..
наказание за коррупцию в странах Азии и Европы и почему в России это так не работает (?)
и «только» после особого указания от «первых лиц»
..
Наказание за коррупцию в странах Азии и Европы:
..
Подходы и строгость наказаний сильно варьируются, но в большинстве развитых стран есть общая черта: система наказаний — лишь часть комплексной борьбы с коррупцией.
..
Страны Европы
Скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия):
..
Наказания: Лишение свободы (до 6-10 лет), крупные штрафы, конфискация имущества, пожизненный запрет на занятие государственных должностей.
..
Почему работает: Низкий уровень коррупции здесь обусловлен не столько суровостью наказаний, сколько профилактикой: высочайшая прозрачность госуправления, свобода прессы, сильные независимые суды, высокий уровень доверия в обществе и социальная ответственность.
..
Великобритания:
Законы: «Акт о взятках» (Bribery Act 2010) — один из самых строгих в мире.
Наказания: До 10 лет лишения свободы и неограниченные штрафы для физических лиц. Для компаний введена уголовная ответственность за недостаточные меры по предотвращению коррупции.
..
Почему работает: Экстерриториальное действие закона (можно привлечь за взятку, данную где угодно в мире), серьезные ресурсы следственных органов (SFO), независимость судебной системы.
..
Германия:
Наказания: За взятки — до 10 лет лишения свободы. Строго карается как дача, так и получение взятки.
..
Почему работает: Сильная и независимая судебная система, децентрализованная структура власти (земли имеют большую автономию), свободная и investigative пресса.
.
Франция:
Наказания: До 10 лет лишения свободы и штрафы до 1 млн евро. Создан Национальный финансовый прокурор для расследования сложных дел.
..
Почему работает: Постепенное ужесточение законодательства и усиление международного давления (например, в рамках ГРЕКО — Group of States Against Corruption).
…
Страны Азии
Здесь картина более разнородна: от драконовских мер до системной коррупции.
..
Сингапур:
Наказания: Длительные сроки лишения свободы (до 10 лет), огромные штрафы, порка (за некоторые виды преступлений, связанных с коррупцией).
Почему работает: Это классический пример «нулевой терпимости». Жесткие законы подкреплены высокими зарплатами чиновников (чтобы искушать было невыгодно), мощным и независимым антикоррупционным бюро (CPIB), которое подчиняется лично премьер-министру, и абсолютной непредвзятостью — расследуются дела любых лиц, независимо от ранга.
..
Китай:
Наказания: Крайне суровы. Могут включать пожизненное заключение и смертную казнь за особо крупные размеры коррупции.
Почему это «работает» (с оговорками): Масштабные кампании под руководством Си Цзиньпина привели к наказанию десятков тысяч чиновников и высокопоставленных лиц. Эффект достигается за счет политической воли и страха перед репрессиями. Однако система остается непрозрачной, и борьба с коррупцией часто используется как инструмент внутриполитической борьбы.
..
Южная Корея и Япония:
Наказания: Строгие тюремные сроки, крупные штрафы, публичное осуждение. В Южной Корее расследования против высокопоставленных лиц (включая бывших президентов) — не редкость.
..
Почему работает: Сильное общественное осуждение, независимые следственные органы (например, Прокуратура в Корее), развитые демократические институты.
......
Почему в России борьба с коррупцией не работает эффективно?
Несмотря на наличие законов (УК РФ, ст. 290, 291 и др.), которые предусматривают наказания, сопоставимые с европейскими (до 15 лет лишения свободы), системного успеха нет. Причины носят системный, а не юридический характер.
..
«Вертикаль» власти и зависимость судов.
..
Суды в России не являются полностью независимыми. Исполнительная власть (в лице президента и правительства) имеет решающее влияние на судебную систему. Это делает почти невозможным объективное рассмотрение дел против высокопоставленных чиновников или лиц, близких к власти. Дела часто возбуждаются по политическим мотивам («заказные» дела) или, наоборот, закрываются под давлением.
..
Отсутствие политической воли на самом верху.
..
Для реальной борьбы с коррупцией нужно наказывать «больших и влиятельных». В России же сложилась система, где лояльность ценится выше эффективности и честности. Привлечение к ответственности высокопоставленных фигур могло бы destabilize всю политическую конструкцию, поэтому система защищает «своих».
..
Система «крышевания» и кумовства.
.
Коррупция в России носит не просто характер отдельных нарушений, а является системообразующим элементом. Она пронизывает все уровни власти — от местного до федерального. Чиновники, силовики и бизнесмены связаны неформальными сетями взаимных обязательств и покрывают друг друга. Разоблачение одного члена системы ставит под удар многих других.
.
Слабость и контролируемость гражданского общества и СМИ.
..
Независимые журналисты, активисты и НКО, расследующие коррупционные схемы, сталкиваются с огромным давлением, преследованиями, объявляются «иностранными агентами». Основные телеканалы, формирующие общественное мнение, контролируются государством и не занимаются серьезными расследованиями в адрес власти. Нет мощного общественного давления «снизу».
.
Формальный характер антикоррупционных мер.
..
Многие официальные меры (как запрет чиновникам иметь счета за рубежом, декларации о доходах) носят формальный характер. Обход этих правил не представляет большого труда, а контроль за их исполнением часто фиктивный.
..
Отсутствие независимого антикоррупционного органа.
..
В России нет аналога CPIB в Сингапуре — мощного, независимого и политически нейтрального органа, который бы расследовал дела против любых лиц. Существующие структуры (СК, МВД, ФСБ) сами являются частью системы и часто конкурируют между собой, используя коррупционные компроматы в ведомственных войнах.
..
Вывод
Проблема России не в отсутствии законов о наказании за коррупцию, а в системных пороках:
.
Политическая система не позволяет быть независимыми судам и СМИ.
..
Экономическая модель основана на перераспределении ренты, а не на конкуренции.
..
Социальный договор подразумевает лояльность власти в обмен на попустительство в бытовой и низовой коррупции.
..
Пока власть не будет заинтересована в создании по-настоящему независимых институтов, которые могли бы контролировать и наказывать ее саму, любые антикоррупционные кампании будут оставаться лишь симуляцией активности для успокоения общества, а не реальной борьбой с проблемой..
все наверняка в «темах», что в процессах которые разваливают :
связка судья-адвокат имеют деловые или родственные связи,
что до следственных действий цену «порешать» в ваших интересах вам сразу предъявят!
Самое главное — чего боятся все коррупционеры? Чего боится чиновник который 10 лет поднимался? Чего боится любой вор?))
Это если у коррупцонера отберут возможность «решать» и «рулить» это самое страшное. Кто пойдёт к чиновнику от которого уже мало что зависит? Кто пойдет с $$ к чиновнику каждый шаг которого регламентирован?
Коррупция очень сильно пострадала с появлением «Моих документов». Раньше нужно было отсидеть очередь к чиновнику, как то к нему попасть… А сейчас никого, ноль, даже в приемные дни)))) На дорогах никто больше не рискует предложить сотруднику дпс 2 рубля из-за штрафа в 5 рублей и риске когда сотрудник ради «службы» может тебя сдать.