Блог им. NewWave

Конец сказкам Маска про дешевые носители

Маскофанам можно не читать. Кратко суть: Ален Шармо, глава Ariane Group, открыто объявляет размер субсидий на каждый старт ракеты Маска и, по сути, выставляет того мошенником.


Европа разрабатывает новую ракету-носитель Ariane 6, вкладывая в неё огромные финансовые ресурсы. Однако её американский аналог от компании SpaceX оказался намного дешевле.

В январе этого года на испытательном стенде Немецкого аэрокосмического центра (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt (DLR)) в Баден-Вюртемберге прошли первые из целого ряда испытаний мощного ракетного двигателя Vulcain 2.1.

Данный блок имеет тягу в 130 тонн, а часть его деталей напечатана на 3D-принтере. Новый носитель призван заменить теряющий конкурентоспособность Ariane 5. Новый носитель будет производиться, в частности, на заводах в Бремене и под Парижем, а первый запуск должен состояться через два года с космодрома Куру (Kourou) во Французской Гвиане.

Однако с Ariane 6 возникла проблема – ракета вышла слишком дорогой по сравнению с американскими аналогами, особенно с повторно используемыми носителями SpaceX, каждый старт которых будет обходиться примерно в 50 миллионов долларов. Такая цена недостижима для Ariane 6, даже если стоимость её запуска уменьшат, как обещают, вдвое по сравнению с Ariane 5.

Глава SpaceX Илон Маск обещает ещё большее снижение стоимости запуска при использовании новой модификации ракеты Falcon 9 – Block 5. В этих условиях для космических боссов Европы встаёт вопрос – как сохранить конкурентоспособность?

В интервью немецкому изданию SPIEGEL ONLINE Ален Шармо (Alain Charmeau), глава Ariane Group, объясняет, что возможности Маска обусловлены только его поддержкой Вашингтоном, и рассказывает, какие вызовы ждут европейскую ракетную отрасль в ближайшие годы.

SPIEGEL ONLINE: Первый запуск новой ракеты-носителя Ariane 6 запланирован на июль 2020 года. Укладываетесь ли вы в срок?

Шармо: Да, мы идём по плану.

SPIEGEL ONLINE: Чтобы проект не остановился, ему потребуется правительственная поддержка – правительство должно купить у вас определённое количество запусков.

Шармо: Первый запуск профинансирован за счёт контракта на разработку. А вот для дальнейших запусков нам понадобятся клиенты. Один заказ у нас уже есть от Еврокомиссии.

SPIEGEL ONLINE: У вас хотят приобрести два пуска для навигационных спутников Galileo.

Шармо: По нашим планам нам нужно провести пять пусков в 2021 году и восемь в 2022. Часть из них должна быть выкуплена правительствами или Еврокомиссией.

SPIEGEL ONLINE: Расскажите о ваших конкретных планах.

Шармо: Мы планируем провести четыре запуска спутников Galileo и исследовательского зонда ESA, а также произвести по одному пуску для немецкого и французского правительств. Нам нужен чёткий сигнал о том, что мы можем начать производство новых ракет. И до конца июня нам нужно всего семь гарантированных контрактов на запуски.

SPIEGEL ONLINE: Звучит оптимистично. А почему именно до конца июня?

Шармо: Потому что производство первой ракеты уже запущено. Нашим заводам и командам нужен дальнейший план, чтобы производство продолжалось. Второй пуск Ariane 6 должен состояться уже в конце 2020 или в начале 2021 года – это будет зависеть от требований заказчика. Остаётся менее трёх лет.

SPIEGEL ONLINE: Что произойдёт, если не получится заключить контракты до конца июня?

Шармо: Без заказов нам придётся приостановить производство.

SPIEGEL ONLINE: По Вашим словам, вам необходимы госзаказы для продолжения производства. В то же время немецкий Бундесвер (Минобороны Германии) запускает свои спутники CAPA на американских ракетах. Как такое возможно?

Шармо: Германия тратит немало денег на Ariane 6 и увеличила свою долю финансового участия на 20 % по сравнению с участием в Ariane 5. Я убеждён, что правительство Германии заинтересовано в использовании немецких производственных мощностей для постройки новой ракеты. Именно поэтому спутники для Минобороны Германии и не только будут запускаться нашими ракетами Ariane и Vega.

SPIEGEL ONLINE: Однако одними только запусками военных спутников делу не помочь.

Шармо: Возможно, это удастся в будущем.

SPIEGEL ONLINE: Между тем, пуски SpaceX стоят дешевле.

Шармо: Простите, но это не совсем так. Нужно спросить, почему каждый запуск SpaceX обходится американскому правительству в 100 миллионов долларов, при том, что европейским заказчикам они выставляют куда меньший счет? Почему они так поступают?

