Блог им. JurijShabalov

Газанул по полной: глава МИДа Швеции требует внести в пакет санкций ЕС запрет СПГ из России

Очередной удар по экспорту энергоресурсов из РФ планируют нанести в ЕС в 14-м пакете антироссийских санкций. Решив, что запрета на продажу Москве СПГ-танкеров маловато будет, было решено банить продажу самого сжиженного газа. Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём считает такое решение «одним из самых важных шагов».
 Газанул по полной: глава МИДа Швеции требует внести в пакет санкций ЕС запрет СПГ из России

«Как-то давно мы санкциями по России не хлестали», — подумали в Евросоюзе, и начали записывать, какие бы еще прибыли Кремля можно было бы отобрать у «страны-бензоколонки». Так газ! А чего газ, нам же «Северные потоки» подорвали какие-то неизвестные типы, чего за него переживать? Так сжиженный то продолжают возить!

Ну и понеслась. Страны Евросоюза планируют включить в 14-й пакет антироссийских санкций запрет на поставки СПГ. Главному в стране по производству СПГ «Новатэку» слова шведского дипломата — как серпом по самому важному.  

— Принятие 14-го пакета санкций [против России] — это один из самых важных шагов. Мы намерены включить [в него] запрет на импорт сжиженного природного газа, — заявил министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём приехав на встречу глав МИД и министров обороны объединения в Люксембурге.
Газанул по полной: глава МИДа Швеции требует внести в пакет санкций ЕС запрет СПГ из России


Билльстрёму не впервой катить бочку на российскую энергетику. Именно он на прошлой неделе заявил о необходимости утверждения новых правил в странах Северной Европы для предотвращения возможной «экологической катастрофы» в Балтийском регионе из-за использования устаревших и непригодных танкеров Российской Федерации. Если вкратце, он изо всех сил борется, чтобы Москве прикрыли лавочку с теневым флотом, который позволяет ударно обходить потолок цен на нефть. Про деньги дипломат тогда, конечно не говорил, только в лучших традициях Греты Тунберг переживал за экологию, которую вот-вот обрушат ржавые советские корабли, переполненные чёрным золотом. Пройдя катком по танкерам, швед решил торпедировать и газовозы.

После такого выступления шведского дипломата в «Новатэке» резко ухудшилось настроение. Хотя, казалось бы, ничто не ново под луной. В конце 2023-го Брюссель предложил любой стране ЕС запрещать доступ компаниям из России и Белоруссии к своим газопроводам и терминалам СПГ. Перед Рождеством иностранные акционеры «Арктик СПГ-2» (французская TotalEnergies, китайские CNPC и CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC) объявили форс-мажор по участию в проекте. И это когда первая линия уже готова производить СПГ, к 2026г здесь могли производить почти 20млн т.
Газанул по полной: глава МИДа Швеции требует внести в пакет санкций ЕС запрет СПГ из России

Сейчас в мире строится несколько крупных СПГ-проектов, и у «Новатэка» была отличная фора по времени, чтобы занять свою нишу на рынке, пока все остальные будут доходить до кондиции. Так что неудивительно, что компании активно ставят палки в колёса в тот самый момент, когда можно как следует раскрутиться. Все помнят высказывания помощника госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетта, заявившего про «Арктик СПГ-2»: «Наша цель — убить этот проект. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7». Пока вектор движения не меняется.

Единственный плюс, если запрет на российский СПГ всё-таки начнёт действовать, то с отложенным вступлением в силу — конкурирующие строящиеся заводы пока не введены в эксплуатацию, а обрезать себе последний источник энергоресурсов для ЕС чревато повторением газового кризиса, разразившегося во второй половине 2021г. Так что пока «Ямал СПГ» активно снабжающий Европу и Азию газом ещё потрудится.
Газанул по полной: глава МИДа Швеции требует внести в пакет санкций ЕС запрет СПГ из России


Понятно, что на фоне таких новостей, акции Новатэка и без того катящиеся весь 2024год под откос (проблемы «Арктик СПГ» только усугубились отказом Южной Кореи продавать России танкеры, построенные специально под транспортировку газа), лишь усилят своё движение вниз.
Газанул по полной: глава МИДа Швеции требует внести в пакет санкций ЕС запрет СПГ из России
Ставит ли санкционный пакет, если он будет принят (после событий выходного дня никто уже не сомневается, что спираль конфликта с Украиной будет раскручиваться дальше), на будущее «Новатэка» как такового? Нет, конечно. Ждём сообщений об открытии новых СПГ-месторождений в Индии или Гонконге. А что, гонконгская нефть марки Urals пользуется большим спросом, чем газ то хуже. Но шведское выступление, безусловно, подпортило утро Леониду Михельсону. 

