Блог им. ihodl

Фьючерс на воду

Фьючерс на воду
Длинный и познавательный текст про электронную водяную фьючерсную биржу. Перевод с сайта fortune.com



Запуск новой фьючерсной биржи в Австралии — это ещё один признак того, что вода обретает спекулятивную ценность, как раньше нефть. 

 
Может быть, уже скоро трейдер в будке рядом с вами будет громко требовать: «Дайте мне 100 мегалитров мартовских «Польских источников» на тысячу!»

Биржа открылась в конце марта. С этого момента уже заключено фьючерсных сделок на сумму 1,6 миллиона долларов и 16,5 миллиарда литров воды «перетекли из рук в руки» на онлайн-бирже Waterfind. Это лишь капля в мировом океане, но это важный символический шаг в постепенном превращении воды в товар.  
 
Защитники и критики «водяного рынка» сходятся во мнении, что возникновение такого фьючерсного рынка может полностью изменить то, как люди воспринимают воду. Из свободного общего имущества, такого, как воздух, вода превратится в товар, который оценивается в долларах, вроде того, что мы добываем из недр земли. 


 
Сейчас, используя Waterfind, трейдер может купить поставку воды в определенный день исполнения. Как говорит основатель и президент Waterfind Том Руни, некоторые инвесторы покупают «водяные контракты», чтобы таким образом выйти на рынок сельскохозяйственной продукции. «Можно продолжать придерживать право на доставку воды в конкретной системе или продать его по более высокой цене», – заявляет Руни. «Больше всего это похоже на покупку фьючерсов на концентрат апельсинового сока или на свинину. Вы можете действительно заказать доставку свиной туши и съесть кучу потенциального бекона». Или можете продать контракт и получить прибыль. 
 
Сельскохозяйственные и нефтяные «фьючерсные сделки» заключались по всему миру на протяжении веков, хотя рынок этих товаров обрел значительное влияние и значительно вырос в цене после глобального всплеска цен на нефть в 1970-е. 
 

Австралийская инновация

 
Компания Waterfind была основана в 2003 в городе Аделаида, столице Южной Австралии. «Потому что это самый засушливый штат на самом засушливом континенте на Земле», говорит Руни. Уднадатта, место, где зафиксирована самая высокая температура в Южном полушарии, находится в Южной Австралии. За год в большей части штата выпадает меньше 18 сантиметров осадков. 
 
Огромная часть американских прерий и запад США уже начинают походить по виду на Южную Австралию. Засухи в Техасе и Калифорнии скоро уже смогут посоперничать с десятилетней засухой в Австралии в двухтысячных. Фьючерсный рынок Руни мог бы отлично действовать и в этих регионах, но в Австралии водяные рынки лучше развиты. Постоянная нехватка воды в Австралии увеличивает как духовную, так и финансовую ценность H2O.
 
Австралийский регламент от 1994 года разделил право на воду и право на землю (очень похоже на то, что произошло в свое время на американском Западе). Это позволило землевладельцам продавать доступ к своей воде, открыв пути для роста и развития водяного рынка. 
 
Права на воду торгуются на сайте Waterfind и на других водяных биржах в Австралии. Владельцы прав могут продать доступ к своей воде на временной или постоянной основе. В обоих случаях цена сделки устанавливается по мегалитру, где каждый мегалитр — это миллион литров. Временная сделка означает, что у покупателя есть право потребить заявленный объем воды в течение 12 месяцев после даты доставки. В случае с постоянным контрактом, цена по которым значительно выше, покупателю дается право потреблять этот объем каждый год до бесконечности. 
 
Несмотря на то, что «водяной трейдинг» существует в США и в других регионах, Австралия уникальна в этом вопросе. Ее водяные биржи играют заметную роль в национальной инициативе сохранения воды, которая была принята в 2004 году. Изначальные права на воду должны быть зарегистрированы в австралийских штатах, которые устанавливают лимит на снижение количества «сырья». (Это причина того, что некоторые описывают австралийскую инициативу как программу торговли квотами). Австралийское правительство также «купило обратно» права на воду по рыночным ценам, что несколько напоминает «водяную версию» национальной программы США по сохранению нефтяного резерва. 
 
По оценке экономиста и основателя консалтингового агентства Percat Water Боба О'Брайена, за прошедшие несколько лет сумма водяных сделок составила 1,5 миллиарда австралийских долларов (1 AUD ~ 0,94 USD).
 
В свою очередь, по оценке Тома Руни, от трехсот до четырехсот миллионов австралийских долларов в «водяных контрактах» владельцы, среди которых в том числе американские фирмы, держат «исключительно ради cспекуляций».
 
Руни родился для «водяного бизнеса». Его отец, Крэйг Руни, был водяным брокером. В офисе Waterfind Руни хранит документ 1973 года — одно из первых соглашений, заключенных его отцом. Руни-старшему приходилось стучаться в двери фермеров и землевладельцев, чтобы устроить перекачку воды. «Все делалось вручную — контракты подписывались от руки и вручную приходилось разбираться с реально сложными правительственными системами», — говорит Том Руни.
 