SPIEGEL ONLINE: Просто потому, что они могут предложить коммерческим заказчикам, в том числе и немецкому правительству, более дешёвые пуски.

Шармо: Они делают это, чтобы вытеснить Европу из космоса. И общественность, и наши политики должны об этом знать. Речь идёт о том, будет ли Европа по-прежнему иметь свою долю в космическом пироге уже завтра. Судя по всему, нашим американским друзьям до этого дела нет. Я подписываю с европейскими клиентами контракты на запуск по 100 миллионов долларов за каждый. Именно эту цену требует SpaceX от своего правительства. Однако, если Германия начнёт покупать запуски за меньшую цену, от этого выиграет наш американский конкурент.

SPIEGEL ONLINE: Почему правительство должно тратить больше денег на космические запуски, чем нужно? Эти деньги можно было бы использовать для строительства дорог и мостов или для ремонта школ.

Шармо: Простейшая причина: эти инвестиции создают рабочие места в Германии. Космические компании и их сотрудники платят налоги, которые попадают в немецкий бюджет. Я почти уверен, что сотрудники SpaceX ничего не платят в налоговую службу Германии, а это суммы побольше.

SPIEGEL ONLINE: А более конкретно?

Шармо: Речь идёт о бизнесе будущего. Почему все миллиардеры инвестируют в космос? Почему Джефф Безос приезжает в Германию и заявляет, что данная страна не должна осуществлять космические запуски? Он зарабатывает деньги на ваших личных данных. Сегодня он знает, что вы заказываете на Amazon, а завтра будет знать, куда вы едете на вашей машине.

SPIEGEL ONLINE: Вероятно, всё так и будет. Мы уже давно попрощались с защитой наших персональных данных во многих областях жизни. Я записываю наше интервью на свой iPhone, который уже давно распоряжается сведениями обо мне, как хочет.

Шармо: Разве мы не должны пытаться бороться за свою независимость? У нас по-прежнему есть индустрия ракет и спутников, которая является мировым лидером. Должны ли мы так просто сдать свои позиции?

SPIEGEL ONLINE: Если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то возникает вопрос – зачем нам удерживать за собой несколько направлений космического бизнеса?

Шармо: Во-первых, есть экономические причины. В будущем появится огромный рынок данных космического мониторинга Земли, рынок интернета вещей, автономных автомобилей и так далее. Но есть и стратегические причины. Германия и Франция хотят сотрудничать в строительстве будущего истребителя. Такой самолет не полетит без космических технологий. Такого поражения мы не можем допустить.

SPIEGEL ONLINE: Одна из причин, по которой SpaceX может ставить низкую цену на свои запуски, заключается в том, что компания полагается на повторное использование первой ступени ракеты-носителя. Когда первая ракетная ступень Ariane сможет возвращаться на Землю, чтобы её можно было повторно использовать?

Шармо: Причина, по которой SpaceX дешевле на коммерческом рынке, не имеет ничего общего с возможностью повторного использования ступеней. Единственное, что имеет значение, это то, что они взимают со своего правительства 100 миллионов долларов за запуск. И мы тоже готовы это делать.

SPIEGEL ONLINE: Тем не менее SpaceX говорит, что они могут предлагать свои ракеты задёшево за счёт повторного использования.

Шармо: А откуда эти сведения? Вам известна их структура затрат?

SPIEGEL ONLINE: Для меня как клиента, конечно, дешевле было бы запустить свой спутник на используемом SpaceX, чем на Ariane.

Шармо: Дешевле потому, что оператор пусковых услуг получает финансовые вливания от своего правительства.

SPIEGEL ONLINE: Вы уже не раз говорили об этом.

Шармо: SpaceX имеет гарантированный рынок правительственных запусков, который раз в десять больше, чем у нас в Европе. Именно поэтому они могут так активно продвигать свой козырь – повторный запуск ступеней.

SPIEGEL ONLINE: Вы говорили раньше, что повторное использование ступеней не подходит для европейской космонавтики.

Шармо: Предположим, что у нас в Европе будет десять гарантированных запусков в год, и у нас будет ракета, которую можно использовать повторно десять раз – тогда мы будем строить ровно одну ракету в год. Это не имеет смысла. Я не могу сказать моим командам: «Всем пока, продолжим работу в следующем году»!

SPIEGEL ONLINE: Сколько же пусков нужно проводить, чтобы многоразовые ракеты оправдывали себя?

