Блог им. Munhgauzen

Развязка главной интриги весны или ГАЗПРОМ forever

Думаю, никому на Смартлабе не нужно напоминать о том, что самой главной интригой весны 2017 года для нашего рынка является долгое и нудное ожидание решения г-на Шувалова и Ко по дивидендам, которые обяжут платить госкомпании.
50%, 35% или 25%? По МСФО или РСБУ? Вопрос кто и сколько дивидендов из подконтрольных государству предприятий заплатит — пока остается открытым.

Как, сколько и какие именно компании будут платить высокие дивиденды — вопрос очень важный. Поскольку именно от этого будет зависеть дальнейшее поведение графиков компаний, назначенных Шуваловым «дойными коровами», а следовательно от этого будет зависеть и благососостояние акционеров этих компаний.
Само собой разумеется, что окончательное разрешение интриги с «дивидендами» существенным образом повлияет и на продолжение роста отечественных биржевых индексов и отразится на росте капитализации всего российского рынка. 

Чтобы не гадать о том, какое решение в итоге будет принято г-ном Шуваловым и Ко, просто обратимся к хронологии событий и некоторым высказываниям чиновников, связанных с темой дивидендов госкомпаний. И сделаем это с акцентом на «наше народное достояние» ГАЗПРОМ, поскольку именно эта компания в последнее время чаще всего фигурировала в большинстве новостей, посвященной теме дивидендов. 

Как это не покажется на первый взгляд странным, но из приведенной хронологии событий в итоге выстраивается целая цепочка взаимосвязанных и очень многообщающих фактов. Все эти факты удивительным образом постепенно складываются в один единый пазл.
Судите и сами:

06 сентября 2016 года
Минфин разработал проект, согласно которому госкомпании должны направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО. При этом в документе нет требования «учитывать инвестпрограммы компаний», которое ранее дало «Газпрому» право на пониженные дивиденды
www.rbc.ru/economics/06/09/2016/57ce0c5b9a794764035a1f7c

28 октября 2016 года

Выходит заявление Минфина о том, что он ждет от «Газпрома» дивиденды за 2016 год в 18,86 рубля на акцию против 7,89 рубля за 2015 год.

www.vedomosti.ru/newsline/business/news/2016/10/28/662881-minfin-gazproma-dividendi
Для Газпрома это «фантастические» дивиденды. На момент публикации новости тогда мало кто поверил в ее реалистичность и сейчас мало, кто верит в такие дивиденды Газпрома (судя по текущим котировкам акций эмитента). 

28 февраля 2017 года

Зам. председателя правления «Газпрома» Андрей Круглов заявил, что «Газпром» готов выплатить на дивиденды до 50% прибыли, если такое решение будет принято властями.
ria.ru/economy/20170228/1488881280.html
Очень интересная, хоть и прошедшая почти не замеченной новость.
Из этого заявления зампреда правления Газпрома следует, что оказывается Газпром совершенно спокойно и без напряга готов выплатить на дивиденды 50% от прибыли. И ждут они для этого всего лишь отмашку (то есть решение) главного акционера в лице государства.

12 апреля 2017 года
Шувалов заявил о необходимости «максимальных» дивидендов от госкомпаний
www.rbc.ru/economics/12/04/2017/58ee66719a79470d57681639
С одной стороны Шувалов сделал громкое заявление, но с другой стороны внес еще большую неопределенность на фондовый рынок, поскольку оглашение окончательного решения по тому, кто и сколько будет платить, в итоге было отложено на конец апреля. А как вы думаете, зачем он это сделал?

13 апреля 2017 года
Правление ГАЗПРОМА предлагает дивиденды по итогам 2016 года в размере 7 руб. 89 коп. на акцию

www.gazprom.ru/press/news/2017/april/article322512/
Вот это вообще просто феноменальное решение Правления Газпрома.)))
После того, как Минфин заявил, что ему надо получить 50% от прибыли на дивиденды и что эти деньги уже заложены в бюжет, после того, как Шувалов сказал, что он хочет максимальных дивидендов от госкомпаний и даже после того, как зампред правления Газпрома Круглов самолично заявил, что Газпром может платить 50% от прибыли на дивиденды вдруг ни с того, ни с сего правление Газпрома берет и принимает рекомендацию заплатить в 2,5 раза меньше чем от нее хотят получить.
Как можно назвать это решение правления Газпрома?
Кто-то может назвать диверсией. Кто-то назовет наглостью.
Но скорее всего это и не диверсия, и не наглость. Мне видится, что это просто элементарная вербальная манипуляция фондовым рынком.
Зная, что придется заплатить много, можно и покошмарить рынок накануне. И в этом нет ничего личного. Только бизнес.)))  
Не стоит забывать и о том, что окончательное решение по поводу размера выплат акционерам совет директоров «Газпрома» примет только в мае. То есть это случится уже после того, как свой вердикт вынесет главный акционер (то есть государство). 

