Блог им. neophyte

Интернет головного мозга

Интернет головного мозга
Написал заметку на эту тему, и даже разместил. А потом погуглил и нашел более интересный текст.
Перед тем, как его процитировать, скажу пару слов.
Несколько лет назад я иронизировал, что скоро тексты продолжительнее формата твиттера не будут восприниматься.
И похоже эта эпоха уже наступает. Я тоже не избежал ее влияния и большие тексты пробегаю по диагонали практически не возвращаясь к углубленному просмотру и изучению материала. А в художественной литературе, особенно если писатель не имеет выдающегося таланта, начинаю пропускать длинноты и описания, концентрируясь на сюжете.
К чему это приведет? Ко все более широкому распространению дилетантизма и имитации знания там, где нужна реальная квалификация.
А теперь цитата.

Наступление цифровой эпохи изменяет характер работы нашего мозга, что потенциально может иметь гибельные последствия, отмечает Николас Карр (Nicholas Carr). Несмотря на то, что всемирная сеть существует всего лишь около 20 лет, сейчас трудно себе представить жизнь без неё. Интернет предоставляет мгновенный доступ к огромным объёмам информации, мы также можем постоянно находиться на связи с сотрудниками и друзьями.

Но наша зависимость от Интернета имеет свою тёмную сторону. Растущая совокупность научных исследований и доказанных фактов говорит о том, что Сеть с её постоянными отвлечениями или перерывами в изучении конкретного материала делает людей рассеянными и поверхностными.Николас Карр в течение трёх лет проводил исследование для написания своей новой книги «The Shallows: How the Internet Is Changing the Way We Think, Read and Remember», посвящённой влиянию Интернета на изменения принципов мышления, чтения и памяти. Он отмечает, что к написанию книги его подтолкнул не только академический, но и персональный интерес: он решил взяться за этот труд, когда понял, что сам теряет способность концентрации и анализа. Даже когда он был не за компьютером, его разум ощущал голод от недостатка постоянного стимулирования и быстрых информационных ударов, он ощущал себя в некотором постоянном смятении.

Тогда исследователь задался вопросом, могла ли потеря концентрации быть результатом того продолжительного времени, что он проводил online. В поисках ответа на этот вопрос он начал знакомиться со многими психологическими, поведенческими и неврологическими исследованиями, которые изучали влияние информационных технологий на образ мышления.

В результате картина оказалась очень настораживающей, по крайней мере, для тех, кто ценит проницательность, глубину, а не скорость реакции. Согласно исследованиям, люди, читающие тексты, наполненные ссылками, понимают меньше, чем те, кто читает с бумаги. Люди, черпающие сведения из мультимедийных презентаций запоминают меньше, чем те, кто воспринимает информацию в более спокойной и сосредоточенной форме. Люди, отвлекаемые постоянно сообщениями о приходе почты, мгновенными сообщениями и обновлениями понимают меньше, чем те, кто способен сконцентрироваться. Люди, которые привыкли заниматься одновременно множеством задач часто гораздо менее творческие, и менее продуктивные, чем те, кто занимается только одним делом.

Ряд исследований показывают, что люди всё меньше времени тратят в среднем на просмотр той или иной страницы. Даже те, кто занимаются академическими исследованиями онлайн, всё чаще переключаются с одного документа на другой, редко прочитывают более одной-двух страниц одного документа. Другие исследования отражают тот факт, что люди, занимающиеся множеством мультимедийных задач одновременно, хуже проходят тесты на концентрацию и легче приходят в расстройство, а также гораздо сложнее отличают важную информацию от пустяков.

Результаты шокировали исследователей, они ожидали, что «многозадачные» люди будут иметь какие-то преимущества. Но хуже всего то, что люди, привыкшее заниматься сразу несколькими задачами за компьютером, в среднем хуже во всём. Даже в той самой многозадачности: их отвлекает всё подряд и в результате они хуже справляются с необходимой работой.Важно и то, что компьютеры и мобильные телефоны изменяют наш мозг, усиливая одни его участки и гася иные. Таким образом, просто выключая компьютер или телефон, человек уже не может перестроиться на нормальный ритм работы мозга. Долговременные изменения качества интеллектуальной жизни имеет гибельные последствия.

Конечно, часто излишняя концентрация на какой-то проблеме может лишь зациклить человека, и когда он отвлечётся на некоторое время, то затем может вернуться к ней со свежим взглядом и зарядом творчества. Однако исследования также показывают, что такой подход не работает в мыслительном процессе, не связанном с какой-либо чётко определённой для себя проблемой.Интернет не поощряет людей остановиться и задуматься над тем или иным. Он заставляет человека находиться в постоянном интеллектуальном движении. Рост популярности социальных сетей вроде «Живого журнала» и «ВКонтакте», которые наваливают на людей целый ворох коротких сообщений и потока интересной, но ненужной информации, только усиливает проблему.

Нет ничего плохого в быстром восприятии сведений по кусочкам или частям. Люди всегда просматривали газеты, нежели читали их, перед чтением книг и журналов человек обычно пробегает по ним глазами и листает их, чтобы выбрать наиболее подходящее для чтения. Способность беглого просмотра и пролистывания настолько же важна, как и способность вдумчивого чтения и внимательного мышления. Пугает лишь то, что восприятие информации «по диагонали» становится доминирующим способом работы мозга.То, что должно служить определению наиболее важной информации для более глубокого последующего её изучения, становится конечной целью и основным методом обучения и анализа. Николас Карр заключает в краткой презентации своей книги, что ослеплённые сокровищами Сети, мы можем не видеть того вреда, который наносим нашей интеллектуальной жизни и даже нашей культуре.


Источник
★2
9 комментариев
Ничего, когда массы начнут чипировать, то благодаря этому в будущем вообще может отпасть надобность в умении читать и знать азбуку.
     Нужно все тексты в rar-архиве засовывать в башку. А ночью, пока человечеки спят, тексты разархивировать и вгонять в мозги.

     Подобный эффект достигается, например, если бабушка из деревни послушает на ночь Соловьёва или Киселёва. Действует! 
на эту тему еще читал статью о том, что мы настолько привыкли иметь быстрый и простой доступ к информации, что мозг отказывается запоминать что-то — мозг для себя уже решил, что можно «загуглить». 
avatar
Vitaliy, мозг вообще ленивый инструмент.
Но проблема не в запоминании, а в отсутствии глубины понимания и анализа информации.
Николай Скриган, Осмысленный подход работает при гарантиях востребованности в будущем, а сейчас даже молодой тракторист не втыкается в теорию, птмучто завтра будет совсем др техника и др подход. Я уж не говорю про программеров, тем более в нашей системе разделения труда.
avatar
А я бы про смартфон головного мозга написал. Это про тех, кто ничего не видит (кроме экранчика своего) и не слышит (бананы в ушах). Проблема, особенно в метро — приходится иметь телесный контакт. А еще таких машины легче давят
avatar
Brassiere, это разные степени одного явления
Хотелось бы статью увидеть в цифрах, а ещё желательнее такие материалы изучать с глубоким подходом. А то может оказаться, что опыт то и не опыт вовсе.

Ну а проблема у нас в излишнем обилие информации. Если 30 лет назад было достаточно знать как не держать паяльник за жало, то сейчас к паяльнику необходима ещё гора приспособлений и знаний. И так во многих сферах.
А уж какую информацию мозг сочтёт нужной — это уже вопрос. Информация сейчас не нуждается в запоминании при одноразовом контакте, поскольку вероятность того, что она больше никогда не понадобится слишком высока. Поэтому сначала идёт запоминание ссылок и мест где можно найти необходимое знание, а уже при неоднократном обращении оно становится навыком.
avatar

теги блога Николай Скриган

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн