Блог им. vuko
Наверное, никогда не забуду случившееся в августе 2022 года шоу, когда котировки Газпрома вдруг начали бурно расти, за пару дней выросли процентов на 15, и только затем была опубликована рекомендация совета директоров о выплате рекордных дивидендов 52 рубля на акцию. Факт инсайдерской торговли был настолько же вопиющ, насколько и очевиден, и не понимать это могли только люди с интеллектом в районе плинтуса, но ничего, схавали, пришло понимание, что в дальнейшем, планируя свои действия, надо учитывать, что первым отреагировать на новость человек не может просто потому, что на неё уже отреагировали, когда новостью она ещё не стала.
Безусловно, болтать почём зря на финансовом рынке не рекомендуется, санкционное давление вынуждает закрывать большие массивы информации, поле для анализа и прогноза сужается, но даже в таких условиях можно собрать данные, обработав которые получить продукт, который станет новостью через некоторое время и тем самым утереть нос инсайдерам.

Банк Санкт-Петербург в течение 3-х лет неизменно радовал инвесторов — стабильно наращивал выручку, чистую прибыль, по рентабельности стал лидером отрасли, но рынок слегка его недооценивал по капитализации, справедливо полагая, что за бурным ростом может последовать отвесное падение, белую полосу сменит чёрная и инвесторы окажутся у разбитого корыта, как предупреждал товарищ Пушкин А.С. в «Сказке о рыбаке и рыбке» ещё 200 лет назад. Первая бомба случилась в августе — в опубликованном отчёте за июль 2025 и 7 месяцев с начала года инвесторы увидели резкий рост расходов на резервы с 0,667 млрд.руб./мес. в среднем с начала года до 2,8 млрд.р., банк прокомментировал ситуацию: «Уровень просроченной задолженности на начало августа составил 3%, что на 11% выше, чем на 1 января 2025 года. По итогам июля БСПб скорректировал прогноз по стоимости риска (CoR) на 2025 год со 100 до около 200 базисных пунктов в связи с давлением со стороны макроэкономических условий.» https://www.kommersant.ru/doc/7972929
То, что расходы на резервы у банков не стабильны месяц к месяцу, а имеют спорадический характер понятно и логично — банкротятся должники не по утверждённому графику, а в зависимости от обстоятельств, персональных для каждого и общих для всех макроэкономических. Дождавшись отчёта за следующий месяц, обнаруживаем, что расходы на резервы составили 2 млрд.руб., в своём пресс-релизе банк успокоил: «По состоянию на 1 сентября 2025 года уровень просроченной задолженности составил 2.3%. (2.7% по состоянию на 1 января 2025 года). Уровень покрытия резервами просроченной задолженности на 1 сентября 2025 года составил 172.4%. (160.1% по состоянию на 1 января 2025 года).» A1ESSw7JakPT67w-B-B
Уже лучше, видим, что стоимость риска CoR с июльских 1,5% поднялась до 1,7%, но банк предупреждал, что будет поднимать её до уровня в 2%, попробуем предположить, что если отчисление на резервы 2 млрд.руб. подняло CoR на 0,2%, то до целевых 2% до конца года в резервы нужно перевести 3 млрд.руб., или 0,75 млрд.руб./мес., это позволяет надеяться, что в отчёте за сентябрь отчисления в резервы снизятся до 1 — 1,5 млрд. руб., и, поскольку другие показатели стабильны (выручка около 8 млрд./мес, чистая прибыль без расходов на резервы 5 млрд.руб/мес), спрогнозируем чистую прибыль в сентябре и ежемесячно до конца года около 4 млрд.руб. По итогам 8 месяцев 2025 года чистая прибыль была 31,7 млрд.руб., + 4*4=16, за год будет около 48 млрд.руб., это меньше достигнутых в прошлом году 50,3 млрд.руб, но ненамного.
Второй бомбой, подрывающей репутацию банка, и, скорее всего, причиной взрыва первой стала публикация об исках банков к группе компаний Fplus, которая прекратила платить по своим долгам и одним из её кредиторов является Банк Санкт-Петербург, размер долга судебная картотека не разглашает, пресс-служба по этой теме помалкивает, но и этот важный вопрос можно попробовать подсветить, снова цитируем пресс-релиз банка: «Уровень просроченной задолженности на начало августа составил 3%», на начало сентября 2,3%, при общей сумме кредитов 790 млрд.руб. разница составляет 5,5 млрд.руб., ну да, возможно, банк поработал с проблемной клиентурой, но наверняка в этом снижении ключевую роль сыграл перевод какой-то задолженности из просроченной в невозвратную.Зайдя с другой стороны, обнаруживаем, что за август корпоративный кредитный портфель уменьшился на 20 млрд.руб., конечно, есть клиенты, уменьшившие в августе свои долги, а новые кредиты банк выдаёт более тщательно проверяя заёмщиков, но приличную часть этого уменьшения составило то, что кое-какие кредиты стали судебными исками, истина где-то посередине, в районе увеличения стоимости риска (CoR) на 2025 год со 100 до около 200 базисных пунктов, то есть 8 млрд.руб.