, особого ума и тренера не нужно. Необходимо только желание.
 Вижу противоречие. У вас есть желание, явно есть мозги и способность к критическому анализу, получены практические знания и опыт на дистанции, а на выходе результат — НОЛЬ.
 И подозреваю, что дело в том, что не вы никудышный опционщик, а вся эта система заточена сильно против мелкого опционщика практически с любыми ТС.
Считаю, опцион — самым интересным инструментом на финансовых рынках.
 Пол-годика понемножку поёрзал в опционах на си параллельно с торговлей фьючами си. И хоть по результату в небольшом плюсе, но убедился, что даже при удачном выборе направления хода БА профит в опционах получается меньше, чем на то же ГО, вложенное во фьючи. Эффективность работы денег заметно ниже при примерно тех же рисках.
 Удалил из квика все опц.доски, и сосредоточился строго на фьючах.
avatar
О'Грин, да, к этому я тоже пришёл пару месяцев назад. Посчитал хедж продажей RI на коронакризисе 2020, и понял, что заработал бы в два раза больше, чем на опционах. Не хватало ГО.
О'Грин, у меня вообще совершенно другой опыт. Линейно я торговал контрактом Si в 2014-2019 годах с общим результатом убыток.
В 2020 году стартанул торговлю на опционах. Больше от продаж.
Фин рез 2020 = прибыль +437 тыс. При ГО от 0,7 до 1 млн руб.
Фин рез 2021 = прибыль +551 тыс. При ГО от 0,8 до 1,2 млн руб.
avatar
Алексей Киселев, Значит, у нас диаметрально противоположные ТС в сишке.
 Я в конце 2020 плотно перешёл с брента на сишку при депо примерно 400К. Сегодня депо 1,5+ лям.
avatar
Алексей Киселев, Все правильно, настоящий опционщик прибыль считает от ГО, а убытки от депо)))
avatar
GoGo, это такой тонкий троллинг, что убытки могут составить несколько депозитов ? 
avatar
 Почему не остановились на базовых конструкциях? Я вот для себя вывел очень простую формулу… Чем сложнее и навороченнее система, тем чаще может эпик фейл случиться. Я в опционах новичок, года нет даже. Освоил железного кондора на РТС на недельках и все просто прекрасно. Стабильный поток по прибыли. Главное не жадничать. Бабочку точно не рекомендовал бы. УЖ слишком хрупкая конструкция. При работе на рынке США, прекрасно работает стратегия продажи покрытых колов. Нафига велик изобретать?
avatar
Михаил, я использовал, как раз, несложные стратегии. Даже, не привязанные к грекам. Сложное в трейдинге, зачастую враг, согласен. Я так понимаю, продажа железного кондора?
Михаил Понамаренко, да, его. Я откровенно говоря к моменту обучения, а я купил персональный коучинг несмотря на опыт большой на линейном рынке, понимал приблизительно, что мне нужно и не хватает, а именно стратегии для бокового движения, так как направленно я и в акциях справлялся в обе стороны или фьюче. Кондор оказался идеальной конструкцией для меня в части отдельного бизнеса скажем так. Он у меня в линейке пассивного дохода стоит))) Жду очень как Питер даст опционы. Пока варик через Финам-2трейд через терминал Рокс с отдельным счетом, кароче гимор или полностью уходить в IBKR. Пока не дозрел я туда мозгами кажется. 
avatar
Михаил, покупка кондора или продажа? )
avatar
Свой Мужик, продажа. Думаю Вы согласитесь, что продавать волатильность выгоднее, нежели покупать? 
avatar
в избранное
Интересно, много придурков скачают с левого сайта (даже без SSL) exe-файл и запустят его у себя?

А ещё удивляются, почему потом деньги со счетов пропадают.
avatar
Turbo Pascal, сайту уже 15 лет, согласен, пора менять. Особого недоверия не замечал. Файл .exe — это обычный архив RAR. Упакован для удобства установки. Можете открыть RARом и поставить вручную.
wistopus, с акциями и фьючерсами тоже самое. Я сэкономил тебе еще 20 лет жизни.
avatar
Хотя, мне ничего не удалось заработать на своих знаниях
Это весьма странно…
avatar
1 Если кратко ответить на вопрос – на опционах ничего не удалось заработать.
2 Всё свободное время для трейдинга уходит на разработку кода. Вы можете бесплатно попробовать полную версию

)))) чтобы такое пробовали — ВЫ должны платить.
Через 10 лет, как забросил опционы — собираюсь к ним вернуться. Хочу продавать коллы в избранные участки времени. Готовлю Алгоритм Шадрина. 
Александр Шадрин, интересно-интересно, что получится…
Если говорить о системе с 30% доходом и минимальным риском, то откуда он минимальный?
Продажа покрытых опционов хороша при флэте, при резких движениях убыток может стать неограниченным. 
Врач-бондиатОр, разве?
как продажа крытого кола может привести к неограниченному убытку?
avatar
zacateca, запросто, если USDRUB уйдёт в неограниченный минус. 
А, если без шуток, то убыток ограничен стоимостью БА.
Михаил Понамаренко, по идее да — за счет актива выполнили обязательства по опциону.
Но почему тогда программы показывают риск неограниченного убытка?



Врач-бондиатОр, потому что это программа и не факт что она правильно считает.
Неограниченный убыток возможен при продаже непокрытого кола.

При продаже непокрытого пута максимальный убыток «бумажный», тк ваша ответственность ограничена суммой выкупа актива по цене страйка в случае поставки.
avatar
Опционы на акции не рассматривали на америке? Там более интересные возможности появляются
Никогда подробно не вникал, но всегда были интересны опционы
avatar

теги блога Михаил Понамаренко

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн