Суть законопроекта
Группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым 24 октября 2025 года внесла в парламент законопроект, который впервые на законодательном уровне закрепляет правовой статус долговых ЦФА. Это важный шаг, так как действующий закон «О ЦФА» не содержит отдельного определения для этих активов и не содержит классификации ЦФА, что также ограничивает развитие регулирования отдельных сегментов разнообразного рынка цифровых прав.
Четкое определение
Законопроект определяет долговые ЦФА как цифровые права, которые удостоверяют исключительно денежное требование. Это требование включает сумму, уплаченную первым владельцем при приобретении актива, а также начисленные на нее проценты.
«Долговыми цифровыми финансовыми активами признаются цифровые финансовые активы, включающие исключительно денежные требования в размере цены приобретения цифровых финансовых активов при их выпуске и в размере сумм периодических выплат».
Условия выпуска и оплаты
Выпуск долговых ЦФА возможен только после их полной оплаты денежными средствами. Соответственно, и исполнение обязательств по ним также происходит исключительно в денежной форме.
Требования к Решению о выпуске (РоВ) долговых ЦФА
В решении об эмиссии долговых ЦФА необходимо указать ряд критически важных условий:
- указание на недопустимость изменения вида и объема обязательств, удостоверенных этими ЦФА;
- указание на то, что записи о долговых ЦФА погашаются в случае, если их обладателем, становится лицо, их выпустившее;
- указание на то, что каждый ЦФА, выпускаемый на основании этого решения о выпуске цифровых финансовых активов, независимо от времени его приобретения, удостоверяет единые неизменные вид, объем соответствующих обязательств и сроки их исполнения;
- порядок и сроки исполнения обязательств, удостоверенных ЦФА, лицом, выпустившим такие долговые цифровые финансовые активы;
- порядок определения размера сумм периодических выплат по долговым ЦФА с применением ставки в процентах годовых от цены приобретения этих цифровых финансовых активов при их выпуске в виде фиксированной величины или с применением ставки в процентах годовых, величина которой может изменяться в зависимости от изменения переменной величины. При этом данный порядок должен позволять четко определить сумму таких периодических выплат в любой день;
- указание на то, что выпускаемые ЦФА являются долговыми цифровыми финансовыми активами.
Контекст и мотивы: развитие рынка и устранение барьеров
Принятие законопроекта является частью более широкой работы по развитию рынка цифровых активов в России.
- Создание правовой определенности: Законопроект устраняет существующий правовой пробел, что необходимо для запуска полноценных цифровых аналогов облигаций и кредитных инструментов, а также применение соответствующего правого режима и снятие ограничений, которые вытекали из более сложной природы ЦФА как инструмента.
- Налоговая гармонизация: Инициатива стала первым шагом к началу классификации ЦФА и созданию на базе такой классификации возможности устранения налоговых диспропорций, созданию равных условий налогообложения для долговых ЦФА и традиционных облигаций. Это ключевой фактор для повышения привлекательности инструмента для бизнеса.
- Развитие рынка ЦФА: Банк активно работает над интеграцией ЦФА в финансовый рынок России. В планах регулятора также значатся меры по расширению доступа к ЦФА для неквалифицированных частных инвесторов при условии привязки доходности к объективным рыночным параметрам. Без выделения долговых ЦФА в отельный вид такие шаги были невозможны, их требовал Минфин РФ для более понятных условий их обращения и снятия рисков.
Таким образом, представленный законопроект является системным шагом в построении комплексного регулирования ЦФА в России, направленным на привлечение инвестиций и развитие новых финансовых технологий. Для этого необходимы другие шаги по классификации рынка ЦФА на сегменты.