С начала года к текущему моменту в России состоялось 14 первичных размещений акций (IPO). Суммарный объём привлеченных средств оказался не столь значительным — около 780 млн в долларовом выражении. И это при том, что половина всех размещений — компании, которые относятся к IT-сектору и работают с финансовыми технологиями, говорит Церазов Константин.
Действительно ли потенциал привлечения капитала финтех-компаниями в принципе невысокий? Я так не думаю. Надо смотреть на ситуацию глобально, видеть, что происходит на других рынках. Детально исследовать, как компании готовятся к IPO и как их готовят к выходу на биржу.
Посмотрим, что делает финтех-гигант в КНР, Ant Group. Ant Group выделяет всё, что связано с работой мобильного платёжного сервиса Alipay, в две отдельные структурные единицы: Digital Payment Business Group и Alipay Business Group. По сути, одна структура — это для развития новых инноваций, а вторая — уже для фиксации достигнутого. Для меня этот шаг понятен с точки зрения корпоративной логики.
В период 2017-2022 гг, работая председателем Совета директоров «Открытие брокер», я курировал трансформацию цифровых сервисов организации. На выходе удалось запустить цифровую платформу со множеством удобств для клиентов. Это оценили и в целом в финансовой отрасли, когда в 2021 году компания получила награду в номинации «Лучшее мобильное приложение для активной торговли». На платформе было запущен интерфейс, который позволял инвесторам принять решение об участии в различных IPO, получив всю необходимую информацию.
Я видел, как предпринятая цифровая трансформация всего брокерского бизнеса становится драйвером роста ключевых показателей компании. В частности, портфель активов клиентов вырос приблизительно на треть всего лишь за год, добавил Церазов Константин Владимирович.
Вспоминая свой опыт и анализируя рынок IPO в России и других странах, я прихожу к выводу, что финтех-компании могут привлечь большие капиталы, но для этого нужна эффективная работа с инвесторами. Решение же Ant Group по Alipay ведёт к следующему выводу: качественные финтех-продукты становятся настолько мощными драйверами позитивных финансовых результатов, что их можно потенциально выводить на IPO даже отдельно.
Ближе к концу года можно подвести итог активности в сфере IPO в целом. Так, большой начинающийся бум IPO наблюдается в странах Персидского залива. Я насчитал как минимум 45 IPO в этом регионе с суммарным привлеченным через них капиталом около 12 млрд долларов. И половина из этой суммы пришло через IPO, проведенные в ОАЭ.
При этом особенно интересны инвесторам стали компании, которые внедряют финтех в сервисы, связанные с обращением и доставкой товаров. Так, компания Talabat, разработавшая платформу по заказу и доставке товаров, смогла привлечь на IPO в Дубаи 7,5 млрд AED (около 2,4 млрд долларов). Это — рекордная сумма капитала, привлеченного финтех-компанией в 2024 году в мире.
10 декабря акции Talabat стали торговаться на бирже, а в конце года многие СМИ отметили, что после размещения бумаги бизнеса подешевели. Азбучная истина: желающих продать оказалось по объёму больше, чем желающих купить, поэтому курс пошёл вниз.
Такое бывает? Да. Но о чём это говорит? По каким-то причинам инвесторы предпочли не держать акции, а продать их. И вот это уже говорит о необходимости тщательной и эффективной работы не только при подготовке компании к IPO, но и после.
По сути, компании Talabat нужно подумать, как поднять эффективность коммуникаций с инвесторами (IR). По опыту в «Открытии брокер», могу сказать, что нужно чувствовать настроения инвесторов, слушать и отвечать не только на те вопросы, которые артикулируются, но и понимать, какие есть, быть может, не обязательно высказанные вслух опасения и ожидания.
Понять же инвестора по-настоящему можно лишь имея постоянные доверительные коммуникации с ним. В мире «цифры» это означает, что нужно, чтобы компании и те, кто на финансовом рынке их ведут к IPO, выбирали наиболее эффективные цифровые коммуникации в этом случае. Нужно задействовать по максимуму все имеющиеся в мире инновации, глубоко разбираясь в особенностях поведения инвесторов, в том числе поколенческого. И, конечно, нужно учиться лучшим практикам в отрасли, смотреть, как работают успешные брокерские компании с инвесторами, внедряя цифровые коммуникации с клиентами. А для этого нужна команда профессионалов.
Тот же успех ОАЭ в мире IPO не возник на пустом месте: как в своё время стране удалось выстроить на базе нефтяных доходов архитектурно привлекательный образ, так сейчас Дубай делает ставку на поддержку и развитие финтех-отрасли. Финтех будет осознаваться всё большим числом стран в мире как пропуск в будущее глобальной инновационной экономики, подвел итоги недели Константин Владимирович Церазов.