Предыдущий, 13-й пакет санкций против России был принят в феврале этого года, и он карал 106 физических и 88 юридических лиц из РФ и ряда других стран, включая Индию, Казахстан, Китай, Сербию, Таиланд, Турцию, Шри-Ланку. Когда заработает 14-й пакет пока не понятно.   
★4
27 комментариев
черти
avatar
Ну Арктик-СПГ 2 возить на восток, это был заранее утопический проект, т.к. организовать круглогодичную транспортировку СПГ, по Севморпути на восток в Китай просто невозможно в силу природных условий. Думаю поэтому и американцы  и говорили, что не дадут ему осуществится, они знали просто заранее, что это невозможно сделать, даже не мешая нам. Легко говорить гоп, когда уже перепрыгнул.
 Но а вывозу СПГ на запад, ничего сильно не помешает, и рано или поздно, лет через 5-7 всё наладится думаю. Новатэк с Арктик-СПГ 2 будет возить грузы на запад, но а на восток понятно, что никогда не получится возить, да и не надо, выигрыша экономического при хождении судов на восток по Севморпути никакого по факту нет, или он ничтожен, не стоящий внимания.
avatar
Олег Ков, вот сегодня Потанин рассказал в интервью, что будут возить из Норильска через СВМ медную руду в Китай, потому что там решили завод открывать. Речь идет о ближайших 4 годах. Думается, перевозки не будут ограничены несколькими месяцами в году.
avatar
Юрий Шабалов, По СМП вы наверно имели ввиду. Круглый год Потанин не сможет это делать, сейчас он все свои грузы возит исключительно на запад, впрочем это делается ещё с 70-х годов. Возит почти не используя ледоколы т.к. на запад от Енисея вокруг Новой земли круглый год слабая ледовая обстановка, и у него есть суда с хорошим ледовым классом, а Баренцево море так почти вообще не замерзает зимой на пути следования судов.
avatar
Олег Ков, а какже глобальное потепление и ледоколы? неужели если у михельсона появятся газовозы такого класса, не будет поставок на восток?
avatar
Tonikvzakone, В летние и осенние месяцы думаю возможно, но пока даже танкеры ледовые строить некому, южнокорейцы отказались, а у нас нет соответствующих технологий и компетенций. А про потепление тут так, один год потеплело, а другой поморозело, так что это случай. Лет через 200 возможно будет может и обычному судну пройти, а пока даже с ледоколом это геморрой ещё тот, по себе знаю. 
avatar
Олег Ков, ерунда, найдут другие пути. Предлагаю несколько.
Самый простой — подводные лодки. Купит Потанин у МиОбороны списанную субмарину, переделает и вуа-ля, вези куда хочешь круглый год :-).
Есть другой путь, ещё более инновационный, так сказать, и быстрый. С этих же подлодок, прямо из надводного положения выстреливает списанную Булаву или Тополь-М в адрес получателя, который не хочет получать груз обычным способом. Чушка никеля или палладия доставляется получателю без задержек и точно по адресу (с круговым отклонением метров десять). :-).
Михаил Афонский, )))
avatar
Олег Ков, чтобы так утверждать, скажите: вы эксперт или моряк?
avatar
Khjv, Я 30 лет как в море хожу, имею диплом КДП, и на ледоколе работал и на транспортных судах с ледовым классом и без, и сам много раз ходил и в караване за ледоколом и в самостоятельном ледовом плавании по Севморпути. Знаю там обстановку не по наслышке.
avatar
Олег Ков, так, к 2030 г. будет построена определенная группировка ледоколов, которая будет выстроена вдоль СМП на восток с определенным интервалом. По вашему мнению это бесполезные усилия? 