20 апреля 2017 года
Антон Силуанов выступил с докладом на расширенном заседании коллегии Министерства финансов.
glasnarod.ru/vlast/79046-doklad-antona-siluanova-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-ministerstva-finansov

Обратите внимание на очень интересный отрывок из его доклада.

Ещё один резерв улучшения конкурентных условий – повышение эффективности госкомпаний. Конкурентный уровень дивидендной доходности, мы считаем, является одной из ключевых предпосылок повышения такой конкурентности. У нас в бюджете учтено 50% выплат дивидендов госкомпаний. Знаем, что целый ряд компаний имеет другую точку зрения, но считаем, что мы должны ликвидировать субсидирование стоимости акционерного капитала, поскольку государство имеет актив, с этого актива должны получать доходы, сопоставимые с той доходностью, которая сегодня складывается на рынке.

Поэтому мы считаем, что инвестиции, финансируемые за счёт занижения доходов акционера, по определению эффективными быть не могут. И мы считаем, что оценка эффективности руководителя госкомпании или компании, имеющей долю государства (государственное участие), должна в том числе проводиться и через оценку того, сколько платит эта компания акционеру в лице государства дивидендов.



Еще очень показателен тот факт, что кроме Газпрома, внезапно в апреле и другие компании с государственным участием поспешили объявить свои рекомендации по дивидендам.
Так поступили, например, Сбербанк и Роснефть.
— Сбербанк может направить на дивиденды за 2016 год 25% от прибыли по МСФО tass.ru/ekonomika/4198121
— «Роснефть» направит на дивиденды за 2016 г. 35% прибыли по МСФО, заявил И.Сечин www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/04/04/684012-rosneft-zaplatit-menshe

И опять возникает вопрос: Зачем крупнейшие компании с государственным участием так торопятся со своими рекомендациями по дивидендам, не дожидаясь решения г-на Шувалова и Ко? Да еще и озвучивают размеры возможных дивидендов по минимальным планкам.
Неужели нельзя подождать несколько дней? Ведь Шувалов обещал «определиться» с этим вопросоми и выпустить соответствующую директиву до конца апреля.
Зачем же бежать впереди паровоза? 
Невольно возникает устойчивое ощущение, что озвучиватели всех этих «преждевременных» новостей очень любят играть на фондовом рынке в свободное от основной работы время.)))  В этом случае сразу становится понятна причина появления таких новостей. 
   
В заключение, возвращаясь к ГАЗПРОМУ, которому была посвящена основная часть этого топика, хочу обратить внимание на одну «пророческую» фразу, произнесенную недавно заместителем председателя правления Газпрома А.Медведевым (и по некоторым «слухам» родственником премьер-министра).
28 февраля 2017 года А.Медведев сказал дословно следующее:
«Нынешнее поколение инвесторов будет жить при высокой капитализации „Газпрома“.
tass.ru/ekonomika/4056947
Многие, возможно, отнесутся с иронией к его словам, но лично я А.Медведеву сейчас почему-то верю.

Кстати, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что 2017 год — это предвыборный год.
В следующем году В.В.Путину предстоит в очередной раз переизбираться на пост Президента РФ, а это значит, что чем больше денег получит бюджет в 2017 году, тем более спокойно и „легко“ пройдут президентские выборы 2018-года.

В общем и целом звезды складываются таким образом, что и ГАЗПРОМу, и другим госкомпаниям придется в этом году раскошелиться в пользу своих акционеров, даже не смотря на то, что они этого делать сильно не хотят.
Очень скоро интрига завершится и г-н Шувалов и Ко объявят свое решение по дивидендам, которое на самом деле уже давным-давно принято на самом высоком уровне.
Самое главное накануне публикации этого решения оказаться в нужное время в нужных бумагах. И постараться не выскочить из этих бумаг раньше времени.

Скорее всего, не многие дочитают этот топик от начала и до конца.
Слишком длинно получилось. Но из песни слов не выкинешь.
В следующий раз постараюсь излагать свои мысли покороче.)))



★6
30 комментариев
весь рынок кошмарят из одного центра. и это не нерезы. я полагаю, что готовят не просто вынос, а перестановку цен на новые уровни по старым бумагам.
avatar
Vanuta, согласен.
Нерезы нынче на наш рынок не влияют.
С 2014 года на российском рынке правят бал отечественные фондмейкеры (например трастовый фонд г-на Шувалова), а также прочие «виолончелисты Ралдугины».)))

А наша трейдерская задача стараться следовать за их направлением мысли.
avatar
Мюнхгаузен, интересно разложил. Спасибо.
avatar
Vlаdimi®, а я верю Мюнхгаузену, причем с коэффицентом 1,4
avatar
Vanuta, А были случаи за последние 5-7 лет, когда рынок «переставляли». Мне хочется, конечно, так как торгую от лонга, но за счёт чего, не возьму в толк никак.
avatar
Звучит качественно!
avatar
Ждем юг сейчас и ракеты вверх перед реальными планами по выплатам )
avatar
Евгений, а где будет «юг» по-Вашему?
avatar
10-15% от текущих по каждому эмитенту.
avatar
Евгений, посмотрим. Даже интересно, исполнятся ли Ваши ожидания.
avatar
Согласен, что просто занимают хорошую позицию, чтобы нужные люди хорошо заработали. Но думаю небольшая просадка еще будет. Слишком многие стали понимать такие russian-style стратегии, так что будут вытряхивать до самого конца, все ставки по рынку им все равно известны.
avatar
Хотелось бы верить, но наш рынок инсайдерский. Не верю что до последного момента можно держать в тайне. Инсайдеры давно бы порвали цены.
avatar
Baphet, согласен. Или хотя бы была видна покупка на рынке.
Ведь Шувалов обещал «определиться» с этим вопросоми и выпустить соответствующую директиву до конца апреля.
Народ ждал конца марта, теперь конца апреля, потом мая и в итоге останется у разбитого корыта.
avatar
Baphet, А как же недельный скачок до 170р по ГП после директивы в апреле прошлого года? Будто инсайдеры не в курсе всего были?

Исайдеры инсайдерами, но ФР — это всё-таки толпа. Не будет толпы — никакой инсайдер не заработает..)
avatar
переставят на новые уровни вниз))
avatar
Мюнхгаузен, толково написано и нифига не длинно… Когда всё по делу — длинноты не замечаются...

В 50% я не верю — слишком шоколадно чтобы быть правдой. Но Газпромчик сам по себе нынче привлекателен, по фундаментальным показателям…
avatar
Как уже сказал коллега:
Не верю что до последного момента можно держать в тайне. Инсайдеры давно бы порвали цены.
Тайну можно сохранить, если речь идёт о небольших региональных компаниях. И то недолго.

Если речь идёт об организации такого уровня как Газпром, то шило в мешке долго утаить не удастся.


Поэтому, скорее всего, сейчас два варианта:
— Решение принято, и оно «негативное» (хотя дивиденды 7,89рублей — это тоже очень неплохо)
— Решение не принято, и ситуация всё ещё в подвешенном состоянии.

График красноречив, решение, возможно, было принято ещё в конце февраля (всплеск объёмов без сильных движений):

Но, конечно, цены хороши для инвестиций на 3-5-10 лет.
avatar
invest-schet.ru, ага там один инсайдер походу по 134 на аукционе  затарился))
avatar
Alex666, 
ага там один инсайдер походу по 134 на аукционе  затарился))
Это объём прошёл на аукционе? Любопытно…
avatar
Многое будет решено на ПМЭФ
avatar
возьмут туеву хучу кредитов на реализацию своих мегапроектов и прибыль будет несколько лет — нулевая..

потом хоть 90% от нуля будут выплачивать.
avatar
К.О'Тяра, 
возьмут туеву хучу кредитов на реализацию своих мегапроектов и прибыль будет несколько лет — нулевая… потом хоть 90% от нуля будут выплачивать.
Вероятность такого сценария есть.

Мне же хочется верить, что за ближайшие 10 лет его приватизируют (как и другие квази-гос-компании), а воровать у себя самого не так выгодно :)

Да и потребность в РЫНОЧНОМ финансировании будет предъявлять новые требования.

В общем, рано или поздно, это произойдёт :)
avatar
Спасибо за мнение!

Замечательная статья! 
avatar
Как Газпром может раскошелиться, если он банкрот? У него долги огромные. 
avatar
а когда закрытие реестра газпрома?
avatar
Интересно, пишите ещё. 
avatar

теги блога Мюнхгаузен

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн