www.youtube.com/watch?v=4_Pbx9mvWPY
Очень захватывающиеся баталии вчера развернулись на американских фондовых площадках. Я почти не следил за рынком последнюю неделю, так как в большей степени был занят семейными вопросами и решениями их. Сегодня, оглядываясь назад на свое желание закрыть все позиции и привести в кэш, оказалась бы не фатальным, но было бы сделано “сгоряча”. Так как решение по многим из позиций принималось в трезвом уме и в добром здравии. Прежде чем двинуться дальше, хотел бы поздравить Нобелевских Лауреатов по экономике Юджина Фама, (Eugene F. Fama), Ларса Петера Хансена (Lars Peter Hansen) и Роберта Шиллера (Robert J. Shiller). В общем-то, их пресс релиз – “
Трендспоттинг на рынке активов”. Поиск трендов – это неотъемлемая часть нашей с Вами работы и именно правильное понимание и восприятие информации, которая часто является не очень качественной, определяет прибыль и убытки на нашем счете, а если более общее, то часто тренды вырываются в “пузыри”. Этот пост из нескольких частей. Первая часть – это то о чем чаще говорят безосновательно и вторая – это мое виденье того, что определяет фондовый рынок в целом, но не только фондовый, а в более узком понятии – тренды и их окончания. Первая часть принадлежит Джейку Хенекутту.
Часто слышно из “закоулков “ ТВ и в высказываниях финансовых аналитиков и “педагогов”, что нынешний коэффициент P/E уже является завышенным. Если начать изучать этот показатель с 1900 и сделать некоторые выводы: если определить “рыночный пузырь” на уровне 25 и выше, то встречался лишь один случай в истории, когда данный показатель достигал этой отметки. В конце 90-ых мы назвали это явление и эти уровни, как Пузырь доткомов или технологический пузырь.
Пузырь 1920-ого является прототипом “пузыря” в общественном восприятии. Однако, это звучит не очень убедительно. В середине 1929-ого, перед началом Великой депрессии P/E на индекс S&P 500 был только 17, что не намного выше средне исторического показателя 15.
Две самых сильных коррекции на фондовом рынке прошлого века так же не поддерживают гипотезу “пузыря фондового рынка”. Депрессия 1920-1921 была самым худшим дефляционным событием в истории США, и по некоторым подсчетам даже хуже чем Великая Депрессия, но мультипликатор P/E S&P 500 на пике 1919 составлял всего 10.1, что значительно ниже средне исторического показателя 15x.
Если брать цифры последней рецессии, то прибыль компаний индекса S&P 500 была достигнута в июне 2007 года, в то время как P/E составлял всего 17.8, что несколько выше 15x, но далеко не “пузырь”.
Если просмотреть рынок с 1870 года по наши дни, то становится очевидным, что оценки имеют смысл только до коррекции рынка, если предположить умеренный рост прибыли. Коррекции на рынках происходят не из-за высоких мультипликаторов, а скорее из-за неверно оцененных прибылей компаний, которые подрывают предыдущие оценки. Давайте остановимся на нескольких серьезных коррекциях за последние 142 года на фондовом рынке и поговорим о некоторых их причинах.
Что такое пузырь?
Это понятие у каждого ассоциируется по-разному. Если брать общее в понимании и восприятии, то можно выделить такой момент, что оценка конкретного актива становится настолько переоцененной, что нет никаких вариантов, чтоб инвесторы данного актива смогли извлечь выгоду в перспективе.
Как выше уже упоминалось, то “пузырь фондового рынка ” – это редкое явление в истории, но вот пузыри в секторах, в компаниях, каких-либо активах достаточно частое явление. Это чаще всего происходит от нерационального распределения ресурсов при котором инвесторы “переставляют цену вверх” только одной группы актив(а)/(ов) в ущерб другой группе актив(а)/(ов). Таким образом, “пузырь“ – форма ошибочных инвестиций.
Причины почему “пузырь фондового рынка” – это редкое явление, кроется в том, что фондовый рынок представлен широким и разнообразным спектром активов. Но в конкретных случаях, пузырь в одном из секторов может иметь далеко идущие последствия для всего рынка в целом. Не нужно далеко ходить за примером, пузырь на рынке недвижимости в конце 2005 года медленно перерос в мировой экономический кризис. Мало можно найти семей или видов бизнеса, которые бы не почувствовал на себе результаты от этого “пузыря”.
2007-2008 года стали реальным и совсем недавним пример, который явно показывает, как может далеко зайти человеческая глупость в области оценивания будущей перспективы сектора и отчасти рынка.