Когда Руни-младший взялся управлять семейным бизнесом, он понял, что старомодное «водяное» брокерское дело может извлечь пользу из современных методов на товарно-фондовой интернет-бирже. Завершение транзакции, которое заняло бы у брокерской фирмы его отца 4 месяца, с помощью Waterfind занимает полчаса, заявляет Руни. 
 
Чтобы запустить срочный и фьючерсный рынок, австралийскому парламенту нужно было принять новый регулирующий законопроект. 20 марта, день, когда законопроект был принят, стал днем запуска рынка. 
 
До этого момента брокеры и биржи вроде Waterfind позволяли землевладельцам и «ирригаторам» или фермерам продавать и покупать права, производя незамедлительный эффект на рынок реального товара. Фермеры покупали права на мегалитр и затем отдавали их обратно землевладельцу после того, как потребляли нужный объем воды. 
 
Возможность торговать фьючерсами и не беспокоиться о физической доставке воды помогла привлечь на рынок больше спекулятивных инвесторов. Пока что Руни считает, что четверо из пяти участников торгов на Waterfind – фермеры или землевладельцы, а остальные — инвесторы и трейдеры-спекулянты. 
 
Для фермеров фьючерсные сделки на бирже — это залог спокойствия по части будущего их хлопка или кукурузы. Фермеры предпочитают не играть на том, какой будет цена во время страды или во время полива через полгода, а зафиксировать цену, продавая или покупая контракты. 
 
«На водяном рынке, как и на остальных подобных рынках, высокая волатильность», — утверждает Джон Бриско, профессор «экологической инженерии» в Гарварде и бывший председатель Всемирного банка, который считается экспертом в вопросах воды. «Фьючерсные биржи… это единственный — и часто очень важный — инструмент для продавцов и покупателей, чтобы они могли эффективнее управлять рисками». 
 

Стоит ли оно того?

 
Хотя за время засухи поверхность земли, пригодной для возделывания, и количество воды в водоемах сократились больше чем наполовину, сельскохозяйственное производство упало менее чем на одну треть. Некоторые люди, включая Руни, утверждают, что это означает, что водяные рынки работают. Предполагается, что сделав воду платной, рынки тем самым уменьшили ее расход впустую. Фермеры на орошенной земле производят больше еды на акр, используя при этом меньше воды. «На открытом и свободном рынке люди смогли понять ценность воды и переключились на ее максимально продуктивное использование», – считает Руни. 
 
Фредерик Кауфман, автор книги «Bet the Farm: How Food Stopped Being Food» («Поставь все на ферму, или как еда перестала быть едой»), пишет, что история рынков реальных товаров и деривативов льет, скажем так, воду на другую мельницу. Как предупреждает Кауфман, водяные деривативы и спекуляции могут привести к ценовым всплескам и даже ухудшить ситуацию с засухами, как в прошлом зерновые и энергетические фьючерсы привели к разрухе в обществе. «Мы видели, что деривативы сотворили с ипотечными ценными бумагами. Мы не хотим того же в случае воды», – заявил Кауфман в интервью Wired.com.
 
По версии Руни, альтернатива Кауфмана — отдать распределение воды правительственным агентствам — гораздо менее эффективна, чем водяные рынки. 

Управляющий программой фонда сохранения воды Оле Амундсен знаком с водяными проблемами в США. По его словам, неправительственные организации уже сейчас пытаются привлечь силу рынка для того, чтобы сохранить воду в Америке.
 
Например, калифорнийский адвокат Том Хикс пытается добиться того, чтобы контракт доверительной собственности на воду получал те же налоговые выгоды, которые Федеральная налоговая служба применяет к доверительной собственности на землю. Таким образом «водяные права» обретут финансовую ценность и при этом не дадут обезуметь биржевым брокерам. 
 
По мнению Амундсена, австралийский рынок фьючерсов вряд ли распространит свои операции на США, частично из-за того, как разнообразны американских законов о воде. Однако Waterfind планирует запустить операции в США в январе 2015. 

Как отмечают Кауфман и другие, стоит выпустить джинна из бутылки (с водой) — и уже нельзя будет предсказать, куда двинется рынок. 
★3
8 комментариев
«фьючерс на воду», «фьючерс на воздух», «фьючерс на мирную жизнь», «фьючерс на сходить в туалет»… звучит как-то по-американски!))))))
avatar
Шредингер, Фьючерс на время забыли
avatar
insider.pro, а время уже заложено в фьючерс, или Вы имеете ввиду свободное время?
avatar
Шредингер, как в фильме «Время» (2011)
avatar
prescott, так будет, когда мы на биткоины перейдем)))… подкожный электронный кошелек и -> зомби-апокалипсис!
avatar
insider.pro,… Да) такая идея и мне приходила)… пара время /рубль, например, (ведь время есть у каждого и богатство страны можно как-то привязать ко времени живущих в ней граждан… но это сложно)))… только вот как это реализовать — не знаю… интересно, приходило ли это в голову кому-нибудь из власть (и деньги) имущих… новая мировая валюта — время…
avatar
insider.pro, думаю со временем это будет реализовано…
avatar

теги блога ihodl.com

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн