Блог им. kristinkassm
Доходность 10-летних казначейских облигаций США составляет 1,61%.
Доходность 10-летних корпоративных облигаций 2,09%.
Ставка по 30-летней ипотеке — 3,05%.
Несмотря на недавнее повышение, процентные ставки колеблются около исторических минимумов. Давайте не будем относится к слову «исторический» легкомысленно. Под «историческим» подразумевается самый низкий уровень с 1776 года.
Любезно предоставленный график Visual Capitalist подчёркивает эту точку зрения.
Несмотря на 300-летние минимумы процентных ставок, инвесторы начинают беспокоиться, потому что ставки растут. Как показывает история, волноваться действительно есть о чём. Данные за последние 40 лет показывает, что внезапные всплески процентных ставок и финансовые проблемы идут рука об руку.
Вопрос для всех инвесторов: насколько большим должен быть скачок, чтобы история снова повторилась?
Долговая экономика
За последние 40 лет задолженность во все большей степени стимулировала экономический рост.
Само по себе это не говорит нам о здоровье экономики. Чтобы лучше оценить последствия долга, нужно понять, как он использовался.
Когда долг используется продуктивно, проценты и основная сумма покрываются за счет более высокой прибыли и устойчивой экономической активности. Более того, доход, превышающий стоимость долга, делает экономику более процветающей.
И наоборот, непродуктивный долг может дать разовый импульс экономической активности, но он практически не приносит остаточного дохода в будущем. В конечном итоге это создает экономическое препятствие, поскольку обслуживание долга в будущем заменяет производительные инвестиции и / или потребление.
График ниже показывает неуклонно растущее соотношение общей суммы непогашенного долга к ВВП. Если бы долг в совокупности был продуктивным, соотношение уменьшалось бы независимо от суммы долга.
Экономическая нестабильность США
Как мы уже поняли, экономика США сильно зависит от непродуктивного долга. Неудивительно, что долгосрочные темпы роста в течение трёх десятилетий имеют тенденцию к снижению. Огромный объем непродуктивного долга, увеличившийся в прошлом году, только еще больше снизит темпы роста в будущем.
ФРС прекрасно осознает эту уязвимость, но отказывается признать наличие проблемы или стимулировать производственный долг. Вместо этого она рекламирует временные экономические преимущества увеличения долга при чрезвычайно низких процентных ставках. При этом они (ФРС) подстрекают к спекуляциям и наращиванию потребления.
Как утверждал шведский экономист Кнут Викселль:
«С другой стороны, если рыночные процентные ставки удерживаются ненормально, то есть ниже естественной ставки, тогда решения о распределении капитала принимаются не на основе предельной эффективности, а на основе средней доходности инвестированного капитала. Это объясняет, почему в те периоды произошёл бум спекулятивных активов, таких как акции и недвижимость.
Но когда краткосрочные рыночные ставки ниже естественных, разумные инвесторы реагируют соответствующим образом. Они занимают большие суммы по низкой ставке и покупают существующие активы с несколько предсказуемой доходностью и более короткими временными горизонтами. Финансовые активы стремительно растут в цене, в то время как долгосрочные инвестиции, ориентированные на денежный поток, с более рискованными перспективами, падают».
Проще говоря, политика ФРС заключается в том, чтобы вечеринка продолжалась, не беспокоясь о завтрашнем похмелье. Как они сами показали, еще больше долгов — помогает продолжить вечеринку до завтра, а потом ещё и ещё. К сожалению, цена такой безрассудной политики — финансовая хрупкость страны.
Доказательства этому очевидны. В настоящее время инвесторы беспокоятся о более высоких процентных ставках, несмотря на то, что они поднялись только до самого низкого уровня за последние 300 лет.
Измерение хрупкости
Оглядываясь назад на последние 40 лет, можно обнаружить реально тревожную проблему. Каждый раз, когда процентные ставки достигают верхней границы своего нисходящего тренда, происходит ничто иное, как финансовый кризис. Неуклонное снижение ставок и ВВП наряду с различными кризисами, возникающими при временном повышении ставок идут рука об руку.
Учитывая, что кризисы часто возникают при резком повышении ставок, стоит задуматься о том, насколько высокие ставки могут вырасти до следующего кризиса. Интересно, что с течением времени требуется все меньше и меньше скорости для возникновения проблемы. Это своего рода снежный ком. Причина, заключается в том, что рост долга опережает способность платить за него.
Чтобы количественно оценить, насколько могут вырасти еще ставки, посмотрите на график ниже. Красная область на диаграмме — это косвенный расчет изменения процентных расходов по всем долгам.
Текущее годовое изменение процентных расходов на 3,50% выше, чем год назад.
Если доходность 10-летних казначейских облигаций США вырастет до 2,0% (в настоящее время 1,60%) к маю, прокси вырастет до 5,25%, что намного выше 4,0%. Это и привело к появлению пузырей интернет-компаний и недвижимости.
Итог
Рассмотренная модель явно свидетельствует о том, что порог, позволяющий выдерживать более высокие ставки, невелик.
Если к апрелю 10-летняя ставка UST вырастет до 1,75%, процентные расходы превысят все пиковые уровни с 1990 года. Однако на этот раз массивные бюджетные стимулы, денежно-кредитные операции и возобновление экономической деятельности могут на некоторое время замаскировать рост ставок, позволяя им расти дальше.
Всякий раз, когда ставки росли слишком активно, происходил кризис. Кажется, вопрос только в том, когда ФРС прибежит на помощь.
Пристегнитесь, математика говорит, что кризис может быть ближе, чем кто-либо может себе представить.
Теперь приливные волны развернулись и играем другую игру! Всем надеть на морду и сидеть!!! Шо в карманах?! ))
Мюнхгаузен вытягивает лошадь из болота за свою треуголку! ЮэСэй!!! ЮэСэЙ!!! РОСТ!!! Только вперед! Давай-давай!!!
Спутник High FiVe секретное рукопожатие и поцелуй в громадный big S перст!
К апрелю? БУГАГА!!!
Она сделала это вчера.
И тем темпом, который она набрала с 02.03.2021 — на первой неделе апреля будет 2,00%