Это понятно, что сейчас до бухты Север зимой движение ограничено в т.ч. из-за количества ледоколов, но еще и нет тех грузов, на которые СМП рассчитан. Арктик СПГ 2 первенец в этой семье. 
avatar
Khjv, Моё мнение, что никогда круглогодичной навигации по СМП на восток в сторону Китая и обратно не будет, даже при наличии любого числа ледоколов. Это просто экономически не выгодно. Во льдах даже самый мощный ледокол прямо не ходит, он идёт обходя толстые ледовые поля, в результате путь увеличивается в 1.3-2 раза, кроме того идут суда обычно со средней скоростью до 4-6 узлов, а иногда и вовсе останавливаются, застревают,  т.е. в среднем будут идти в 2-3 раза медленнее, чем по чистой воде, при этом топлива тратится больше, чем если бы судно шло полным ходом без льда. Кроме того суда, время от времени будут иметь повреждения винто-рулевой группы или двигателя, а ставки страховщиков будут в разы выше, да и оплата работы ледоколов прилично стоит, также напрочь отсутствуют службы сопровождения и обеспечения навигации, даже нет промеров глубин, — всё вышеперечисленное сводит на нет всю экономическую целесообразность ходить по Севморпути на восток от Енисея. Гораздо проще, безопасней, дешевле и без рисков везти груз традиционным путём на запад, через Ла-Манш, Гибралтар и Суэц.
  Тем более что на восток от Енисея ледовая часть Севморпути в 4 раза примерно длиннее, чем на запад от Енисея, и там лёд крепче и его больше, даже летом.
   Я бы на месте Михельсона отказался от планов перевозки СПГ на восток в Китай по Севморпути, это ошибочная идея, его можно сказать бог отводит от этого шага, но первому лицу государства уже доложено, что это возможно, поэтому думаю, может даже в убыток себе, но будут продолжать эту тему, но в конце концов так ничем и закончится этот авантюрный проект.
avatar
Khjv,
Там вопрос «логистики».
смп это как трамвайная ветка через весь город с двумя остановками — на конечных. Экономически никому такой бизнес-план не сдался с такой «рентабельностью». А медведям с тремя чукчами «по пути» все эти тысячи км та «руда» тем более не вкакалось. Не говоря уже про какую-нить дичь, типа — зерно с кубани составами в архангельск, оттуда по смп в китай.
В отличие от устоявшихся международных путей со 100500 любых вариантов логистики через десятки стран на этих же тысячах км. И ассортиментом ни разу не сырьё одно и то же за шапку сухарей оптом.
Ничего кроме внаглую уже откровенного дерибана с вывозом ресурсов хоть куда-то, напоследок.
приплыли
avatar
Олег Ков, было невозможно до появления ледоколов классов 22220 и 10510 («Лидер»), и газовозов повышенного ледового класса. Более того для этих судов минимум три года разрабатывалась навигация для круглогодичного прохода с использованием новейших технологий в том числе информационных. Американцы хотят погубить проект потому что это катастрофа для их экономики, если цскмс начнет штамповать крупнотоннажники по всей арктике и возможно даже в антарктиде.
Алексей Краснов, По планам Новатэка давно уже должны бегать танкеры на восток в Китай, но увы, этого не произошло и не произойдёт, возможны только единичные проходы, проведут с десяток танкеров если даже в будущем, то потом подсчитают и поймут отсутствие экономии, а значит и целесообразности этого маршрута, в этом я уверен на 100%. Никакой даже самый современный ледокол не способен идти по ледяному полю толщиной 3-4 метра напролом без остановки, он сможет только,- разбежался прошёл на 200 метров, потом полный назад и опять полный вперёд и ещё 200 метров и так очень много раз… никому такая проводка не нужна.
avatar
Олег Ков, с чем бы они бегали, если Ямал СПГ на долгосрочных контрактах, а Арктик СПГ2 еще не запущен даже. В этом году их флот пополнится пятью газовозами для ямальских проектов. 4м как раз по силу «лидеру». Выгода будет огромная, когда два двадцатитонника начнут гнать в Азию СПГ. Арктические газовозы будут ходить только до Камчатки, а там газ будут переваливать на суда попроще.
Алексей Краснов, Ну посмотрим, долго только ждать придётся.))
avatar
Олег Ков, чего ждать? Один завод уже работает, второй на 2/3 запустят в этом году, а к 27 на всю будет работать. В мурманске потому и ставят следующую выпущенную на цскмс линию, чтобы ямальские заводы освободить от продажи на запад.
Алексей Краснов, Я про транспортировку спг от Енисея на восток. нынче так даже попыток не будет думаю, да и постепенно похоронят этот маршрут.
avatar
Олег Ков, До камчатки будут ходить. А там перевалка на суда попроще.
Алексей Краснов, Это само собой. Главное до Камчатки дойти)
avatar
Запад делает всё системно и методично…
avatar
Makstrade, это экономическая война.   Мы тоже отвечаем. Переориентируемся на Восток и Юг. Купили флот танкеров. Делается куча шагов, которые не видны.
Но как и в любом столкновение, убытки будут у обоих сторон.
Сергей Кузнецов, 
Запад работает на опережение...
Переориентация на Восток не помогла закрыть обьемы, которые поставлялись в Европу и даже наш «друг» Китай стал блокировать транзакции в юанях.
Многие танкеры уже попали под санкции и порты не хотят их обслуживать
Если шаги не видны, то почему пишите о том чего не видите
Убытки, как и цыплят по осени условно надо считать с учетом в том числе и того, как закончится СВО
avatar
Сергей Кузнецов,
Запад воюет «ресурсами»(сырье, технологии, рабсила и пр) всего мира — выкачиваемыми существующей системой «миропорядка».
avatar
Я тоже беспокоюсь насчёт системности запада. Надеюсь, что наши тоже максимально просчитывают.

PS с цыплятами по осени согласен
Сергей Кузнецов, Я также как и вы вот уже 10 лет с надеждой смотрю на наш тонущий медленно корабль, он уже погрузился ниже ватерлинии, но ещё на ходу, рулевой на мой взгляд уже понимает, что пора как то изменить курс, иначе можно сесть на камни и потерпеть кораблекрушение, пока нам удаётся из последних сил лавировать между скал в узких проходах, но хотелось бы уже выйти в открытое море и чтобы был штиль, а не постоянные шторма.)
avatar

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн