Просматривается глубокая корреляция между печатанием денег и накачиванием экономики. Программа Федеральной Резервной Системы США по сокращению выкупа активов «может быть не такой гладкой», прокомментировал Чарльз Бин, заместитель управляющего Банка Англии по монетарной политике, выступая на этой неделе на конференции руководителей центральных банков в городе Джексон Хоул, штат Вайоминг. Он сказал это применительно к валютам, облигациям и акциям стран с развивающимися рыночными экономиками, таким как Бразилия, Индонезия и Индия, которые недавно попали под раздачу.
Все началось в мае, когда прозвучавшая из уст официальных представителей Федрезерва целая какофония разного рода заявлений начала сеять сомнения по поводу программы «QE Infinity» (ласковое прозвище программы QE3), поскольку в отличие от ее предшественниц у нее не было срока окончания действия. С тех пор концепция «бесконечности» превратилась в концепцию «ленты» и навеяла смутную мысль, что это когда-нибудь может закончиться.
Процентные ставки в США находятся на максимуме – они поднялись ненамного по сравнению с тем, сколько им еще предстоит расти. Доходность 10-летних казначейских облигаций выросла с 1.6% в начале мая до 2.93% на прошлой неделе, хотя недавно она «спустилась на землю» до 2.8%. Ипотечные ставки превысили целый процентный пункт. Резко выросли доходы по мусорным облигациям. Президент Федерального резервного банка Далласа Ричард Фишер изложил свою точку зрения на канале Fox: «Я считаю, что рынок пришел к пониманию, что программа количественного смягчения не может длиться вечно».
Главной темой конференции в Джексон Хоуле была «Глобальные Измерения Нетрадиционной Монетарной Политики» («Global Dimensions of Unconventional Monetary Policy»), что в духе иронии глав центральных банков. Иронии, потому что сейчас, спустя пять лет после начала «пирушки» в виде избыточной печати денег и выкупа облигаций – что и называется «нетрадиционной монетарной политикой» – они начинают задумываться над тем, какие облигации они продавали, и чем это может окончиться для всех, когда они остановят свой печатный станок. Им бы следовало провести эту конференцию еще до того, когда станок был запущен.
Сейчас, спустя пять лет, они обеспокоены тем, что стоит им решиться выйти из программы помощи, как сразу же могут лопнуть все те красочные пузыри, которые они раздули по всему миру, и объяснить все хитросплетенные, и к тому же, иллюзорные, эффекты богатства.
Это была «пирушка». Баланс резервов Федеральных Резервных Банков варьировался от 5 до 14 миллиардов долларов почти в течение всего 2008 г. Однако в сентябре операции по печатанию денег были отменены. К концу этого же года баланс резервов достиг 847 миллиардов долларов. Печать денег возобновилось. И каждый раз, когда Федрезерв пытался снова отключить печатный станок – в конце программы QE1 и программы QE2 – финансовые рынки падали в обморок. Поэтому он удвоил усилия, чтобы защитить свой священный «эффект богатства». И 21 августа 2013 г. баланс резервов подскочил до 2.193 триллиона долларов.
Баланс Резервов Федеральных Резервных Банков
Источник: Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы
Затененные области соответствуют периодам рецессий в Соединенных Штатах. По данным сайта research.stlouisfed.org, 2013 г.
Единственное, что не сделал Федрезерв, — не создал процветающую экономику с большим количеством хорошо оплачиваемых штатных рабочих мест, по крайней мере, в Соединенных Штатах.
Зато все остальное он сделал. Он создал пузыри, исказил рыночное равновесие, неправильно распределил капитал, вызвал цунами свеженапечатанных денег, которые были выброшены на берег в неожиданных местах, в особенности, на развивающихся рынках. Тем не менее, волна цунами сейчас уже уходит. Мое мнение об этом читайте в статье «When QE Infinity Turns Into A Pipedream: Hot Money Evaporates, Rout Follows See Emerging Markets» (Когда программа “QE Infinity” превратится в самообман, свеженапечатанные деньги испарятся, а «пирушка» продолжится).
Кроме того, Федеральный Резерв стал причиной феноменального ралли на американском фондовом рынке – и это несмотря на удручающее состояние экономики. На графике ниже показана практически идеальная корреляция между динамикой S&P 500 и денежной массой, напечатанной Федрезервом, если измерять его с точки зрения баланса резервов на логарифмической шкале. Ральф Диллон из Global Financial Data назвал это соотношение «глубокой корреляцией между печатанием денег и накачиванием экономики».
В течение многих лет ФРС проповедовал, что его печатный станок приведет к увеличению стоимости активов, и так оно и было. И он приписал это к своим заслугам, в том числе к заслугам по «восстановлению» рынка жилья, образованию пузырей в других классах активов, появлению «эффекта богатства» в результате «нетрадиционной монетарной политики».
По словам Федрезерва, следствием печатания денег мог бы стать рост стоимости активов, и когда цены на активы росли в идеальном соотношении, сомнений в причине уже не было. И как только Федрезерв начинает осмыслять конец этой «пирушки», Уолл-Стрит вдруг неожиданно вспоминает, что корреляция не является причиной.
Если рост активов происходит, когда ФРС «пирует» на печатном станке, это не означает, что они выросли в результате этой «пирушки». Было установлено, что на самом деле они росли независимо от действий Федеральной резервной Системы США. И последнее. Увеличение процентных ставок не может проколоть пузырь, образовавшийся на рынке жилья, который в данный момент восстанавливается, и не вырвет почву из-под ног фондового рынка.
Удивительно, но это есть некая разновидность процветающей экономики и едва заметный усиливающийся рост прибыли компаний, которые будут стимулировать рост цен на акции. К сожалению, рынки облигаций и развивающиеся рынки, которые первыми отреагировали на печатание Федеральной Резервной Системой денег, уже понесли серьезные потери; очевидно, что они же и являются этой причиной.
Источник
denoy.ru