Шармо: Мы уже сейчас рассматриваем такую возможность. Может быть, около 30 пусков в год. Но мы всегда должны спрашивать себя, будут ли эти технологии финансово оправданы. Но мы определённо готовимся к многоразовым запускам. Например, наш будущий двигатель Prometheus («Прометей») можно будет использовать повторно. Мы также работаем над технологией возвращения и повторного использования ракеты. Нам нужно быть готовыми к этому.

www.spiegel.de/wissenschaft/technik/alain-charmeau-die-amerikaner-wollen-europa-aus-dem-weltraum-kicken-a-1207322.html


Ален Шармо – глава Ariane Group, совместного предприятия Airbus и Safran, в которой работают 9000 сотрудников. Компания проектирует и строит ракеты-носители семейства Ariane. Господин Шармо – француз, работает с Airbus Group с 2005 года, перед этим работал в европейской оборонной компании MBDA. Учился в элитной школе École Nationale Supérieure d ‘Arts et Métiers в Париже и Калифорнийском технологическом институте в Пасадене.

Получается, что все вопли маскофанов и либераторов про бесссмысленный Роскосомос и «Юра, мы все просрали» — с шумом сливаются в унитаз. В этой нежданной откровенности главы Ариан есть два аспекта: технический и политический.  По технике можно сделать вывод о том, что многоразовые ракеты по сути есть шляпа, которая осталась шляпой даже после десятков пусков. По политике — это очередной пример того, что янки, пользуясь своим печатным станком, могут вынести в мусор в условиях «честной конкуренции» и «открытого рынка» любые технические достижения других стран. Что и наблюдаем. Ждем окончания проекта «Тесла».


 Что же касается космоса… то эти все «разоблачения» никак не повлияют телодвижения Маска. Ждем, когда Маск задушит Ариан 6. По завершении фазы демпинга, приходит фаза возмещения затрат. Нам что-нибудь перепадёт. Пусть докупают Союзы для Куру.

★4
57 комментариев
До француза только дошло, что амеры субсидируют маска и сланцевиков, выдавай им безвозвратные кредиты. Но прикол в том, что это все окупит себя для страны в целом.
avatar
drow, обычная многовековая торговая практика. Демпинг.
Приходит крупный торговец с ресурсами, в регион, открывает магазин и т.д. Опускает цены. Все мелкие магазинчики в округе вымирают. Профит. Можно цены поднимать.
drow, общая социально-экономическая эффективность растёт, несмотря на снижение индивидуальной эффективности.
Именно поэтому общее социально-экономическое при социализме бывает более эффективным при том, что индивидуальная эффективность отдельных частных собственников и индивидуальных предпринимателей при капитализме может быть и выше. 

В данном случае под социализмом я понимаю даже не обязательно советский социализм. И под капитализмом не обязательно антисоветский капитализм. 
Да! Так его!
Ничего мы Европу не бросим в беде, если с Арианами у них ничего не выйдет из-за демпинга США которые используют для этого Макса как ширму якобы прорывной технологии мы и на Союзах и Протонах их покатаем и спутники запустим )))
    Кроме того у нас не стоит на месте и проекты Ангары и Федерации, вроде даже многоразовый Байкал развивается…
Интересно что по этому поводу скажет ярый адепт идей Макса  и все американского Оксана Разяпова?! 
Олег Каширин, а ничего не скажет. Субъект непереговороспособен.
Nikolaevitch Evgeniy, да нет раньше отвечала, пока не добавила меня в ЧС, кричала, что любит прогресс, но почему-то намеренно обходит в своих постах достижения Роскосмоса и его перспективные программы, но Макса облизывает как кошка своих котят... 
Олег Каширин, а вы не могли бы перечислить достижения Роскосмоса за последние лет 10?

Ну а про перспективные программы мы регулярно слышим. Правда только слышим планы. И обычно слышим чаще к каким-нибудь выборам. Каждые 4 года у нас полёт на Марс планируется, и база на Луне. Теперь наверно каждые 6 лет будет :) И слова там обычно «собираются», «планируют», «прорабатывают», но там нет «сделали», «запустили». Там даже не бывает «протестировали», например опытный образец. Ничего нет, только планы, планы и планы. Впрочем этого достаточно, чтобы часть населения была довольна нашими «достижениями».
avatar
Megasum, так ты сначала ответь на вопрос, кто это «мы», сколько вас? Ты из уникальных 1,68%?
avatar
Тимоха, а кто спрашивает и с какой целью интересуетесь? :)
avatar
Megasum, ну ты и еврей)).
Не нравится, когда за меня решают ( в твоем случае «мы»). Да и похож ты на амебу.
avatar

Тимоха, если бы ты был с нами, то я бы написал «мы и Тимоха», но увы, про тебя в момент написания я ещё даже не знал и не мог учесть этот момент :)

Теперь то обязательно буду уточнять, что «мы без Тимохи» :)

Дружище, расслабься! Я интересуюсь темой космоса и достижениями в этой отрасли не меньше тебя. И буду радоваться за любые успехи и огорчаться неудачам нашей сборной Роскосмоса. Но не смотря на неудачи, которые обязательно будут, так как тесты они на то и тесты, чтобы что-нибудь расхерачить, буду радоваться всё равно, если начнут что-то делать в реале. Продувать модели в трубе, испытают тестовый образец взлета и посадки трубы с баком на реактивной струе, хоть что-то. Т.е. хоть что-то из реальных дел. Пока весь этот звиздеж про планы с выделением средств уже только смешит. Потому, что мы знаем, что это всё пустое, нам уже дела нужно показывать, а не планы. Мы, это без Тимохи, естественно :) Потому что мне что-то подсказывает, что ты просто не слышал всех прошлых планов и обещаний, которые уже были и потихому канули в Лету.

avatar
Megasum, За 10 лети Роскосмос больше всего вывел людей в космос и занимает лидирующие позиции по запуску коммерческих спутников.
    И все это при бюджете в 15 раз меньшим чем у НАСА, и в разы меньшем чем у Китая, Индии и других стран, у каждой в отдельности...

     
Олег Каширин, ну это мы пока ещё эксплуатируем великое наследие Союза. Но есть вероятность, что скоро нас начнут обгонять все кому не лень, ведь уже сейчас прослеживается тенденция к сокращению пусков у нас и наращиванию пусков там. И вот тут то мы ничего и не делаем нового, чтобы оставаться конкурентными. Но посмотрим на реализацию планов лет через пять.
avatar
Megasum, ну так демпинг на то и демпинг, чтобы за счет цены ниже себестоимости разорить конкурентов — чем США и занимаются... 

Посмотрим, что из этого у них получится…
Вот уж Америку открыли, стоимость государственных пусков у маска гораздо выше, чем коммерческих. Так можно сказать эту практику он у нас перенял, у нас тоже стоимость коммерческих пусков стоит дешевле, чем пусков от министерства обороны. Так еще кроме этого наш космос датируют. У Маска есть универсальный ракетный модуль многоразового использования, а у нас нет. Американцы и другие жители планеты у которых есть деньги субсидируют Маска, а наш космос существует только за счет нашего качества жизни. У нас даже ракеты с одноразовым универсальным модулем не возвращаемым (Ангара) получилась через жопу. Живем на всем советском, и пропаганду в голову заливаем. Если бы у нас были американские зарплаты, то Протон на токсичном топливе обошелся в разы дороже американского SpaceX. который летает на керосине! А нам то, что на экологию, земли много, да живут тут не люди, а рабы, травить можно!)))
Юрий Желудев, нет никакого «открыл Америку». Понятно, что это из разряда «ну это же ффсе понимают». Но есть разница, когда «ффсе понимают» про то, что Скрипалей отравили злобные русские, и когда это «ффсе понимают» базируется на внезапных откровениях такого человека, как Начальник всея Ариан.

ну а вопли про «живем на ффсем савецком», то тут все печально. То ли жытие на савецком есть бесноватое преувеличение, то ли ситуация в американской инженерии уж совсем жалкая и ужасающая — чтобы нагнать в конуренции достижения савецкой техники 50-летней давности, бедолагам пришлось субсидировать космос и нанимать клоуна, который бы эту субсидийную деятельность сделал либерно рукопожатой «частной космонавникой лалала».

Нет. Увы, неубедительно. 
Nikolaevitch Evgeniy, Интересный Вы… ))
С удовольствием читаю Ваши комментарии.
Пишите больше!
Юрий Желудев, херню-то не пори, Маск твой любимый также свой проект развивает за счет дотаций от НАСА, считай от государства, и сколько он получает в реальности ни знает никто... 

Много ли сэкономишь на простой возвращении первой ступени? учитывая то, что возвращаемая ступень больше расходует и топлива, так как ей надо его тратить не только на вывод ракеты на заданную высоту, но и вернуться + управление в этой ступени + дефектация ее после пуска и полную зарядку по полной… И все это сравнить со стоимостью одноразовой ступени… Сильно подозреваю, что выигрыш в деньгах не такой большой, о чем и говорит глава Ариан Груп...

Про космос и уровень жизни:

У нас пуск ракеты окупался одним космическим туристом которых возили на орбиту, до амеров которых сейчас возят за 75-80 млн. каждого, а Протон был рентабелен и при пусках за 25 млн. долларов… И Ангара развивается по плану, и в том числе прорабатывается вариант с возвращаемой ступенью...

В 2017 расходы НАСА составили $18,1 млрд. Общие расходы американского бюджета составили $47,5 млрд. Что в 13 раз больше, расходов России (3,6 млрд. долларов в 2017 году, при бюджете в 260 млрд!!!). 

Россия за 2017 год потратила на космос 1,3% от своего федерального бюджета!!! Это что непомерные траты?! 

Мало того, с 1991 по 2003 на Россия истратила примерно столько же как, сейчас тратит в год Индия. А за все годы с 1991 года, столько же сколько потратила НАСА в 2017 году.

genby.livejournal.com/690396.html

Кроме того, помимо расходов Роскосмос и сам зарабатывает:

zelenyikot.com/how-much-russia-earned-by-cosmos/



Чтобы у вас были американские зарплаты, надо сначала начать работать как в США, а не ныть и не нести херню, что Россия живет на всем советском…
Олег Каширин, сколько американский бюджет? Там они вроде на оборону только тратят 700 ярдов? Откуда цифра в 47,5?
Я вижу одно, коммерческих пусков американских ракет с каждым годом все больше и больше. Зарплаты в компании Маска кратно больше чем в роскосмосе. И мне этого достаточно. А вы лучше посмотрите сколько стоит пуск токсичного ПРОТОНа для министерства обороны, и сколько для коммерческого запуска и сразу вы все поймете, что американцы не делают ничего особенного, в чем мы раннее замешаны не были.  Но они себе могут это позволить, а наши коммерческие пуски в жопе даже с субсидированием при нищенских зарплатах, вот и все!)
Юрий Желудев, в жопе — это американские астронавты, которые после расхваливания своего Спейсшатла лет через 20 признали, что они обходятся в 20 раз дороже запуска Союзов, а после череды аварий полностью свернули программу запуска этих кораблей и сейчас платят деньги из кармана американских граждан Роскосмосу, чтобы их подбросили до МКС... 

МО США и НАСА имеют разные статьи в бюджете и ни как не связаны, я привел данные из таблицы, найдете другие — пожалуйста опубликуйте... 

У макса зарплаты большие и на предприятии Тесла, только вот пока это не отражается на доходах компании... 

Почему вы пишите про токсичность Протона? А ракеты Маска по вашему что экологически чистые что ли? По вашему керосин и жидкий кислород при сгорание образует полезные соединения? Что прям полезнее чем соединения азота от Протона? Причем то же топливо используют и в европейских ракетах семейства Ариан и американских Титан!!!
Олег Каширин, про токсичный протон, я взял из статей про космос, и когда все говори о крупном успехе проекта Ангара, то в преимущество ее записано было, что она не токсичная и летает как spaceX на керосине.
Юрий Желудев,  Если Ангара будет летать на том же топливе, что и СпайсИкс, то Протон летает на том же что и европейский Ариан… Полезного в выхлопах этих ракет мало, но не думаю, что разница прям настолько существенна иначе европейцы бы давно перешли тоже на керосин с их то любовью ко всему экологичному... 
Олег Каширин, У них другая проблема, на проект типа spaceX или даже ангара у них нет денег, о чем автор статьи и пишет. все их технологии и разработки уже тоже далеко из прошлого.
Юрий Желудев, денег у них больше чем у нас, вы смысл не поняли, автор пишет о том, что СпайсИкс занимаются банальным демпингом на рынке. 

Схема простая, США демпингуя на рынке космических услуг, делая коммерческие пуски ниже себестоимости, они просто разоряют конкурентов или существенно отъедают у них долю, а потом когда программы наподобие Ариан закроются, США просто поднимут ценники и отобьют все, что раньше потеряли...

Будет как с Теслой Модель 3, Макс все пел, что это бюджетная тачка. а сейчас просят за нее 78 000 баксов и это без автопилота... 

Ракета она и есть просто ракета, что у России, что у ЕС, что у США, и думаю возвращаемая первая ступени погоды не делает в себестоимости пуска. Раньше это подозревал, а сейчас все больше и больше в этом уверен. Простая первая ступень — считай простая бочка, выгорела и выкинули, а возвращаемая, сжигает столько же топлива + топливо на возврат (кроме того из-за лишнего груза в виде топлива на возврат больше приходится заправлять, чтобы все это поднять на заданную высоту), далее дефектовка отработанной ступени, ее заправка по новой не сильно будет отличаться по цене от создания новой заправленной ступени... 

Олег Каширин, Да демпингуют все, даже убыточный роскосмос и тот, я о чем и пишу, что стоимость пуска для министрства обороны в два раза дороже у нас, чем коммерческий запуск. У нас демпинг в чистом виде. Американцы выбрали космос, как приоритетный проект в удержании мирового лидерства и заинтересованы в уничтожении конкурентов, так и наши тоже для себя выбрали космос, как приоритетный проект и ядерную энергетику, и там они тоже активно демпингуют. Ну суть в том, что американцы даже при высокой оплате труда могут это делать и предлагать цены, гораздо ниже чем мы, с нашими рабскими расценками.  Вот в чем речь. А европейцы не могут найти денег на это, так как в первую очередь не видят в этом экономической целесообразности, вот в первую очередь о чем говорит статья, если хотите свой космос вы должны его содержать вопреки рыночным ценам.
Юрий Желудев, смысл Роскосмосу демпинговать коммерческие пуски? Наоборот, как только США прекратили свои полеты с человеком на борту, наши для стимулирования космической отрасли США подняли стоимость перевозки американских астронавтов в 2 раза )))...

   Роскосмос прекрасно понимает, что никакой его демпинг не заставит ни США ни Китай ни другие страны отказаться от космоса, и демпинг не имеет для нас смысла… Тем более с российским космическим бюджетом в 3,6 млрд. долларов в год... 

   Про разность пусков для МО и иностранных заказчиков я ничего не слышал, есть примеры? 

    У европейцев денег больше чем у России и позволить они себе могут очень многое, просто они все еще считают, что США это их как бы союзник, этим США и пользуются, а потом имеют доверчивых европейцев. Если бы Европа была действительно независима и самостоятельна она давно бы уже запускала людей в космос, у них есть и космодром в Куру чуть ли не на экваторе, а с него выводить ракеты дешевле всего, и деньги и технологии, но пока они надеются на дружбу с США у них мало будет успехов в этой области, найдется куча продажных политиков которые будут и дальше всех убеждать, что космос ЕС ни к чему, мол все-равно отстали, вон у союзников есть, будет все как с с НАТО — хотите защиты — платите, за американские базы, за американские самолеты по 100 млн. за штуку, за все остальное и участвуйте по приказу США в карательных операциях по всему миру... 
    А с теми кто взбрыкнет будет как с де-Голлем… Свергнут чужими руками, под видом протестов недовольных студентов или еще кого... 
Олег Каширин, Шаттл — это автобус с огромным багажником. Сравнивать его со стареньким Союзом вообще некорректно. Они под разные задачи делались. Задачи меняются. Вполне разумно, что отказались от этого грузовика, ибо дорого, а задач больше нет. Сейчас временно покупают кресла у нас, но активно пилят своё НОВОЕ. Собственно осталось дело в сертификации Дракона, который УЖЕ может возить людей, только вот для сертификации должно случиться сколько-то там успешных непилотируемых полетов. Сейчас Маск их быстренько налетает и всё, мы со своими Союзами станем не нужны вообще.
avatar
Олег Каширин, Т.е. Вы хотите сказать, что наши учителя или врачи работают хуже американских?
avatar
вот нийк как не мог вас найти
статейка вам про эл.мобиль

про эксплуатацию электромобиля

https://engineering-ru.livejournal.com/528189.html
avatar
Из интервью совершенно не следует, что многоразовые запуски не оправдывают себя. Он же прямо говорит, что при 30 запусках в год:

Шармо: Мы уже сейчас рассматриваем такую возможность. Может быть, около 30 пусков в год

И что они тоже их разрабатывают:

Например, наш будущий двигатель Prometheus («Прометей») можно будет использовать повторно. Мы также работаем над технологией возвращения и повторного использования ракеты.

Вообще он прямо говорит, что нужно делать также как США и Маск. Много гарантированных правительственных запусков и повторное использование. Только США и Маск так уже сделали, а он только говорит об этом. Вообще нытье неудачников. Интервью скорее в пользу Маска, чем наоборот как пытается выставить это автор.

При этом выше Юрий Желудев правильно говорит, что если честно посчитать запуски существуют на дотации. Забери у нашей отрасли гос запуски военные и научные, и попробуй содержать весь космический комплекс на 20 комерческих запусков по 50 лямов, даже с мизерными зарплатами, как у нас.
avatar
pochvennik, а кто вам сказал, что «отнимать военные» — это «посчитать честно»? Тут у вас какой-то перекос в сознании. Кто вам сказал, что выполнение военных заказов — нерыночная функция? Вполне рыночная. Обороноспособность штука дорогая, и не факт, что кто-то вам её обеспечит дешевле. Скорее факт, что содержание чужой армии обойдется дороже.

А вот доплачивать подрядчику  за чужие КОММЕРЧЕСКИЕ пуски — это нерыночность в чистом виде.
Nikolaevitch Evgeniy, а кто доплачивает маску за чужие КОММЕРЧЕСКИЕ? В интервью об этом речи не идет.

Шармо: Простите, но это не совсем так. Нужно спросить, почему каждый запуск SpaceX обходится американскому правительству в 100 миллионов долларов, при том, что европейским заказчикам они выставляют куда меньший счет? Почему они так поступают?

 

Здесь говорится о том что правительство платит за правительственные запуски 100 млн, то есть дороже чем платят чужие коммерческие. Прямой доплаты за коммереские нет. То есть упрощенно говоря:
НАСА платит маску 100 лямов за свой гос запуск.
Европейский клиент платит маску 50 лямов за ком. запуск.
В этом усматривается субсидирование.
avatar
Nikolaevitch Evgeniy, сравните среднюю зарплату  у работников spaceX и среднюю зарплату работников роскосмоса. И сразу станет  ясно, кто добился большего успеха. Если и это не показатель, то сравните динамику коммерческих пусков роскосмоса и spaceX. Может тогда, что нибудь да вас дойдет, что технологии маска, это уже далеко не совок!))
Юрий Желудев, бред какой-то. С каких пор размер зарплат в лавке является показателем её успеха? В такой логике попилы Сколова или топ-подразделения Сбера являются успешными дальше некуда. Нет, любезнейший. Достижения — это прибыль. А сколько ВЫНУЖДЕНЫ платить работникам в США или, к примеру, в ШВейцарии — это показатель размера ИЗДЕРЖЕК, а не успеха. Как показывает опыт, если лавка расположена поближе к эмиссионному центру, то она может десятилетиями работать в убыток. Несмотря на огромные зарплаты ни инженеры, ни маркетологи Тесла оказались не способны вытянуть давку в прибыль. С СпэйсХэ та же история. Пусков дофига. Зарплаты — как в космосе. А дальше что? А дальше — субсидиии. И что? В чем здесь позитив? Допустим, надо брпть пример. Но нам-то это не по карману. И ладно бы нам — а как выясняется©, это не по карману и «успешной» Европе.
Nikolaevitch Evgeniy, А какая прибыль в подразделениях роскосмоса? И в каких дочках, я чт-то не припомню, как они бюджет пополняют, делая нашу жизнь более комфортной и достаточной?)))))
  Суть Маскового бизнеса в том, что он забирает деньги у богатых и дает технологии. Фондовый рынок это не средство обогащения миноров, а средство привлечения дешевого капитала. 
  Наши компании, чьи акции торгуются на фондовом рынке, преследуют идентичную цель, только делают это очень топорно, постоянно кидая миноров по беспределу.  А американская пирамида в этом плане очень успешная и жители всех стран хотят попасть на их рынок, что бы купить заветные акции эпл или тесла. В этом вот и суть.
Юрий Желудев, о какой прибыли в Роскосмосе вы говорите? Это госка, она целевым образом финансируется из бюджета.
И тем не менее, Роскосмос заплатил в бюджет 9.5 млрд. налогов за 2017 год. 9.5 млрд, Карл. Ростелеком в 2016-м заплатил 9.8 ярдов, это чтобы ты знал масштаб. «Лента» заплатила 3.7. А ты про «не припомню» чего-то лепишь. Не интересовался никогда, вот и не помнишь, хе-хе.


А СпэйсХэ — это частная акционерка, вопли о частном космосе навязли на зубах за все годы. Если это не так, как выясняется — то забудем вообще о частном космосе, зачем тогда вообще этот клоун и многолетний обман публики?

О каких «технологиях» вы говорите? Маск не способен отправить в космос человека. Он неспособен по факту даже обеспечить хваленую многоразовость. 

Что же касается «успешная пирамида» и «кидают миноров», то тут все очень просто: расскажите, сколько дивов получили акционеры Тесла или СпэйсХэ за 10 лет. И сразу выяснится, ГДЕ по-настоящему кидают миноров.
Nikolaevitch Evgeniy, )))))) Поживем увидим, на что способны США и Маск. SpaceX налогов по вашему не платит? А из бюджета получил в 2017 138,1 ярд, а вернул 9,5 ярда из запланированных 52,27 ярда. Процент исполнения по доходам от «Роскосмоса» оказался самым низким среди всех администраторов доходов федерального бюджета — 18,2%.


Юрий Желудев, из бюджета он получил на деятельность. А то, что вернул — то заработал. 18%, говорите? Расскажите наконец, СКОЛЬКО зарабатывает Маск на Спейс Хэ. ДЛя вас же специально начальник Ариана ехидно спрашивает «ви таки знаете структуру затрат?» Так как — ви таки знаете?

Я вот думаю, что со Спэс Хэ у элоизия Маска та же гадость, что и с Теслой. Ну не умеет Маск бизнес вести и деньги зарабатывать. Г-но в уши лить, бюджеты осваивать, оправдываться по срывам дедлайнов — все это умеет. А деньги зарабатывать — нет, не умеет. Поэтому Роскосмос по сравнению с Маском — гении бизнеса, феерический успех космической экономики.  Они хоть 9.5 ярдов отдали из 138-ми. А сколько Маск отдает — неизвестно. Стесняется?

Юрий Желудев, прежде чем сравнивать среднюю зарплату в США и РФ давайте отдадим печатный долларовый станок под эгиду ООН.

 

а то по вашей логики надо взять Майка Тайсона (США) в его лучшей форме и сельского кузнеца (РФ), одеть их в перчатки и выставить на ринг с судьей.

avatar
falcon, станок им этот не с неба упал, а они его придумали и внедрили. Рыба ищит где глубже, а человек где лучше. И лично мне вилится, изучая статистику, что у честно трудящегося человека там жизнь интересней и качество лучше. Там даже природные условия для жизни лучше. Взять среднюю зарплату у нас и в США, и даже средние цены на бензин, так в США они меньше. Я не говорю о стоимости автомобиля, где у нас стоимость автомобиля равняется стоимости квартиры, а там такой же автомобиль покупается на три средние зарплаты. Можно много чего писать. Но достаточно посмотреть на детей Пескова и Лаврова и все станет ясно.
Nikolaevitch Evgeniy, А писать, что у Маска пусков больше, за счет того, что их субсидируют больше государство, так и наш роскосмос без субсидий осуществлял бы свои полеты за большие деньги, учитывая что рабочая сила у него по рабской цене. И американцы могут себе это позволить, а мы нет, коль у них пусков больше и все мировые страны за доставкой груза в космос обращаются к ним. А все остальное пропаганда. 
Маск с его компаниями это очередной красивый американский фантик, пустышка. Как биткойн, везде статьи о чудесных изобретениях… Отдать должное американцы умеют рекламировать) по сути ничего нового

Максим Везе, да, чего там, просто начали возвращать первую ступень сажая её вертикально, создав двигатель, который можно дросселировать и перезапускать многократно автономно на гиперзвуке соплом вперед, ничего нового. Настолько ничего нового, что даже наши смеялись-смеялись и насмеявшись вдоволь про батуты, теперь планируют тоже замутить что-то многоразовое наперегонки показывая по телику какие у нас ещё при СССР были проекты и что мы сейчас ух как возьмемся...

avatar
Megasum, вот и я говорю- пустышка. Фуфло
Megasum, а ты вообще понимаешь, что значит гиперзвук соплом вперед? Претендуешь на звание гуманитария 2018 СЛ.
avatar
Тимоха,
а ты вообще понимаешь, что значит гиперзвук соплом вперед?
я понимаю. А ты ещё много мне вопросов задавать будешь? :)
avatar
Megasum, не, попрошу схемку накидать
avatar

Тимоха, схемку маневров разворота первой ступени после разделения для подготовки к торможению? Или распределение давления и потоков газа и действие сил в момент когда первая ступень развернулась и еще летит вперед соплом вперед?

Мне кажется, что ты просто умничающий школьник, который чего-то не знает, но который думает, что знает.

Кури википедию в разделе Возвращение и посадка первой ступени Фалкона, там есть про развороты и траектории возврата и про скорости и тепловую нагрузку. Я полагаю ты понимаешь, что не так то просто перезапустить двигатель, который летит на гиперзвуке (6 Махов) соплом вперед. Хотя честно не совсем понимаю с чем именно ты споришь, у тебя ведь ни одного аргумента или мнения, одни вопросы.

avatar
Megasum, посмотрел, признаю свою дремучесть
avatar
Тимоха, уважаю честность, спасибо

На будущее, помимо вопросов хоть немного раскрывай с чем именно ты не согласен и своё виденье, а то я думал ты хочешь залезть в дебри физики и гидродинамики движения необтекаемого сопла на гиперзвуке в плотных слоях, а там я слаб :)
avatar
да я тож не очень, как оказалось. Хотя логично, по гидрогазу трояк был.
На высоте 200км совсем другая плотность и температура атмосферы.
avatar
Тимоха, 200 км — это импульс на обратный курс после расстыковки, чтобы погасить набранную при разгоне скорость и не лететь дальше, после гашения скорости, супень начинает просто падать вниз, грубо говоря и тоже набирает жуткую скорость, чтобы не сгореть в атмосфере — эту скорость нужно погасить, и вот это торможение делается уже в атмосфере:
В процессе подготовки к вхождению в плотные слои атмосферы первая ступень осуществляет торможение путём включения трёх двигателей на высоте около 70 км, что обеспечивает вход в плотные слои атмосферы на приемлемой скорости. В случае запуска на геопереходную орбиту, в связи с отсутствием предыдущего манёвра торможения, скорость ступени при вхождении в атмосферу вдвое (2 км/с против 1 км/с), а тепловая нагрузка в 8 раз больше соответствующих значений при запуске на низкую околоземную орбиту.
avatar
Вот она причина всех бед нашей промышленности. Маск демпингует с ком. пусками, Боинг и Аэробус — в самолетостроении, Ю. Корея в кораблестроении и автомобилестроение, да еще и в электронике, Китай — в производстве ширпотреба и т.д. и т.п. Кругом один демпинг.
А может причина все-таки не в этом?
avatar
Господи, какой нытик. Жесть просто.
Не хера не сделал, ничего не предлагает и все ему мешают.

avatar
Пусть как Маск тоже субсидий у государства попросит.
avatar

теги блога Nikolaevitch Evgeniy

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн