За последние пять лет мы должны были усвоить, что эталонные индексы на нерегулируемых рынках могут пасть жертвой созданных ими же стимулов. Субстандартная ипотека, красиво упакованная в обертку ценной бумаги, часто получала от рейтинговых агентств высший бал, что позволяло недурно зарабатывать на оживленном рынке.
Банки часто недооценивали лондонскую межбанковскую учетную ставку, «LIBOR», что помогало им показать себя в более выгодном свете. Нечто похожее происходит и с энергоносителями? Подобное подозрение возникло в результате ряда проверок, выполненных антимонопольными органами Европейской комиссии четырнадцатого мая. Комиссия сообщила о своих подозрениях, что нефтяные компании «вступили в сговор» по искажению эталонных цен на нефть, нефтепродукты и биотопливо. Компании Royal Dutch Shell, BP, норвежская Statoil и итальянская ENI (которая не подверглась проверке) выразили готовность сотрудничать с комиссией. Антимонопольные органы также проверили лондонские офисы агентства Platts, дочерней компании McGraw Hill, американского издательства и информационного агентства, которое устанавливает справочные цены на эти сырьевые активы.
Объемы нефти и нефтепродуктов, привязанных к этими эталонным ценами, безграничны. Фьючерсные и срочные рынки также построены на цене соответствующего физического сырья. Согласно главе консалтинговой компании по рынкам энергоносителей Consilience, Лиз Боссли, по меньшей мере, 200 млрд. баррелей в год стоимостью примерно 20 трлн. долларов продаются по цене, основанной на стоимости нефти Brent.
В Комиссии заявили о том, что даже небольшое искажение цен может оказать «значительное влияние» на стоимость энергоносителей. В Statoil сообщили о том, что интерес для комиссии представляет вся информация с 2002 года. Если это действительно так, рассматриваемые суммы могут оказаться огромными. Власти не распространяются о том, что именно привлекло их внимание, однако, по всей видимости, они проверяют достоверность эталонных цен. Каждый день репортеры Platts устанавливают справочную цену, основываясь на оценке публичных заявок на спрос и предложение в течение получасового «окна» перед установленным временем — к примеру, 16:30 в Лондоне.
В основе метода «по последней цене» (MOC) лежит мысль о том, что использовать опубликованные, достоверные сделки для установки цены намного надежнее, чем заставлять репортеров обзванивать своих друзей, которые могут поддаться искушению и озвучить выгодную для себя цену. В Platts активно защищают метод «по последней цене». Они подчеркивают, что игнорируют заявки на спрос, предложение и сделки, которые являются странными или подозрительными. Прежде чем высказаться в защиту своего метода, в Platts отметили: «Нам ничего неизвестно о фактах, свидетельствующих о том, что наши оценки не отражают рыночную стоимость».
Деньги в движении
Тем не менее, механизмы ценообразования подвергаются критике. В прошлом году Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), объединение финансовых регулирующих органов, сообщила о том, что вероятность ложных отчетов «не просто досужие домыслы». В итоге, французский нефтяной гигант, который не подвергся проверке на прошлой неделе, сообщил IOSCO о том, что эталонные цены отклонялись от соответствующих цен рынка «несколько раз в год». Изучая в прошлом году сделки Gunvor, компании, основанной в Швейцарии, мы выяснили, что эталонная цена на нефть марки Urals, по-видимому, не раз подвергалась искажениям. В конце концов, никто не знает, что обнаружится в ходе текущего расследования. Властям следует тщательно проверить бухгалтерские книги предприятий на наличие сделок, проводившихся в течение получасового окна, которые компенсируются на фьючерсных рынках. Вероятно, они обнаружат в оценке Platt сделки, заключенные нефтяными компаниями лично. Им также стоит проверить реестр отгруженных товаров, чтобы установить, действительно ли груз переходил в другие руки или же сделки были фиктивными. Даже эти уловки исказили эталонную цену всего на несколько центов, прибыли по контрактам, основанным на этой цене, могут оказаться огромными.
Новость о проверках быстро повергла в бешенство потребителей нефти. Вера в то, что нефтяные компании обдирают потребителей, также непоколебима, как и мысль о том, что Рокфеллер «дружил» с деньгами.
«Члены нашей организации… впадут в ярость, если то, что уже давно подозревалось — фиксация цен — окажется правдой,» — сообщил Роберт Даунс из Forum of Private Business, британской организации, которая поддерживает малые предприятия. На самом деле, если искажение цен действительно имело место, оно могло вызвать как снижение цен, так и их рост, поскольку нефтяные трейдеры делают деньги на движениях цен, а не только на их росте. Это сложная ситуация, и антимонопольным органам ЕС, возможно, потребуются месяцы или годы, чтобы решить стоит ли подозревать нефтяные компании в совершении преступления. Тем временем, едва ли в ближайшее время на нефтяных рынках произойдут реформы. Несмотря на опасения IOSCO относительно искажения цен, она отступила от рекомендованных изменений — после ожесточенного лоббирования со стороны промышленности.
по материалам The Economist
P.S.
Фондовый рынок США продолжит расти еще как минимум два с половиной года, в результате чего S&P 500 подорожает на 26% и достигнет отметки 2100 пунктов, считают в Goldman Sachs. Дэвид Костин, главный стратег банка по рынку акций США, повысил прогнозы по индексу на конец 2013 и 2014 годов до 1750 и 1900 пунктов, соответственно. «Наш позитивный прогноз на текущий год исполнился гораздо быстрее, нежели мы предполагали», — пишет господин Костин. – «По нашему мнению, увеличение корпоративной прибыли в среднесрочной перспективе будет обусловлено ростом потребительского доверия, аппетита инвесторов к риску, а также дивидендной доходности акций». Отметим, что на прошлой неделе Томас Ли, главный стратег JPMorgan Chase по рынку акций США, первым среди стратегов крупнейших американских банков повысил прогноз по S&P 500 с 1580 до 1715 пунктов.
сомневаюсь…
такими темпами, уже в июне 1750 будет)))