Блог им. AzatShavaliev

Китайский урок для рынка недвижимости РФ.

    • 28 сентября 2021, 15:50
    • |
    • хм
      Популярный автор
  • Еще
Интересная статья с дзена.


Может ли китайский застройщик, задолжавший своим кредиторам $300 млрд, повлиять на российский рынок недвижимости.

Дело в том, что происходящее сейчас на китайском рынке, гораздо ближе к нашей действительности, чем кризис 2007-2008 года в Америке. Тогда обвал рынка случился из-за массовых не выплат по ипотечным кредитам с плавящими ставками, когда период льготных ставок закончился, и выяснилось, что огромное количество людей не могут обслуживать свои обязательства. Стремительно обесценивающиеся облигации, опирающиеся на пулы некачественных кредитов, превратились в «мусорные». Банки, державшие такие облигации у себя, получили огромные дыры в своих балансах, рынок финансирования строек рухнул. В итоге, прогорели многие банки, обанкротились многие застройщики.

  У нас такого кризиса быть не может. Во всяком случае пока. Объем просрочек пока не велик (хотя растёт), и массовых невыплат по ипотечным кредитам, не наблюдается.

То же, что происходит в настоящий момент с застройщиком China Evergrande из Китая, гораздо ближе к нашей действительности, чем пресловутый штатовский ипотечный кризис.

Почему?

Да потому, что китайский застройщик очень уж напоминает наших.

Для начала, справка:

Компания China Evergrande со штаб-квартирой в Шэньчжэне, является вторым по величине застройщиком Китая, а в списке крупнейших компаний страны занимает 31 место. Ежегодно, застройщик строит около 600 000 домов, реализует проекты в 229 городах и генерирует более 3 млн рабочих мест.

 

Компания прекрасно пережила коронавирусный 2020 год, увеличив продажи на 51,3%. Застройщик, до последнего времени, активно кредитовался в банках, а также привлекал финансирование на финансовом рынке, размещая облигации.

Более 70 тыс. физических и юридических лиц, в настоящий момент, владеют его облигациями.

И несмотря на то, что компания активно развивалась, привлекая заёмное финансирование, размеры задолженности, еще до недавнего времени, ни у кого не вызывали сомнения. Так, к июню этого года, долг China Evergrande составлял $89 млрд долларов, что, как считалось, было самым низким показателем за последние пять лет.

Однако, летом 2021 года застройщик сообщил о снижении объёмов продаж недвижимости в летний период на 88%, по отношению к весеннему, и на 26% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В июне объем продаж составил $11,12 млрд, в июле — $6,8 млрд, а в августе — $5,91 млрд. Более того, появились прогнозы, согласно которым, спад продаж продолжится, и это повлияет на денежный поток внутри компании и ликвидность ее капитала.

Застройщик практически перестал рассчитываться со своими кредиторами (в том числе, с банками). Вся текущая наличность, в настоящий момент, направляется на финансирование строящихся объектов. Однако ее не хватает. Количество не сданных домов исчисляется сотнями, а не оплаченные поставщикам и подрядчикам счета, компания гасит, передавая недостроенные объекты, причём по бросовым ценам. Банки больше не выдают новых кредитов, а старые отказываются рефинансировать на условиях, которые предложил застройщик.

К середине сентября, задолженность China Evergrande перед кредиторами увеличилась, и составила 302 млрд. долларов, или 2% ВВП страны.

Сейчас, компания должна 171 банку и 121 финансовой организации. Количество дольщиков в строящихся домах, превышает 1,5 млн. человек.

Акции China Evergrande на Гонконгской бирже рухнули. По сравнению с февральскими показателями этого года, они снизились уже более чем в пять раз.

Рейтинговые агентства Fitch и Moody’s снизили рейтинг долгосрочных долговых обязательств застройщика до самого низкого уровня, что отражает их мнение о приближающемся дефолте девелопера.

Во вторник, 14 сентября, в документах для Гонконгской биржи, где торгуются акции компании, застройщик признал вероятность объявления дефолта по долгам, в случае если ему не удастся найти покупателей для своих активов.

  При этом, стало известно, что компании пока не удалось продать выставленные на торги офисные здания в Гонконге в запланированные сроки. Застройщик активно распродаёт недвижимость, в том числе инвестиционную, отели и другое имущество, однако вырученных денег не хватает даже для оплаты работ на строительстве объектов высокой степени готовности.

Эксперты считают, что в случае банкротства крупнейшего девелопера Китая, это может не только потянуть за собой экономику страны, но и подтолкнуть мир к новом кризису, похожему на кризис 2008 года.

 Более того, с учётом того, что компания обеспечивает более 3 млн. рабочих мест, возможное ее банкротство приведёт к коллапсу на рынке рабочей силы Китая, оставив значительную часть населения без работы.

Однако, China Evergrande действительно too big to fail (слишком большая, чтобы обанкротиться). Поэтому, большинство специалистов прогнозируют управляемое властями банкротство застройщика.

Но даже нынешняя ситуация, уже даёт свои неприятные плоды. Лихорадочные распродажи застройщиком, которому срочно нужны деньги, своих активов по демпинговым ценам, способно спровоцировать обвал цен на китайском рынке недвижимости, и тем самым, создать серьёзные проблемы уже для других девелоперов, которые, зачастую, закредитованы не меньше, чем China Evergrande.

Чем это опасно Китаю?

Снижение цен на недвижимость, у крупнейшего застройщика, может спровоцировать падение не только в этом, но и в соседних секторах экономики. Если цены на жилье окажутся ниже уровней, на которых покупатели брали ипотеки, то население не сможет погасить долг продажей квартир. Кризис на рынке недвижимости перекинется на финансовый сектор, который примет на себя двойной удар: крах застройщика нанесёт серьёзней ущерб уже банковскому сектору экономики страны, так как большая часть обязательств застройщика – банковские кредиты.

Китайское руководство пока никак не комментирует ситуацию, сложившуюся вокруг компании.

История с China Evergrande может закончиться обвалом всего китайского рынка недвижимости.

 

Возвращаемся из Китая в Россию.

Чем может быть любопытна история, которая разворачивается на наших глазах с крупнейшим китайским застройщиком.

Тем, что она показывает, рынок может рухнуть не их-за гипотетических массовых неплатежей со стороны покупателей квартир (о чем мы говорим постоянно, и чего пока у нас даже близко не наблюдается), а из-за реального падения одного единственного крупного игрока. Строительной монополии. Китайского ПИКа (или, если быть точнее – ЛСР, так как именно ЛСР у нас второй по величине застройщик России, так же как China Evergrande в Китае).

Причём, раз! Щелчок, и рынок стремительно рушится.

Еще в начале лета у китайского застройщика были прекрасные показатели, рекордные объёмы продаж, минимальная задолженность перед кредиторами, прекрасные перспективы,

А потом, раз! Падение продаж на 88%, и как снежный ком с горы. По нарастающей. За три месяца!

И вот уже застройщик на пороге банкротства. Рынок Китая в панике, а в мире, не исключают повторения событий 2008 года.

Раз! И все.

Но так не бывает. Если у компании все в порядке, она не может за три месяца прекратить своё существование, с какими бы трудностями она не столкнулась.

Значит была какая-то червоточинка, которая уже подточила застройщика изнутри. Не было в его деятельности никакой прочности. Достаточно оказалось кратковременного шокового падения продаж, и он рассыпался.

И что же это за червоточинка?

Конечно же, его закредитованность.

  А что же у нас? Что, застройщики у нас не закредитованы? Да, черта лысого! У нас не только ипотечники, у нас все застройщики опутаны кредитами. Кредит на кредите и кредитом погоняет.

И все благодаря введённому эскроу, и проектному финансированию. Говоря попросту, строительству новостроек за счёт кредитов.

Доля застройщиков, которые строят на свои, или на деньги дольщиков (без эскроу), стремительно сокращается. И к 2024 году сойдёт на нет.

Без кредитов, строительство стало невозможным.

А теперь представьте себе картину. У нас, разумеется, нет никакого 88% падения продаж жилья в новостройках. Но 30% — есть!

А проектное финансирование, это такая хитрая штука. Когда продаж много, и денег на эскроу поступает большое количество, покрывающее сумму выданного банком застройщику кредита, банк может снижать ставку по кредиту до минимума, даже до 0%, если денег поступило гораздо больше, чем нужно для окончания работ. Во всяком случае, в период ажиотажного спроса, когда деньги валились на эскроу-счета валом, половина застройщиков получал кредиты от банков под 1-3% годовых.

Сейчас же, когда продажи упали, во многих проектах поступления уже не покрывают сумм, которые необходимы для полноценного финансирования работ. В этом случае, банки, предоставляя застройщикам кредиты, увеличивают ставки, приводя проценты по ним к обычным рыночным показателям – 7-8% годовых.

Более того, происходящее в последнее время политика повышения учётной ставки ЦБ, приведёт к тому, что ставки по кредитам, которые застройщики получают для финансирования строительства, еще больше возрастут.

Но проценты по кредитам выплачиваются застройщиками не из средств дольщиков, которые находится на эскроу счетах, а из собственных оборотных средств, или прибыли.

А теперь представьте ситуацию, что падение спроса будет продолжаться, или, как вариант, спрос не восстановится. В последние месяцы, застройщики начали строительство рекордного количества объектов. И по всем этим объектам, по кредитам, полученным в банках, если продажи не восстановятся, нужно платить повышенный процент: 7-8-10% годовых. А строительство будет продолжаться не один год, и все это время будут начисляется и истребоваться банком, вот эти самые, рыночные проценты по кредитам. Любая прибыль, любая оборотка, даже при простой стагнации спроса, на больших строительных объёмах, которые были выведены на рынок в последнее время, для другой, уже ушедшей в прошлое эпохи (высокого спроса), в расчёте на иные продажи, очень скоро будет подъедена, и закончатся.

  При растущем спросе, высокие банковские проценты могли бы быть компенсированы ростом цен. Но при падающем (или не растущем) спросе, любое повышение цен неминуемо приведет к еще большему падению продаж.

Поэтому, при стагнации по продажам, застройщики очень быстро будут «обезжирены» дорогими процентами по кредитам.

Ну чем не китайский вариант!

Любое, после этого, шоковое падение продаж, при столь большой закредитованности, и, любой, даже самый крупный, а поэтому, и, самый закредитованный застройщик – «валится».

Нынешнее выматывающее падение спроса на квартиры в новостройках, вовсе не безобидно для застройщиков. Это как болезнь, которая ослабляет любой, даже самый здоровый организм, подтачивает его изнутри, делая его не способным к сопротивлению в чрезвычайных обстоятельствах.

Если крупный застройщик «завалится», он не сможет обслуживать кредиты, банки откажут в новых, не реструктурируют старые, и падение произойдёт очень стремительно.

  Не думаю, что специалисты китайского гиганта, были глупее специалистов наших строительных монополий, однако уберечься от такого развития событий не смогли.

Жизнь показала, закредитованность и падение спроса, могут свалить любого, даже самого крупного застройщика. Причём, сделать это мгновенно. Затем, спровоцировать панику на рынке, и обрушить его.

Что, думаете для России – это маловероятный сценарий?

А мне-то кажется, что такой сценарий, гораздо более вероятный, чем падение рынка из-за массовых неплатежей ипотечников.

Правда можно, чисто теоретически, рассматривать вариант, когда случится и то, и другое. Падение спроса приведёт к тому, что застройщики не смогут обслуживать полученные кредиты, а ипотечники, одновременно с этим, начнут массово задерживать выплаты по кредитам.

Но такой сценарий способен «выжечь» на корню все живое, и похоронить рынок на долго.

Что нам даёт китайский кейс?

Он даёт пример того, как стремительно, в один момент, может ухудшаться ситуация на рынке, который всеми воспринимался, как самый, что ни на есть драйвовый, из всех драйвовивших. Только что все пухнет, как на дрожжах, все зарабатывают, богатеют. И вдруг, раз, и все летит в тартарары. Без фазовых переходов. Моментально. Все разоряются и становятся банкротами.

Вот что в этой истории потрясает! Стремительность!

  А может ли ситуация с китайским застройщикам как-то повлиять на наш рынок?

Не просто может, она уже влияет.

