- В прошедшую пятницу Запад не торговался, Европа продолжит отдыхать и сегодня, “Пасхальный понедельник”, а Штаты выйдут с выходных. Брент сегодня начал торговаться на электронных торгах, ничего необычного 55.7 долл./барр. сейчас, это уже привычные уровни, сохраняющиеся в течение февраля-марта.
Индекс ММВБ +0.13% в пятницу, но прошлая неделя для российских акций была неплохой, недельный прирост индекса составил 7%. Рубль закрылся 56.6 /доллар, но ровно на таком же уровне он закрывался в четверг. Это рекордная “крепость” нацвалюты в текущем, 2015 году, причем без привычной волатильности. - В США в пятницу вышел “job report” за март. Рейтерс называет его “унылым”, поскольку он свидетельствует о резком ухудшении экономики США. Но в логике “плохо это хорошо”, азиатские акции сейчас немного растут, поскольку перспективы повышения ставки ФРС сокращаются.
Данные по безработице потому и приковывают большое внимание рынка, поскольку напрямую определяют монетарную политику ФРС. В экономической теории существует т.н. “кривая Филлипса”, связывающая инфляцию с безработицей. А также существует “история”, поясняющая важность показателя занятости. Если безработица низкая, то есть рынок труда “узкий”, то работники предъявляют большие требования по зарплатам работодателям. Если работодатель не даст повышения, то работник может хлопнуть дверью и тут же найти работу в другом месте. При большой безработице такая уловка работает гораздо хуже, потому что найти работу сложно. В условиях плохой экономики и плохой занятости у работников гораздо меньше стимулов идти просить прибавки.
График выше из системы FRED сравнивает поведение безработицы США (синяя линия) с оценкой “естественного уровня” (красная) и показывает инфляцию без учета волатильных продуктов питания и цен энергоносителей. Можно заметить тенденцию инфляции к росту, когда безработица низка (конец 80х, на рубеже 2000-го г., в районе 2006-2007 гг.). Это и есть ситуация “перегрева”, с которым борется ФРС, повышая ставки. После такого повышения происходит экономический спад (серые полосы).
Сейчас пока нельзя говорить о том, что в США наступил “перегрев”, хотя показатель безработицы близок к естественному. Инфляция остается низкой, не дотягивает до целевого значения. Создание рабочих мест в марте (синие столбики, Nonfarm Payrolls Total MoM Net Change SA) было самым низким с декабря 2013 года (что уже предсказывал индекс уверенности, черная линия характеризует промышленность).
“Унылость” пятничных данных подтверждает заметное ухудшение перспектив роста экономики США, что уже отражал модель Atlanta Fed GDPNow.
График на следующей странице показывает подразумеваемую рынком процентных свопов (ois) ставку ФРС сроком на 6 месяцев через ближайшие 6 месяцев. До весны 2013 года ожидания были нулевыми и начали повышаться с началом “tapering tantrum”, после того как Бен Бернанке намекнул на предстоящее постепенное завершение режима QE (QE tapering). За ним логично было ожидать отрыв ставки ФРС от нулевого уровня. Но это событие опять откладывается, поскольку экономический рост США резко сбавил обороты. Снижение примерно за месяц индекса ниже с пиковых 19 б.п. начала марта до 10.8 базисных пунктов можно трактовать так, что рынок стал ждать ставки на 8 б.п. ниже в среднем.
Россия опять “встает с колен”, на этот раз санкционных. Так можно интерпретировать график ниже. В пятницу днем была опубликована финальная оценка композитного индекса PMI по России в марте. Мы видим, что бизнес ждет восстановления экономики в ближайшие месяцы. Существенно замедлились темпы падения в секторе услуг, что также является позитивным знаком. В комментариях к записке указывается, что “есть некоторые предварительные признаки того, что дно спада было достигнуто”. В своем блоге Сергей Журавлев в комментариях к опубликованным данным от Markit выражает аналогичное мнение: “никакого особо сильного ухудшения восприятия рыночной конъюнктуры в результате «нефтяного шока» не произошло. Как в предыдущие 2 года, хоть по-прежнему мало кто из производственников видит перспективы роста, но и опасений сильного спада тоже нет”.
- Напоследок несколько графиков о рискованности российских акций. В “современной портфельной теории” риск измеряется волатильностью. График ниже — это волатильность, рассчитанная по недельным данным двухлетним окном и приведенная к годовому выражению (умножена на корень из 52). Россия выглядит крайне рискованным рынком, хотя и сопоставима с волатильностью Бразилии.
Еще один график — величина а (drawdown) российских акций (черная линия). То есть снижение индекса MSCI Russia от своего предыдущего пика. В отличие от статистической меры выше, дродаун характеризует реальные потери инвесторов. Падение российских акций в 20 раз в 1997-1998, в 5 раз в 2008/2009 и снова на 75% в 2015 это наглядная манифестация риска. Акции США падали “только” на 50% после сдувания пузыря NASDAQ и в кризис с 2007 по 2009.
Лицензия на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами за № 059-09779-001000 выдана ФСФР России 21.12.2006г. без ограничения срока действия.Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00067 выдана ФСФР России 3.06.2002г. без ограничения срока действия.Настоящая информация не является рекомендацией по купле и продаже ценных бумаг, составлена на основе публичных источников, признанных надежными, однако ООО УК «Парма-Менеджмент» не несет ответственности за точность приведенных в обзоре данных. Аналитические материалы ООО УК «Парма-Менеджмент» являются внутренними документами компании, а также имеют цель информирование ее клиентов в рамках услуг доверительного управления и паевых инвестиционных фондов. Сотрудники компании, а также сама компания может владеть ценными бумагами, упомянутыми в данном обзоре напрямую или опосредованно, что может быть причиной конфликта интересов. Инвестирование в ценные бумаги сопряжено со значительным
риском, и решения об инвестициях должны приниматься инвестором самостоятельно.
И уж точно заметно, что кривая Филлипса является если и не фейком, то уж точно не универсальным соотношением. То есть, связь между безработицей и инфляцией не однозначна и не может быть установлена без использования каких-то дополнительных факторов.
Паттерн без «истории» плох. История без паттерна тоже.
Есть книжка, где об этом написано.
www.amazon.com/Macroeconomic-Patterns-Stories-Edward-Leamer/dp/3540463887
В кривой Филипса есть и то и другое, пусть и не однозначно.
Но в названной книжке кривая Филипаса тоже критикуется...
2) В экономике нет однозначных соотношений. Вообще. Поэтому отчасти Вы правы. Но тогда не стоит винить только эту кривую.
Можно вспомнить еще «expextations augmented Phillips curve». Конечно есть дополнительные факторы. Но и без них мне этот график кажется убедительным.
Вот я показал 70-е, когда была и большая безработица и большая инфляция одновременно. Потому что «маленькая неточность избавляет от тонны объяснений» )))
Возможно, что это свойство самой экономики, предприниматели увеличивают и сокращают занятость в соответствии с представлением о перспективе бизнеса, которое формируется с задержкой относительно изменения экономических условий.
Кроме того, интервенционализм властей является отдельным фактором роста/снижения занятости и вносит существенные искажения в как бы рыночную экономику.