Решение задач не привилегия математики. Всё человеческое познание есть непрекращающийся процесс постановки и разрешения все новых и новых задач – вопросов, трудностей. Любому суждению предшествует прежде всего развитие способности правильно ставить (задавать) вопросы.
Наука – и в ее историческом развитии, и в ходе ее индивидуального освоения – вообще начинается с вопроса.
Действительный «вопрос», подлежащий решению только через дальнейшее исследование фактов, всегда выглядит как «логическое противоречие», там, где в составе знания вдруг появляется «противоречие» и возникает, собственно, потребность и необходимость глубже исследовать сам предмет.
Человеческий ум, приученный к действиям по штампу, по готовому рецепту «типового решения» — теряется там, где от него требуется самостоятельное (творческое) решение, именно поэтому он «не любит» противоречий.
Противоречие это сигнал появления проблемы. Неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, – сигнал для включения «мышления» – самостоятельного рассмотрения «вещи», в выражении которой возникает антиномия.
Элементарное требование диалектики — это что бы «противоречие» служило не поводом для замешательства или истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой вещи.
«Голый результат без пути к нему ведущего есть труп», мертвые кости, скелет истины, неспособный к самостоятельному движению, – Гегель.
Готовая, словесно-терминологически зафиксированная научная истина, отделенная от пути, на котором она была обретена, превращается в словесную шелуху, сохраняя при этом все внешние признаки «истины».
Диалектика – умение строго фиксировать «противоречие», а затем – находить ему действительное разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных манипуляций.
Четко сформулированное противоречие создает то самое «напряжение мысли», которое не падает до тех пор, пока не найден тот единственный факт, посредством которого оно разрешается.
Диалектика дала возможность Карлу Марксу решить проблему, о которую сломала себе голову буржуазная наука, – проблему рождения капитала из обмена товаров. Прежде всего здесь было зафиксировано острое противоречие. Дело в том, что высшим законом рыночных отношений является обмен эквивалентов – равных стоимостей. Если я имею предмет, стоящий пять рублей, я могу обменять его на другие товары, которые стоят тоже пять рублей. Я не могу путем обмена – ряда покупок и продаж превратить пять рублей в двадцать (если, конечно, исключить спекуляцию, обман). Но как же возможны тогда прибыль, прибавочная стоимость, капитал? Его законом является постоянное «самовозрастание». А отсюда возникает вопрос: «Наш владелец денег должен купить товары по их стоимости, продать их по их стоимости и все-таки извлечь, в конце концов, из этого процесса больше стоимости, чем он вложил в него.
Как же – без всякого обмана, то есть без всякого нарушения высшего закона товарного мира, – вдруг появляется «капитал»? Явление, характеристики которого прямо противоречат закону обмена эквивалентов?
Задача поставлена четко и ясно. Ее решение, продолжает Маркс, возможно лишь при том условии, если нашему «владельцу денег» «посчастливится открыть в пределах сферы обращения, то есть на рынке, такой товар, сама потребительная стоимость которого обладала бы оригинальным свойством быть источником стоимости, – такой товар, фактическое потребление которого было бы процессом овеществления труда, следовательно, процессом созидания стоимости».
Такой товар, потребление которого было бы созиданием! Вещь как будто невозможная, «немыслимая» – ибо «логически противоречивая».
Но если владелец денег все же превратился в капиталиста, то это значит, что он все-таки разрешил неразрешимую, с точки зрения высшего закона товарного мира, проблему. Он обменивал самым честным образом копейку на копейку – никого ни разу не надув – и все-таки получил в итоге рубль… И это значит, что он все-таки нашел и купил на рынке немыслимо чудесный предмет, товар, – потребление которого тождественно производству стоимости.
Чтобы разрешить теоретическое (логическое) противоречие, остается только подследить – где же он умудрился купить такой сверхоригинальный товар, с помощью которого немыслимое становится «мыслимым»? И что это за волшебный предмет, осуществляющий немыслимое без какого то бы ни было нарушения строгого закона товарного мира?
Автор «Капитала» последил за ним и увидел: «владелец денег находит на рынке такой специфический товар; это – способность к труду, или рабочая сила».
Это – единственный товар на рынке, с помощью которого достигается решение противоречия, неразрешимого никакими терминологическими фокусами. Это – единственный предмет, который строго подчиняется всем законам «товара», строго подходит под все теоретические определения «товара», «стоимости» (под те самые определения и законы, с точки зрения которых рождение капитала – акт «незаконный», даже противозаконный), и в то же время – в строжайшем согласии с законом – рождающий это «незаконное» детище – прибавочную стоимость, капитал, то есть явление, непосредственно противоречащее законам товарного мира.