В середине августа цены на сортамент металла: арматуру, балки, двутавр, кровельное железо, швеллер, трубы, уголки, проволоку для вязки арматуры, кладочную сетку и пр. начали снижаться.

Это снижение пошло в начале августа. Первая причина — введение Правительством РФ экспортных пошлин на изделия из металла.

Вторая, мировое снижение биржевых цен на металл и изделия из него, связанное, как раз, с уменьшением его потребления в Китае, в связи с начавшейся именно тогда турбулентностью на строительном рынке этой страны, падением продаж, падением потребления его строительной отраслью.

Я зашёл сегодня на сайт отраслевого журнала «Металлоснабжение и сбыт». Падение цен продолжается. За полтора месяца цены снизились уже на 20%. Специалисты считают, что падение будет продолжаться. и впредь.

Вот данные свежего опроса:

  (Источник: Журнал "Металлоснабжение и сбыт") (Источник: Журнал „Металлоснабжение и сбыт“)

Только 18% специалистов-отраслевиков считают, что цены сохранятся на прежнем уровне, или незначительно вырастут; 36% считают, что в сентябре цены снизятся еще на 10%; 31% считают, что они снизятся на 3-5%; а 15% считают, что случится обвал цен.

А между прочим, изделия из металла, в затратах на СМР – это не менее 3-8% от всех затрат, то есть совсем не мало. Так что все происходящее в Китае с застройщиком China Evergrande, нас касается напрямую.

И это снижение цен, пока, только лишь, на волне негативной информации о турбулентности на строительном рынке этой страны.

А если реализуется негативный сценарий, и китайский строительный рынок рухнет.

Представляете, что случится в мире с ценами на биржевые товары (не только на металл), которые используются в строительстве. А также не биржевые: насосы, лифты, автомобильную технику, краны, средства малой механизации и пр.

  Плохо это, или хорошо для нас, никто не знает. С одной стороны, снизятся затраты застройщиков, позволяя подумать им о снижении цен. С другой, напрягутся наши банки, посмотрев на китайский трэш, и не желая повторения китайского сценария, снизят финансирование застройщиков.

В общем, все что происходит сегодня на китайском рынке, все что происходит с китайским застройщиком China Evergrande, это не только китайская головная боль, но и российская.

С одной стороны – это пример нашим застройщикам и банкам, что может случится, когда спрос падает, а строительство финансируется только-лишь за счёт кредитов.

С другой стороны, происходящее уже влияет на наш строительный рынок, через снижение цен на стройматериалы.

А скоро может начать так влиять, что мало не покажется.



★9
42 комментария
ты конечно не помнишь зиму 2008ого
когда началось массовое  банкротство застройщиков в россии
государство поддержало рынок выкупая всю недвигу по цене 70к за метр...
т.е по себестоимости 
кстати дно было в марьино трешки продавались по 50к за квадрат
пока у государства есть звр никаких кризисов не будет максимум девальвация
avatar
ves2010, с учетом что я деньгами считаю только бакс и евро, хороший вариант скупить все.


avatar
ves2010, с тех пор пик ненавижу… Суки, с 10 млн меня 2 или 3 года мурыжили -)
avatar
КРЫС,  тогда пик по краю ходил… жопа у них была… я на него смотрел и просто страшно было покупать...
кстати миракс сдох и су155  
avatar
ves2010, миракса у меня не было. Су тоже стороной обошел… Да… Тогда весело было. Кто бабки сохранил и квартирку не купил — тот лох -)
avatar
КРЫС, кому были нужны эти квартирки если сбербанк стоил 6 руб а гмкн 750?
avatar
ves2010, ну 6 по сберу не помню… мне кажется. минимум был 13-14 ре…
avatar
КРЫС, сберпреф лой 6.87
avatar
ves2010, понял. Я про обычку
avatar
КРЫС, вот так вот значит! А кто продал в июле 2008-го по хаям за 2 недели — тоже лох? ;)
avatar
Geist, конечно -)) Был же риск нарваться потом на расстроенного покупателя с дробовиком в руке..)
avatar
КРЫС, хехе, не, я свалил из города до кончины братцев леманов 

Безумие какое-то было: пришла риэлторша, подписали договор, через 3 дня звонит, завтра приведу смотреть, еще через 3 — идем на сделку. Ни торговли, ничего вообще. В мае 2005 купил, в июле 2008 продал +125% в баксах.
avatar
Geist, я купил одну квартиру в Москве в 2002 -м… порядка 850 — 900 за метр. Но продавец не мог оформить эту продажу из-за обременения. Я 2 года жил в той квартире, заключив устный договор, смотрел за ростом цен на недвигу и очень переживал, что продавец кинет меня. В итоге, продавец урегулировал все и мы поехали к нотариусу… Скажем так, путем проведения устных переговоров перед дверью нотариуса мы договорились о поднятии цены до 1000 -1050 долларов за метр и закрыли сделку… Надо ли говорить, что рыночная цена на квартиру в этот момент была где-то 1600-1800 за метр? -)) Я везунчик.
avatar
КРЫС, согласен, на таких исходных очень много везения надо было.
avatar
Разумно, Талеб внятно описал управление рисками в США к 2008 году.
youtu.be/jLBp5opPJSo?t=316
avatar
Кто виноват в росте цен на бетон — покупатели, как ошалелые рванули тарить на все плечи, набрали, озолотили застройщиков и чего дальше?!
avatar
xxx55y, это да, льготной многих затянули и маткапиталом
avatar
xxx55y,  так а бабки откуда у покупателей? Ну да, взяли много ипотеки… Но не все же? Бонусы, зарплаты, рост их активов… Так что, в росте цен на бетон ФРС виновата..)
avatar
КРЫС, в основном это ипотека.
оценочно если запретить ипотеку.
например ввести за ипотечные сделки отбор собственности в пользу государства.

цены сложатся в 2 раза.
а в моменте и в 5 раз.
avatar
Антон Б, я тоже склонен винить льготную ипотеку… Но вот пузырь ли на рынке или нет — крайне затрудняюсь ответить.
Ну и про сложение цен в разы — не верю. Без кризиса это невозможно
avatar
КРЫС, это если запретить ипотеку.
для того чтобы рассмотреть альтернативный вариант — страна с запретом ипотеки.
там цена жилья будет в 2 раза ниже.
ровно с теми-же зп.

а пузырь это или нет если ипотеку не запрещать.
не знаю.

кв метров жилья на человека меньше чем в европе и меньше чем в китае даже.
в два раза.

при этом существенная часть жилья находится в посеках городского типа, райцентрах, и деревнях.

при капитализме никогда бы там не была построена.

как выраженный пример варкута где трешка стоит 150к рублей.
avatar
xxx55y, в рост цены на бетон заложен рост на арматуру.
которую кстати мы из доброты душевной везем в сирию, на восстановление 
это из уст сирийца 
строить там им много еще, так что ценник будет ползти, металлургов нахлабучивать, но и сирийцам будем помогать — с голого русского рубль — миру постройка
avatar
s_s, че, только в Сирию? -) А больше никуда? -) Мы интегрированы в мировой рынок — хочешь/не хочешь, а рост цен на металлы в мире не мог не спровоцировать рост цен на внутреннем рынке. Вот и вся сказочка спета -)
avatar
КРЫС, одно дело продавать в рынок, а другое отдавать на восстановление, по дружеской цене
avatar
если донести до людей чтобы просто отложили на полтора года покупку коморки тогда сценарий норм.
кто ж донесет до них эту мысоль, наальный не скоро выйдет
avatar
Да, полностью согласен, немного потребительского экстремизма и держать строй. Любой продавец чего угодно капитулирует.
avatar
s_s, а вдруг цены продолжат рост? -) Где будем того гонца я доброй вестью хоронить? -)
avatar
Недвижка рухнет когда к власти придут либералы и поднимут налоги и жкх, а так будет все стоять. Тем более много денег не надо чтобы держать рынок, спекули сами все падения выкупят.
avatar
drow, либералы поднимут налоги и жкх? А вроде перед выборами все снизить обещают -)
avatar
drow, налог на имущество и так растет из года в год.
жкх тоже из года в год.
так что либералы у власти с 2000 года.
уже 20 лет.

avatar
Не может

Пока в бенефициарах «льготной ипотеки» присутствуют уважаемые люди — бессмысленно фантазировать на это тему.

А так (еще) можно помечтать (задним числом), как было бы круто обанкротить ВЭБ в 2008. Ну не склалось, да...

С уважением
avatar
Мальчик Buybuy, я очень надеюсь на альтернативу… Но альтернативы «московской недвижимости» пока не вижу…
avatar
КРЫС, ну почему?

Вопрос — насколько далеко лететь.
Если пох — мой Топ-4
1. Пунта-Кана (Доминиканская респ.)
2. Куала-Лумпур (Малайзия)
3. Батуми (Грузия)
4. Ялта (Крым) — только serviced apartments

С уважением
avatar
Мальчик Buybuy, дык, я еще молодой… детей надо еще родить, этих на ноги поставить, родители опять же… Хотя, родить уже, наверное, и не надо…
avatar
CУ-155 была одно время первым по объемам застроем в РФ — сдохла, и ничего. Влетела только часть кредиторов и особо хитрожопые дольщики, которые захотели взять деньги по суду за свои недостроенные конурки.  Я прошел все это — купил конурку за 1 млн по акции. Зато сейчас могу продать ее по 2,5. А вот настоящий треш и ад начнется, когда всех обилетят бетоном и жадные госы начнут резко задирать налоги и коммуналку (вон Хуснуллин недавно уже вещал, про «экономически обоснованные тарифы на ЖКХ». И вот тогда на рынок массово вывалится огромный объем «вторички», так как содержание «лишних» квартир станет очень накладным.  И лить все это будут в итоге по демпинговым ценам. Думаю не нужно объяснять, что тогда будет с новостроем. Но это я говорю про массовый сегмент. «Элитка» несколько иная тема. 
avatar
Еще возможен такой сценарий, кто набрал квартиры и понял что будет рост начнут фиксировать прибыль через 3-5 лет владения, чтобы не платить налоги и тогда на рынок выльется огромный объем предложения, что в свою очередь понизит цены, причем таким образом что люди которые позже брали ипотеку вынуждены будут платить за квартиру старую цену, а она уже будет другой, это понизит боевой дух ипотечников, в добавок на волне высокого спроса я думаю начато через чур много объектов которые окажутся невостребованными и будут вытягивать деньги у застройщиков на обслуживание кредитов. В итоге может получиться так, что им придется продавать квартиры дешевле себестоимости чтобы закрывать кредиты и задолженности по заработным платам. Как следствие будет паника, слезы сопли, падение цен. Действительно такой момент не приятный если ты взял квартиру например за 8 и платишь ипотеку, а потом она падает до 6, а платить остается как за 8, а 2 млн выливаются в 4 на ипотечном сроке и это я думаю деморализует. Да так же собственно с акциями же происходит, пока они растут все набирают, потом все начинают продавать, а кто то остается с бумагами по дорогим цена, а цена падает. Примерно и такая тут система. Ну и если просрочки будут по ипотекам банки начнут распродавать жилье и это тоже вольет на рынок огромное количество предложения,  что понизит цену, тоже как вариант сценария возможного. Я думаю сейчас как и в штатах многие брали квартиры даже просто так, предчувствуя такое развитие событий, кто взял их в ипотеку например за 4 и она ему даже не нужна, она за год почти в двое выросла, а через 3-5 когда пройдет минимальный срок владения, человек возьмет просто займет у кого нить на неделю деньги чтобы выплатить ипотеку и продаст и выйдет что плюс 5 млн, а это тоже даст большое количество предложений, получится грубо говоря что человек рост квартиры заработает на ровном месте, еще и сдавая ее. 
avatar
Трейд, абзацы…
avatar
когда-нибудь так и будет
avatar
Где-то нестыковка 5 человек на дом?
Ежегодно, застройщик строит около 600 000 домов, реализует проекты в 229 городах и генерирует более 3 млн рабочих мест.
и всего 100 не сданных вероятно вовремя при 600к в год? )
Количество не сданных домов исчисляется сотнями
avatar
Уже стали производить меньше стройматериалов. Только что коллега говорил, что не может купить пенобетон для строительства частного дома. Под заказ на ноябрь.
avatar

теги блога хм

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн