Блог им. Cifrafin
В начале 2026 года Банк России планирует комплексное обследование вложений в криптовалюты и объема кредитования компаний, работающих в этой сфере. Решение регулятора отражает усиливающееся внимание к рискам и возможностям криптовалют, которые уже сегодня влияют не только на мировые рынки, но и на российскую экономику. Кроме того, ЦБ планирует обследовать вложения физлиц в ЦФА, доходность которых привязана к стоимости криптовалюты.
Объем мирового крипторынка сейчас составляет около 2% от всех финансовых активов. При таком уровне рисков серьезных угроз для экономики России пока нет, однако ситуация требует постоянного контроля. Цель обследования рынка— оценить объемы инвестиций населения, поднадзорных организаций в криптовалюты, в том числе с целью хеджирования рисков, а также объемы кредитов криптокомпаниям на 1 января 2026 года.
В конце 2025 года регулятор планирует обследовать и вложения физлиц в цифровые финансовые активы (ЦФА) с доходностью, связанной с курсом криптовалюты. Отчетность операторов ЦФА по этим данным хотят сделать ежемесячной, с предоставлением сведений не позднее 10-го рабочего дня последующего месяца.
Готовящийся переход к более детальному мониторингу крипторынка свидетельствует о возрастающем внимании регулятора к системным рискам, связанным с криптовалютами. Как уточнили в пресс-службе Росфинмониторинга, в 2024 году криптовалюты называли одной из ключевых угроз в преступных расчетах или при легализации доходов, полученных преступным путем. Эксперты сходятся во мнении, что высокая волатильность криптовалют способна создавать серьезные угрозы для финансовой устойчивости банков и защиты вкладчиков. Одновременно с этим отсутствие официальной статистики в России приводит к формированию так называемой серой зоны — области, в которой скрытые долги и кредитные обязательства остаются вне контроля регуляторов. На сегодняшний день отсутствуют официальные данные, позволяющие оценить реальные масштабы вложений в криптоактивы в России.
Регулятор отмечает необходимость постоянного мониторинга в связи с высокой волатильностью и непрозрачностью данного сегмента. Риск следующие:
Использование криптовалют как инструмента для хеджирования рисков эксперты оценивают неоднозначно. Некоторые рассматривают это как инновационное решение в условиях санкций и валютных ограничений, другие же видят возможные попытки обхода нормативных требований. В странах с высокой инфляцией и ограничениями на движение капитала бизнес и граждане применяют биткоин и стейблкоины для сохранения сбережений и вывода активов за границу. Институциональные инвесторы включают небольшой процент криптоактивов в портфели, предполагая, что они могут вести себя независимо в кризисные периоды, однако на практике такая корреляция часто нарушается.
Особое внимание регулятор уделяет мониторингу вложений граждан в цифровые финансовые активы, доходность которых связана с криптовалютами. Это позволит точнее оценить инвестиционные риски для населения и выделить меры по защите вкладчиков. Регулятор стремится понять, насколько россияне вовлечены в цифровые финансы, а также сколько средств и через какие каналы уходит в криптовалюту. Это поможет предотвратить системные риски и обвалы, которые могут повлиять на финансовую стабильность.
Существует концептуальное расхождение между Банком России и Минфином в подходах к регулированию криптоиндустрии:
Несмотря на эти различия, оба ведомства ведут совместную разработку нормативной базы для цифровых валют и цифровых активов. Как отметил замглавы Минфина Иван Чебесков на Московском финансовом форуме, Россия не может оставаться в стороне от глобальных финансовых трендов.
На глобальном уровне регуляторы всё активнее внедряют нормы, ограничивающие риски от криптоактивов, что влияет и на российскую политику. Обычно регуляторы устанавливают лимит вложений в криптовалюты не выше 1–2% от капитала банков. Это снижает системные риски и способствует более плавной интеграции инноваций в традиционную финансовую систему. Банк России уже рекомендовал кредитным организациям консервативно оценивать риски и устанавливать лимиты.
Ожидается, что собранные комплексные данные позволят регулятору найти баланс между консервативной защитой финансовой стабильности и интеграцией инновационных финансовых инструментов, что соответствует общемировому тренду на построение адаптивного финансового надзора.