На фоне роста цен на сырую нефть в мире, Японские нефтеперерабатывающие заводы проявляли идентичную политику. В общем рост цен на бензин за год в Японии составил 14 процентов, в то время как нефть выросла порядка 40 процентов.
График 1 — стоимость 1 литра бензина в Японии.
Страна является ярким примером того, какие трудности испытывают импортеры сырой нефти сегодня. В результате высоких цен потребление бензина в стране уже давно неуклонно падает на 1–2% в год. Соответственно, и число бензоколонок в Японии за последние двадцать лет сократилось почти вдвое. Люди ищут альтернативу и видят ее в использование экономных гибридных и электрических автомобилей. Сегодня доля этих авто составляет 34 процента. Правительство Японии планирует к 2030 году увеличить долю чисто электрических автомобилей до 20-30 процентов.
Общая инфляция в Японии сегодня составляет 0,7 процента, и конечно нужно упомянуть, что рост бензиновых цен искажает общую динамику и ухудшает условия контроля и управления над внутренними ценами в государстве. И например если сами НПЗ не в состоянии оставить рост цен на приемлемом уровне из-за снижения прибылей и рентабельности производства, то существуют некоторые инструменты денежно-кредитной политики, использовав которые можно было получить качественный эффект.
Это относится к курсу национальной валюты.
График 2 — Курс USD/JPY.
С начала года курс йены продемонстрировал укрепление на 6 процентов, за этот же период рост цен на бензин остановился, цены показывали стабильность. Не понятно точно из-за чего курс йены развернулся и стал снижаться по отношению к доллару США, но это возобновило рост бензиновых цен. Скорее всего напугали данные по ВВП за 1 квартал, показавшие замедление роста годового ВВП с 1,9 до 1,1 процентов.
Япония ориентирована на использование импортного сырья для собственных нужд. А динамика внешней торговли при укреплении валюты не пострадала.
График 3 — Торговый баланс Япония.