Блог им. SPBExchange

Машина на батарейках

Помимо компаний с вековой историей, чьи котировки можно проследить на протяжении десятилетий, а отчеты прочитать еще из прошлого века, есть молодые, современные, не менее, а, может, и более притягательные для рискового инвестора бизнесы. Они взлетают на новой идее, не всегда удачно реализованной, но вера в них большая, потому что это вера в прогресс, в будущее. Зачастую, это старт-апы увлеченных ребят, которым повезло найти не менее увлеченного инвестора.


Машина на батарейках


Если Маск зарядит батарейки

Сколько копий было поломано вокруг электромобилей! И что пора спасать экологию, и что это экономнее с точки зрения трат на топливо, и что за электрическими машинами будущее. Но пока производство их оставалось в руках классических автопроизводителей, дело, в силу разных причин, сдвинулось с места совсем незначительно.

И вот в начале 2000-х вдруг появляются молодые амбициозные ребята, которые ничего не смыслят в производстве автомобилей, которых не интересуют суперприбыли, от продаж топлива. Они только знают, что миру нужна новая красивая идея, которую необходимо модно и лаконично оформить, и тогда будет успех! Ребятам повезло, их идеей машины на батарейках практически на старте в 2004 году заинтересовался Илон Маск, основатель PayPal, который к тому моменту как раз продал свою долю в платежной системе и искал, куда бы выгодно вложить деньги. Помимо инвестированных им 7,5 млн долларов, Илон привлек еще ряд очень именитых инвесторов (таких как Ларри Пейдж и Сергей Брин из Google, основатель и президент eBay Джефри Сколл и других), и сам встал во главе Tesla Motors. К сожалению, энтузиазм, громкое имя и деньги не всегда могут гарантировать успех на входе. Выяснилось, что автомобильные гиганты избегали электромобилей не только из сутяжнических порывов. Есть объективные причины, по которым сделать электрический двигатель непросто. Но Илон Маск, как и другие гении, не сдается. Прежде чем удалось наладить серийное производство первого автомобиля компании, прошло два года.

Модельный ряд

Официальная презентация спортивного Tesla Roadster состоялась 19 июля 2006 года, первые 100 машин были собраны практически вручную в течение месяца, а вот cерийное производство началось лишь в марте 2008 года. При этом Цена одного автомобиля составила 100 000 долларов США, что совсем недешево, учитывая и некоторые серьезные недоработки вроде малого запаса хода, долгой зарядки, отсутствия инфраструктуры и быстро нагревающихся батарей. Конечно, компания серьезно работает над всеми проблемами и многие из них уже устранены.

Машина на батарейках



Так, следующая модель, c незамысловатым названнием Tesla Model S, была представлена в марте 2009 года, а поставка его началась лишь в июне 2012 года. Автомобиль оборудован двумя электромоторами и полным приводом. В базовой комплектации он оснащен 70 кВаттной батареей, которая позволяет без подзарядки проехать 442,5 км. Усиленная до 85 кВатт батарея дает запас хода 480 км. Именно эта модель стала «Автомобилем года» по версии Motor Trend 2013. Стоит она, по-прежнему, намного дороже классических аналогов: от 75,5 тыс долл.

Машина на батарейках



Следующая модель, Tesla Model X, презентованная в 2012 году, должна была появиться в продаже в 2014. Но старт продаж постоянно переносили, и первые массовые поставки начались только в текущем году.

Машина на батарейках


Что же теперь? Теперь Илон Маск планирует существенно расширить продажи за счет более дешевой версии Tesla. В 2017 году в продажу поступит Tesla Model 3, по цене 35 тыс долл, с долгоходом в 320 км. Модель была представлена публике 1 апреля 2016 г. За первую неделю машину зарезервировали 325 тысяч человек, а целевой показатель продаж — 500 000 автомобилей на 2018 год. Это несомненный успех, осталось не подвести.

Машина на батарейках



Все не гладко

Просто Tesla не раз сталкивалась с серьезными проблемами помимо первых недоработок Roadster. Например, в 2013 году автомобиль Tesla загорелся, попав в легкую аварию. Владелец утверждает, что самопроизвольно, а эксперты компании уверены, что причиной пожара стало повреждение батареи. Подобные случаи повторились. 2015 году один владелец авто обнаружил неправильно собранное соединение замка ремня безопасности на Model S. Компания проверила 3000 автомобилей, и хоть дефект нигде не был обнаружен, отозвала все 90 тысяч автомобилей для проверки. В апреле 2016 года Tesla Motors была вынуждена отозвать 2700 автомобилей Model X из-за обнаружения в тестах дефекта крепления третьего ряда сидений. А уже в этом году в аварии погиб владелец автомобиля Tesla S, который управлялся в момент столкновения автопилотом. Автоматика по неизвестным причинам не начала торможение.

Гений не спит

Впрочем, бизнес-гений Илона Маска ведет компанию правильным путем. Не все поставлено на кон в виде одного лишь автомобиля. Маск активно диверсифицирует бизнес. Великолепным ходом стали инвестиции в инфраструктуру для электромобилей, в первую очередь, для Tesla.

Сейчас активно разворачивается сеть Supercharge – суперзарядка. Это станции для зарядки автомобилей. Ими покрыты уже все США, так, что совершить путешествие от одного побережья до другого на автомобиле Tesla не представляет никакой сложности. При этом стандартная зарядка 30-40 минут – бесплатна, а быстрая роботизированная замена батареи за полторы минуты стоит 60—80 долларов. Выработка энергии осуществляется за счет солнечных батарей, установленных на крышах станций. Батареи поставляются компанией SolarCity Corp. где Маск также является председателем и крупнейшим акционером. В ближайшие годы плотное покрытие зарядочными станциями Supercharge планируется в Европе и Азии. Известно, что практически любая инфраструктура приносит существенный доход, так что Маск, как всегда в выигрыше.

Машина на батарейках


Акции

На IPO компания вышла еще в 2010 году. И, несмотря на постоянный чистый годовой убыток, акции ее выросли в цене в сотни раз. В том числе, за счет мощной финансовой и политической поддержки государства.

Но вообще, график котировок Tesla – это просто сумасшедшая пила: активный рост начался в 2013 году с 35 долл за акцию в апреле до 184 долл в сентябре. В июне 2015 года акции стоили и по 280 долл, в начале года случился провал до 151 долл, сейчас бумаги Tesla торгуются на уровне 231 долл за акцию. Спокойным этот тренд никак не назовешь. В России купить акции Tesla Motors можно на Санкт-Петербургской бирже по тикеру (TSLA). Но вот последние новости от Маска стимулируют рост: Tesla Motors Inc. пытается завершить строительство аккумуляторного завода в Неваде с опережением на несколько лет. Если завод в Неваде станет успешным проектом, то его производство может превзойти объем производства всех существующих аккумуляторных заводов мира в 10 раз. Очень амбициозная задача! А штат Невада пообещал Tesla предоставить поощрения на сумму до 1,3 млрд долларов. На этой новости ации подскочили на пару процентов.

Машина на батарейках



Компания вдвое увеличила число строителей на своей фабрике: до 1000 человек, которые работают в две смены семь дней в неделю, чтобы к началу 2017 года стал возможным запуск производства литиево-ионных электрохимических элементов. Это необходимо для производства Model 3.
Но Маск не останавливается на реализации уже анонсированных планов. Он заявил о выпуске большегрузных автомобилей и хранении электроэнергии, которые позволят ему объединить бизнесы по производству автомобилей, аккумуляторов и солнечных батарей. Да здравствуют, гении! Никола Тесла, известный изобретатель и физик, в честь которого названа компания, мог бы гордиться.
★2
8 комментариев
добавлю в новых моделях есть автопилот… в 2ух режимах… полностью автономный и водитель жмет педали...


avatar
ves2010, опция «въ3.14ться» в ближайшую фуру идет бесплатно к каждому режиму автопилота.
avatar
нет ТЕСЛА-это для власти нашей раши не кошерно, это не по понятиям нашей раши
тут разрешено только гастрабайтеров миллионами завозить, а теслу скоро в нашей раше вообще запретят
гундяев лично будет теслы сжигать на костре и предавать их анафеме
avatar
    Тачка интересная конечно, но дорога и недоступна 99,99% населения планеты… Посмотрим что будет с более дешевыми моделями... 
    Пока это просто игрушка для богатых… Ни какой экономии или экологии в этой машине нет... 
    Для производства аккумуляторов для электро и гибридных машин используются редкоземельные металлы… Возможно ли массовое производство этих машин в будущем покажет время…        Пока у Теслы одни убытки уже какой год подряд…  
Илон Маск, основатель PayPal
вы уверенны в данной информации?

avatar
Прикольно наблюдать еврострадальцев, дрочащих на бессмысленные фетиши типа айпада, тесла или фейсбука.
Уверен, что у какого-нибудь царька в Сомали обязательно будет Тесла, дабы хозяева из еуроп считали его своим, продвинутым парнем. Ну а что народ будет дохнуть от малярии и углеводной диеты — дело десятое.

Так и с еуропами — им бы надо свой дом в порядок привести, мусор черный убрать, наказать тех, кто их женщин по праздникам насилует. А они на электротележки выдрачивают, да еще мозги другим засирают. Надо же «инфраструктура всегда доходна», что за бред. КАК монетизируются бесплатные электрозаправки, знаете? Нет. Маск — тоже не знает. Да только его это не колышет — все танцы за счет инвесторов.
avatar
Может ли капитализация Теслы превысить капитализацию Форда?
Так и не понял, почему он гений. Ну типа что он там изобрел, открыл и прочее.
avatar

теги блога СПБ Биржа

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн