Блог им. Vladimir2102
За два года действия закона о банкротстве физических лиц портрет потенциально неплатежеспособных заемщиков существенно изменился. Если раньше ими прежде всего были граждане в возрасте от 37 лет, то сейчас — от 22. Два года назад заявление о несостоятельности подавалось при наличии всего 1–2 долгов, сейчас — 3–4. Также долги перед микрофинансовыми организациями (МФО) стали преобладать над банковскими. Об этом «Известиям» рассказали в Национальном центре банкротств (НЦБ). По словам экспертов, «омоложение» банкротов и рост их закредитованности приведет к тому, что суды будут чаще признавать граждан несостоятельными, чем реструктурировать их долг. А это значит, что требования к рискованным заемщикам могут ужесточиться.
Закон о банкротстве физлиц вступил в силу 1 октября 2015 года. С этого момента несостоятельными были объявлены 34 тыс. граждан, то есть 5% от общего числа потенциальных банкротов. В целом сумма задолженности россиян, которые по закону могут объявить себя несостоятельными, на 1 сентября 2017 года составила 28,93 млрд рублей, оценили в Национальном центре банкротств. Этот показатель за восемь месяцев нынешнего года вырос на 87%.
По данным НЦБ, потенциальные банкроты с момента принятия закона помолодели на 15 лет — с 37 до 22. При этом, как и ранее, максимальный возраст потенциально несостоятельных составляет 55 лет, уточнили в центре банкротств.
Количество долгов возможных банкротов перед кредиторами выросло в разы. Если в 2015 году заявление о несостоятельности подавали при наличии 1–2 кредитов, сейчас — у потенциального банкрота по 3–4 долга. Изменился и тип кредитора. Раньше ими выступали банки, сейчас больше проблемных ситуаций возникает с микрофинансовыми организациями. По словам главного исполнительного директора компании «Домашние деньги» Андрея Бахвалова, «омоложение» банкротов может быть связано именно с МФО, услугами которых чаще пользуются молодые люди.
— Сейчас процедуру банкротства проходят в основном экономически активные граждане в возрасте от 28 до 36 лет, как минимум представители среднего класса, — пояснил Андрей Бахвалов. — При этом в 90% случаев инициаторами банкротств становились сами должники