Блог им. Albus
Ветряные электростанции – великое изобретение человеческой мысли. Они добывают энергию прямо из воздуха. Не нужно рыть шахту или бурить скважину, перерабатывать сырьё, транспортировать и хранить топливо. Лопасти крутит ветер, а его создаёт сама природа. Давление у воздушных масс не одинаковое. Вот и стремится поток из зоны высокого давления туда, где оно низкое. Есть много стабильных ветров, которые дуют более-менее регулярно. А значит можно составить бизнес-план и обосновать идею, что на такой-то территории выгодно построить ветряную электростанцию.
Моя программа Экономика на телеканале Крым-24
Россия с нашими великими равнинами – настоящая страна ветров. Антропологи, находя следы древних поселений в Сибири, отмечают, что дети и взрослые часто болели отитом – воспалением уха. Это носило хронический характер и даже отразилось на костях черепа. Так сильны там ветра и настолько слабой в те седые века была медицина. То, что раньше приводило к заболеванию, теперь вовсю используется для нужд человека. Энергия ветра преобразуется в электрическую и даёт свет домам и заряд аккумулятора смартфонам.
Но всё же ветряки не идеальны. Романтика зелёной энергетики разбивается в дребезги у любого человека, который поживёт возле ветряков хотя бы неделю. Избавляя нас от парниковых газов, они наносят непоправимый вред природе другим способом. Это самая настоящая мясорубка для птиц. Лопасти крутятся быстро, несчастная жертва во время полёта их не замечает и попадает под смертельный удар. Это происходит массово во всех уголках земного шара, где есть подобные установки. То же самое касается и летучих мышей. Они гибнут даже чаще. Для них это настоящая смерть во тьме.
По данным канадских исследователей одна турбина убивает в год 8 птиц. Вроде бы не так много, но потери в целом по миру уже достигают миллионов особей.
Сторонники зелёной энергетики над этими цифрами смеются. Мол, кошки съедают больше. Да и пестициды на полях травят птиц в огромных количествах. А линии электропередачи – это вообще электрический стул для пернатых. Но тут надо учесть, что ветротурбин в мире всё ещё относительно мало, а амбиций по их расширению — много. Поэтому птичьих казней с каждым годом будет всё больше. Уже сейчас владельцы продуктовых магазинов знают: мясо птицы плохо продаётся там, где установлены ветряки. Местным жителям хватает и того, что нарубят лопасти. Это особенно актуально для стран, где ветряков по-настоящему много: Китай, США, Германия, Индия, Испания.
Дональд Трамп – один из ярых ненавистников таких электростанций. Он называет их ветряными мельницами, говорит, что они сильно шумят и убивают птиц. Далее цитата:
«Хотите увидеть кладбище птиц? Прогуляйтесь под ветряной мельницей. Вы увидите там больше птиц, чем когда-либо ранее за свою жизнь.»
Однажды Трамп до того договорился, что сказал, будто бы шум ветряных турбин может вызвать рак.
Зелёная энергетика сильно зависит от государственной поддержки. Без дотаций и субсидий никто не хочет ею заниматься. Содержать гидроэлектростанции, атомные или тепловые на газе и угле дешевле и практичнее. Они не зависят от капризов погоды. Поэтому ветряные магнаты и связанные с ними эко-активисты изо всех сил оппонируют Трампу. Для них он – опасный диссидент, враг, который покусился на их материальное благополучие и пытается стащить с них белые одежды борцов за зелёное будущее. Его вовсю сравнивают с Дон Кихотом и изо всех сил желают ему провала на осенних выборах.
Птицы очень важны для экосистем. Они не дают расплодиться комарам, мухам, саранче. Нехватка птиц автоматически означает изобилие насекомых разной степени вредности. Поэтому так важно беречь пернатых, заботиться о том, чтобы они не летели на страшную гильотину. Кажется, в конце тоннеля замаячил свет. В Норвегии провели интересное исследование. Оно продолжалось 9 лет. Там тоже много ветропарков, и проблема гибели птиц, в том числе редких и исчезающих, стоит очень остро. Вот что там придумали. У некоторых ветряков одну лопасть покрасили в чёрный цвет, а две другие не трогали. Начали наблюдать и обнаружили, что это имело оглушительный эффект. Птицы стали видеть издалека такие турбины и число несчастных случаев сократилось на 70%.
Крестьяне издревле ставили на полях пугало. Придя от ветра в движение, оно наводило страх на птиц, и те улетали. Здесь сработал тот же эффект. Чёрная лопасть прогоняет пернатых, спасая им жизнь. Возле других турбин, у которых ничего не перекрашивали, смертность была на прежнем уровне. Вот так чёрный цвет помог зелёной технологии. Эксперименты надо продолжать. Наверняка есть способы ещё больше снизить гибель наших летающих меньших братьев от встречи со столь опасной для них технологией.
Надеюсь, этот опыт начнут применять и в России. У нас в ветряные электростанции вкладывается всё больше денег. Работает государственная программа развития возобновляемой энергетики. В рамках неё открываются заводы по производству турбин и комплектующих к ним. Технологии иностранные, но турбины выпускаются на нашей территории. Это даёт рабочие места и налоговые отчисления в бюджет. Трамп всё время ругается на то, что в Штатах выпускают мало ветряных установок. Большая их часть закупается в Германии и Китае.
У нас пошли другим путём. Создание новых и расширение старых ветропарков происходит за счёт тех установок, которые произведены в России. Это дешевле, чем импортировать готовое изделие и в полной мере соответствует принципам импортозамещения. На российских ветряных электростанциях тоже гибнут птицы. Надеюсь, наши инвесторы позаботятся о том, чтобы их детища становились эко-френдли.
Все страны мира хотят получать энергию как можно дешевле. Когда-то Британия стала хозяйкой морей, потому что был изобретён паровой двигатель, а вращал его уголь, добытый на её территории. Либо на самих островах, либо в колониях. Энергия была своя. Это позволяло массово посылать корабли во все уголки земного шара. То же самое касалось и топлива для железнодорожного транспорта.
Вот что пишет Жюль Верн в романе «Вокруг света за 80 дней». Паспарту, проснувшись, смотрел в окно и не мог поверить, что он пересекает Индию в поезде Великой индийской полуостровной железной дороги. Это казалось ему неправдоподобным; а между тем, это было именно так! Управляемый английским машинистом паровоз, в топках которого пылал английский уголь, извергал облака дыма на лежавшие по обеим сторонам дороги плантации кофе, хлопка, мускатного ореха, гвоздичного дерева, красного перца.
Но времена изменились. Соединённое Королевство растеряло колонии, месторождения угля мало того, что истощились, так ещё и уголь был признан самым грязным и вредным видом топлива. Сейчас как англичанам, так и всем европейцам всё больше энергоносителей приходится импортировать, в том числе из России. Такая зависимость им не по душе, вот они и вкладываются в зелёные технологии. Но, скажем прямо, пока что это держится лишь на энтузиазме правительств. Стоит ослабить вожжи, отменить субсидии, отказаться от штрафов и налогов за использования традиционных источников топлива, как люди возвращаются на старые добрые углеводороды и уголь.
Солнечная панель, ветряк, двигатель в электромобиле стоят по-прежнему дорого, с годами изнашиваются и требуют замены. А это – новые капиталовложения. Ископаемое топливо в пересчёте на ежемесячные расходы всё ещё выгоднее. В технологиях нужен рывок, который резко уменьшит затраты на зелёную энергетику. Только тогда она начнёт развиваться самостоятельно.
Где солнечные батареи по-настоящему нужны, — так это в космосе. Телескопы, запускаемые на далёкие расстояния, нуждаются в электроэнергии. Бензином или газом их не дозаправишь, поэтому приходится полагаться на родное светило. В космосе нет риска, что пространство затянет облаками, погода стоит одинаковая, поэтому стабильность такого источника энергии велика. Но чем дальше улетает аппарат к границам нашего мира, тем меньше света попадает на фотоэлементы. Так что и этот способ генерирования тока не идеален, хотя и позволяет решить в космосе много полезных задач. Плюс износ солнечных батарей никто не отменял. Они не могут служить вечно, а значит срок работы телескопа ограничен.
Всё это заставляет страны мира и дальше обращаться к сжигаемым видам топлива. Турция недавно с радостью сообщила, что нашла в Чёрном море в своих территориальных водах крупное месторождение газа. Сейчас страна его в основном импортирует. Главные поставщики – Россия, Иран, Азербайджан. За прошлый год страна заплатила газовым поставщикам 41 миллиард долларов. Но теперь Президент Эрдоган рассчитывает изменить баланс в свою пользу. Сделать это будет нелегко. Добывать газ в открытом море трудно. Найденное месторождение мало того, что находится на глубине 2 метра, так ещё и дно придётся бурить на полтора километра. Так далеко от поверхности находится газоносный слой. Нужно много денег, чтобы всё организовать. В перспективе у Турции есть шансы избавиться от газовой зависимости и даже стать экспортёром газа, но на достижение этой цели могут уйти годы.
Ссора на грани военного конфликта между Грецией и Турцией тоже разворачивается вокруг месторождения газа, на этот раз в Средиземном море. Все понимают, что ветер, солнце, геотермальная энергия, сила приливов и прочие радости ещё долго не смогут тягаться по надёжности и выгодности с классическими видами топлива.
Есть такое понимание и в Беларуси. Звучит странно, но это тоже крупная топливная держава. Значимый поставщик бензина и дизеля для соседних стран – Европы и Украины. Беларусь, пользуясь дружбой с Россией, закупает у нас нефть марки Urals с большой скидкой. Перерабатывает её на своих НПЗ и уже в виде топлива продаёт в другие страны. Схема держится только на заверениях в дружбе и вечном союзе.
Вот любопытная инфографика от агентства РБК. На сколько российская нефть обходится Белоруссии дешевле по сравнению с её рыночной ценой.
Зелёные столбики – цена согласно контрактам, синие – реальная стоимость чёрного золота. Как видим, большая скидка есть всегда. В прошлом году она составила одну треть. Это прямые дотации со стороны России для белорусского бюджета. Минск торгует углеводородами не только с Европой и Украиной. Небольшая часть топлива идёт и в Россию. Мы в Беларусь отправляем нефть со скидкой, а она нам продаёт обратно бензин, но уже по рыночной цене.
В отношениях России и братской страны нередко возникали трещины по линии транзита. Беларусь выхода к морю не имеет, а потому активно пользуется портовой инфраструктурой стран Балтии. Крупнейший порт Литвы – это Клайпеда, а Латвии — Рига. Россия все последние годы активно развивает свои балтийские порты, такие как Усть-Луга, Выборг, Высоцк, Санкт-Петербург. Строит там новые сооружения для приёма и отправки грузов. Эти порты много раз предлагали Белоруссии свои услуги, в том числе по перевалке нефтепродуктов, но та отказывалась. Мол, далеко и дорого. Литва ближе. В итоге треть бюджета этой прибалтийской республики формируется за счёт белорусского грузопотока.
Но недавно точка зрения Лукашенко изменилась. Он поставил своему правительству задачу перенаправить грузовой трафик на другие направления и отказаться от транзитной помощи Литвы. Если это будет сделано, главными выгодополучателями от этого решения станут Северо-Западные Российские порты. Благодаря большим инвестициям их пропускная способность была сильно увеличена. Теперь им под силу обслуживать и белорусский грузопоток. Прибалтика и так год за годом теряет российский транзит. Теперь от неё уйдут и белорусские клиенты. Будем следить за развитием ситуации.
---
Мой блог на Яндексе.
Масштабные программы электрификации (в частности создание ГЭС) когда-то тоже происходили с широким привлечением гос.финансирования разумеется не только в СССР, но и в США, Германии например.