Блог им. Orlik
По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 8 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей. Закладываются первые представления об этике.
Вот 10 упражнений для развития финансовых навыков у детей 5 — 8 лет:
Умение экономить
Раскладывайте карманные деньги по трем коробочкам: «Потратить», «Сэкономить», «Отдать». Поговорите о том, что мы копим и экономим: деньги, старую одежду, впечатления. Что означают эти выражения и почему мы ими пользуемся? Посетите банк и откройте сберегательный счет. Почаще заходите в банк, чтобы положить на счет ребенка его карманные или подаренные деньги, время от времени снимайте деньги со счета.
Умение вести счет деньгам
Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эта задача должна войти в привычку наряду с другими, выполняемыми машинально, и вместе с тем не вызывать неприятных ощущений (например, подсчеты можно вести перед прогулкой или после теплой ванны). Помните, что денежные вопросы ни в коем случае не должны быть связаны с беспокойством. Выберите то, что занимает центральное место в жизни ребенка, и регулярно сообщайте ему о расходах (на корм собаки, на любимые напитки или мороженое). Выполняйте это упражнение в течение одного-двух лет. Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый бумажник.
Умение добиваться достойной оплаты своего труда
Составьте список посильной для ребенка домашней работы и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выбирать один вид работы и обсудить условия оплаты. Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. (В списке могут быть только особые виды работы, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи.) Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.
Умение тратить с умом
Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное событие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить — одну вещь подороже или несколько подешевле? Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать затраты. Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, дайте ему калькулятор — пусть подсчитывает общую сумму в процессе выбора. Подавайте пример, разумно тратя деньги.
Умение говорить о деньгах
Предложите ребенку поговорить о том, зачем нужны деньги. Никогда не бойтесь говорить: «Нам это не по карману». Никогда не бойтесь говорить: «Мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому», а потом объясните почему.
Умение жить по средствам
Продумайте программу выдачи карманных денег, объяснив ребенку, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами. Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, самому справиться с последствиями.
Умение вкладывать деньги
Вкладывайте деньги в будущее детей. Возможно, пора начать откладывать деньги на обучение в институте. Объясните ребенку, что такое доля и партнерство. «Мы будем равными партнерами по продаже лимонада». Растолкуйте, что вы дадите деньги на сахар и лимоны, а он вложит свой труд — возможно, это положит начало будущему серьезному партнерству.
Умение проявлять предприимчивость
Поощряйте предпринимательские проекты (продажа лимонада, продажа открыток с футболистами или героями детских сериалов). Помогите ребенку определиться с ценами на товары и услуги. Хвалите ребенка за проявление предприимчивости («Хорошо придумано!», «Какая находчивость!»).
Умение возвращать деньги
Помогите ребенку записаться в библиотеку и объясните, что брать книги в библиотеке — почти то же самое, что пользоваться кредитной картой. Ты берешь книгу, ее отмечают в твоей карточке, ты приобретаешь знания, а если не возвращаешь книгу в библиотеку, за нее приходится платить. Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвращает из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.) Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку. И все это несмотря на то, что в магазине вы просто протянули кредитку продавцу, и он вам выдал товар.
Умение с помощью денег изменять мир
На Пасху или другой праздник, который вы отмечаете всей семьей, разрешите ребенку оплатить свою еду из своих денег. К Новому году и Рождеству проследите, чтобы ребенок сам приготовил подарки близким и друзьям-сверстникам.
Осознал это лишь к 30 годам и сейчас ой как тяжело себя «переделывать» и апгрейдить.
получится ребёнок экономящий подачки
сразу видно: советует женщина
даже если было бы непонятно из имени