Найден такой непосредственно реальный, конкретно-наглядный факт – и разрешено «логическое противоречие», «невыносимое» для недиалектического мышления. Здесь ясно видно, что именно «логическое противоречие», выявленное внутри исходных условий задачи и внутри них – неразрешенное и неразрешимое, задает мышлению те условия, которым должно соответствовать «искомое» – то недостающее звено, которое мы должны найти, чтобы строго решить задачу.
E. V. Ilenkov
Исскуство адвоката, демагога и мошенника
Тогда они, особенно немцы, по природе своей доверчивые, тотчас же начинают думать, что все дело в их интеллекте, которому они вообще не очень-то доверяют; чтобы спасти свою репутацию, они скрывают свое непонимание, а лучшим средством для этого служит похвала непонятной мудрости, авторитет которой от этого все больше растет. И требуется огромная смелость и доверие к самому себе, к своему рассудку, чтобы назвать все это бессмысленным шарлатанством.
В гегелевской философии явственно заметно намерение добиться милости монархов сервильностью и ортодоксией. Ясность цели пикантно контрастирует с неясностью изложения, и, как клоун из яйца, вылупливается в конце толстого тома, полного напыщенной галиматьи и бессмыслицы, благодарная салонная философия, которой учат уже в начальной школе, а именно — бог-отец, бог-сын и святой дух, правильность евангелического вероисповедания, ложность католического и т.д. и т.п.».
Schopenhauer A. Sämtliche Werke. Stuttgart-Berlin, O.J.Bd. 12. S. 292 f.
Вася: сегодня в 9.00 Леша был в магазине
Петя: сегодня в 9.00 Леша был в офисе.
Оба говорят правду
Снимайте
Пространственно-временной континуум, видимо?
Надо понимать политэкономический смысл «ценности», разницу между потребительной стоимостью и меновой. Воздух обладает бесконечно большой потребительной стоимостью при нулевой меновой.
Пытаться понять марксизм вообще бесполезно, он бессодержателен, имеет лишь форму. Он был нужен для того, чтобы иметь нечто, что невозможно понять, но на что всегда можно сослаться и «интерпретировать» в нужном ключе, как священное писание у попов.
А не кажется ли Вам, что Гедель занимался таким же словоблудием что и «диалектики»?
Полнота системы, на мой взгляд псевдонаучное понятие. Любая система является неполной, нет систем без аксиоматики.
Он, кстати, был с куку, возможно его просто использовали.
Время Геделя это время тотальной профанации науки. Тогда же появилось и волшебное время Эйнштейна и все прочие отрыжки спекулятивной «науки»
Кстати говоря, главный труд по диалектике принадлежит перу Аристотеля, которого Вы в этой куче даже не упомянули
Было бы или вело бы? Бензин сжигается, это внезапно становится полезным. Чудеса, блеать.
Это не более чем игра в слова. Когда слова нестроги, это раздолье. Дурак что-то лепечет, что умному не понять, теперь осталось только пропиарить дурака представить его «гением»
Может ради этого когда то в древней Индии разработали санскрит, язык с чистой и строгой грамматикой, который по сей день считается эталоном языка.
Индра разрушил 1000 крепостей, поэтому один из его эпитетов — Разрушитель Твердынь — Пурандара. Он поразил Змея, потому он носит имя Победитель Змея, Вритрахан.
И так далее.
Уничтожая зло мы созидаем
Люди не могут осмысленно влиять на экономику. (см Спонтанные порядки) в виду краткости их жизни. Пока мы возимся с пониманием текущих задач — экономика уже эволюционирует во что-то новое. Мы всегда вынужденны бежать за уходящим поездом. Это бессмысленно.
Понимаем мы эти процессы или нет, они все равно текут и будут течь с неизменной эффективностью. (см Спонтанные порядки)
Решать можно и нужно вопросы улучшения жизнедеятельности людей. Машины, дороги, сомолеты, компьютеры.....
А не экономические процессы, кои регулируются спонтанными порядками и для нас НЕдоступны, а след НЕ разрешимы.
Жалкие попытки людей понять экономич процессы — не что иное, как попытки просто сделать на этом имя и деньги.
Все это работало и будет работать вне зависимости от того, понимают это люди или нет.
ВОТ ЧТО НАДО ПОНИМАТЬ.
А то принято выставлять изучение экономики как помощь людям.
ЭТО не так.
Мало кто изучает поведение микробов. А оно не менее хаотичное. и более предсказуемое. А если и изучают, то за чужой счет. За гранты.
А экономику за свои кровные, потому как застилают глаза сказочные миллиарды.
Вывод. Решение этих задач с точки зрения науки нулевое. Т к это неразвешимые задачи. Эволюция всегда будет впереди на голову.