По последним данным, проблема переизбытка складов китайских автомобилей в России начинает решаться, поскольку объемы складских запасов начали снижаться. Согласно оценкам компании «Газпромбанк Лизинга», к концу февраля на складах России находилось около 100 тыс. китайских автомобилей. Этот объем формировался из машин, заказанных еще осенью и призванных удовлетворить спрос, который впоследствии снизился из-за повышения ставки Центрального банка и увеличения стоимости финансирования.
Избавляясь от избыточных запасов, дистрибьюторы применяли различные меры, такие как скидки и субсидии на программы лизинга и кредитования. К началу марта такая политика привела к снижению объемов стока, что свидетельствует о том, что ситуация постепенно нормализуется.
Директор департамента продаж новых автомобилей в компании «Рольф» Николай Иванов отмечает, что ситуация улучшилась, в том числе потому, что дистрибьюторы осознали финансовые трудности дилерского бизнеса. Многие из них прекратили отгрузки автомобилей до тех пор, пока рынок не нормализуется.
По итогам 2023 года Китай экспортировал 5,26 млн автомобилей, став крупнейшим в мире автоэкспортером, обогнав Японию почти на 1 млн машин. И это при том, что еще в 2019 году Китай экспортировал менее миллиона машин в год, а 10 лет назад над китайскими автомобилями все смеялись.
В этом выпуске мы поговорили о том, как Китай стал главным экспортером автомобилей в мире и как на этом заработать простым инвесторам.
Приятного просмотра!
00:00 Введение
00:35 История китайского автопрома
02:28 Как Китаю помогла Россия и кто главный китайский автоэкспортер
03:53 Как китайские электрокары захватывают мир
05:28 Как Китай помогает своим автопроизводителям
07:32 Как китайскому авторынку помогает жесткая конкуренция
09:04 Главный фактор, сделавший Китай мировым лидером
10:36 Перспективы китайского автомобильного рынка
14:04 Почему китайские автомобили не продаются в США
15:15 Как на этом заработать инвестору
16:59 Обзор BYD
18:30 Обзор Geely
19:23 Обзор Li Auto
20:31 Обзор XPeng
21:07 Обзор NIO
22:01 Сравнение с Tesla
Попытка российских властей наладить производство китайских автомобилей под маркой «Москвич» обернулась провалом.
Бывший завод Renault в Москве, способный производить 180 тыс. машин в год до перехода в собственность столичных властей, выпустил в 2023 году лишь 31 тыс. автомобилей, следует из данных «Автостата». Все произведенные машины были вариациями моделей китайской JAC, которую подавали в качестве «Москвичей».
В частности, компактный кроссовер «Москвич 3» и его электрическая версия «Москвич 3е» являются вариантами китайских JAC JS4 и iEVS4. В свою очередь лифтбек «Москвич 6» — это версия китайской Sehol A5 Plus, суббренда JAC Motors.
Из 31 тыс. произведенных методом крупноузловой сборки машин «Москвич» смог продать чуть меньше половины — 15,3 тыс. автомобилей. В результате убыток завода вырос за год в 3,6 раза, до 8,6 млрд руб., говорится в отчетности «Москвича».
Американцы любят большие размеры, и не только фаст-фуд. Они предпочитают огромные внедорожники и пикапы небольшим автомобилям.
По данным исследовательской компании JATO Dynamics, в 2023 году в путь отправится около 8,7 млн автомобилей, что составит более половины всех продаж новых автомобилей.
Хотя европейские автомобили также становятся больше, американские по-прежнему уверенно лидируют: в 2022 году средний автомобиль, проданный в Америке, весил 1857 кг, что почти на 20% больше, чем в среднем по Европе. Широкие дороги и большие парковочные места учитывают такое предпочтение тяжелых поездок, как и закон.
Но лазейка, которая на протяжении почти 50 лет стимулировала продажи больших автомобилей, скоро будет закрыта. Заставит ли это американцев покупать автомобили меньшего размера?
В 1973 году арабские страны-производители нефти сократили поставки нефти в Америку, чтобы наказать ее за поддержку Израиля в войне Судного дня: последовал резкий рост цен на топливо, длинные очереди на заправочных станциях и глубокая рецессия. В 1975 году, в ответ на кризис, федеральное правительство ввело стандарты экономии топлива для автопроизводителей.
Германский производитель автомобилей класса люкс Porsche AG планирует завершить продажу российских дочерних компаний до конца 2024 финансового года. Об этом говорится в отчетности производителя за 2023 год.
«Porsche AG по-прежнему намерена продать три российские дочерние компании», — сказано в отчете. При этом отмечается, что продажа российских активов обсуждается с конца 2022 года.
«Ожидается, что проект по продаже будет завершен до конца 2024 финансового года в связи с изменением внешних условий», — подчеркнули в Porsche AG.
Источник: tass.ru/ekonomika/20215465
Автозавод «Москвич» планирует найти второго китайского партнера помимо JAC Motors в текущем году, сообщил источник РБК, знакомый с планами завода. По данным источника, переговоры ведутся с несколькими компаниями, некоторые из которых еще не присутствуют на российском рынке.
С начала 2023 года на заводе в Москве производят автомобили JAC под маркой «Москвич». В прошлом году завод выпустил 31 тыс. автомобилей, но продал только 15,3 тыс. машин. Выручка завода увеличилась, однако убыток также вырос.
По данным на начало текущего года, завод уже реализовал более 1740 автомобилей. Цены на модели «Москвича» в марте были снижены впервые, кроме электрических, что привело к увеличению продаж.
Завод планирует произвести 22 тыс. автомобилей в этом году, хотя его производственные мощности рассчитаны на 180 тыс. автомобилей в год. В 2025 году завод также начнет производство нового российского электромобиля «Атом».
Поиск второго китайского партнера был начат еще в прошлом году, но завершился неудачно. Если поиск не принесет результатов и в этом году, заводу придется отложить локализацию на более поздний срок.
Отношение к перспективам массового внедрения электромобилей в нашей стране зачастую является скептическим. Раньше я тоже так считал. Аргументы были, в принципе, стереотипными. Это непригодные климатические условия, нецелесообразность заряжать автомобили, когда есть доступ к дешевому (по мировым меркам) топливу. И, конечно, политическая подоплека — агрессивное насаждение Западом электромобилей как неотъемлемой составляющей «зеленой повестки».
Летом прошлого года я сильно погрузился в изучение данной темы (заодно затронул т.н. возобновляемые источники энергии). Тем более был финансовый интерес. Забегая вперед, скажу, что по итогам практически непрерывного двухнедельного анализа принял решение инвестировать в компанию, занимающуюся развитием инфраструктуры для электротранспорта. Это молодая компания Hyper. Сейчас её акции купить уже невозможно, так как раунд pre-IPO закрыт, поэтому не сочтите за рекламу, взять все равно ничего уже не получится даже при желании :)
Действительно, электромобили были вписаны в «зеленую повестку» Запада, но, во-первых, как элемент создаваемой цепочки, которая начинается с ВИЭ. Во-вторых, через «зеленые» технологии Запад хотел дать импульс развитию собственной стагнирующей промышленности, как это было в 70-е годы с темой энергосбережения и энергоэффективности.
Согласно данным агрегаторов объявлений о продаже автомобилей, средние цены на новые легковые автомобили в России за январь-февраль 2024 года снизились на 1-3% по сравнению с концом 2023 года. Этот тренд отмечается впервые с весны 2022 года.
По данным «Авто.ру», за два месяца 2024 года средняя стоимость нового легкового автомобиля снизилась на 2,6%, составив 3,64 млн рублей. Наибольшее снижение цены зафиксировано у гибридного кроссовера Seres Aito M5, который подешевел на 14%, и обновленного Mitsubishi ASX, цена на который упала на 12%.
Представители агрегаторов объясняют небольшое снижение цен ростом предложения со стороны дилеров и охлаждением спроса со стороны потребителей. Ожидается, что цены продолжат снижаться и в марте, однако в апреле они могут увеличиться из-за изменений в правилах таможенного оформления импортируемых автомобилей, которые вступят в силу с 1 апреля 2024 года.
Рынок как новых, так и подержанных автомобилей остается стабильным в начале 2024 года. Средняя стоимость нового легкового автомобиля по данным различных платформ составляет около 3,3 млн рублей, а с пробегом — около 1,14 млн рублей.
Общественный транспорт в Китае более чем на три четверти действует на новых источниках энергии. Об этом заявил на проходящей в китайской столице сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) министр транспорта КНР Ли Сяопэн.
«Использование транспортных средств на новых источниках энергии составляет 77,6% в системе общественного транспорта Китая», — отметил министр. Он подчеркнул, что наблюдается стремительное развитие зеленого и «умного» транспорта.
Страна, уточнил Ли Сяопэн, ускоряет строительство умных автомобильных дорог, умных железных дорог и умных портов. По его словам, при этом все шире используется новое энергетическое оборудование и экологически чистая энергетика.
По словам министра, Китай построил крупнейшую в мире сеть высокоскоростных железных дорог, сеть скоростных автомагистралей и систему почтовой экспресс-доставки, а также портовый кластер мирового класса. «Потенциал Китая в области развития транспортных услуг постоянно улучшается, укрепляется сотрудничество в сфере транспорта с другими странами», — резюмировал Ли Сяопэн.
В феврале было зарегистрировано 103 тысячи новых легковых автомобилей, сообщает Минпромторг.
Это третий лучший февраль за последние 10 лет (выше было только в феврале 2020 и 2021 годов).
Рост к февралю прошлого года составил 84%.
Лидером модельного рейтинга в минувшем году стал китайский грузовик SITRAK C7H, который разошелся тиражом в 23 604 единицы. Бестселлер 2022 года – KAMAZ 43118 – на этот раз только пятый, выше него – четыре «китайца». А «в минусе» оказались оба «камаза», попавшие в ТОП-10.
5 марта 2024 года
За последний зимний месяц в нашей стране было реализовано 103 954 новых легковых автомобиля, что на 85,1% больше, чем в феврале 2023 года. Об этом сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК»* и с учетом собственной сегментации.
На российском рынке по-прежнему доминирует отечественная марка LADA, на долю которой в конце зимы пришлось порядка 28% (год назад ее результат превышал 38%), что в количественном выражении составляет 28 673 проданных экземпляра.
Лидером среди иномарок впервые стал китайский бренд Geely, автомобили которого в феврале разошлись тиражом в 12 262 единицы. Следующие семь позиций в марочном рейтинге тоже занимают «китайцы» – Haval (11 974 шт.), Chery (9 933 шт.), Changan (5 993 шт.), EXEED (3 421 шт.), OMODA (3 123 шт.), Lixiang (2 691 шт.) и TANK (2 031 шт.). Замыкает ТОП-10 японская Toyota (1 634 шт.), которая вернулась туда после трехмесячного отсутствия.
Все бренды, попавшие в число лидеров рынка, продемонстрировали в феврале положительную динамику. При этом наилучшей она оказывается у Changan (в 12,7 раза), что объясняется эффектом низкой базы. А менее других увеличились объемы реализации у Toyota (+13,6%).
Банки в феврале 2024 года предоставили рекордный объем автокредитов на сумму 171 млрд рублей, согласно данным аналитической компании Frank RG. Ожидается, что в марте этот показатель превысит 200 млрд рублей, согласно прогнозам Национального кредитного рейтингового агентства (НКР).
Согласно предварительным данным, количество автокредитов в феврале увеличилось на 28% по сравнению с январем и на 88% по сравнению с февралем прошлого года. Средний чек также вырос на 1,12% до 1,4 млн рублей.
Эксперты отмечают сохранение высокого спроса на автомобили, вызванного сокращением активности иностранных производителей. Рост цен на автомобили и увеличение среднего чека также способствуют увеличению объемов кредитования.
Ожидается, что влияние высоких процентных ставок на рынок станет заметным в апреле-мае, когда спрос снизится, а объемы выдачи кредитов значительно уменьшатся. Несмотря на это, рынок автокредитов останется одним из самых активных в сфере розничного кредитования.
Источник: www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/03/07/1024128-eksperti-zhdut-novih-rekordov-v-avtokreditovaniiHaval начал производство двигателей в России, предназначенных для локальных моделей бренда. Новый завод, расположенный в Тульской области, способен выпускать более 100 тыс. двигателей ежегодно. Хотя проект не позволит значительно увеличить уровень локализации моделей Haval, он станет очередным шагом в реализации обязательств компании в этой области.
Завод производит двигатели объемом 1,5 и 2 литра, которые используются в основном в локальной линейке концерна. Этот шаг подтверждает стратегическую ориентацию Haval на российский рынок и демонстрирует его важность для компании.
Подписанный Haval'ю специнвестконтракт (СПИК) стал ключевым фактором в развитии проекта. Завод стал первым китайским автопроизводителем, заключившим СПИК в России, что открывает доступ к льготам и компенсациям утилизационного сбора.
В 2023 году Haval увеличил продажи легковых автомобилей в России до 111,7 тыс. единиц, приблизившись к отметке в 100 тыс. машин, а объем производства составил около 100 тыс. единиц. Более половины производства приходится на кроссовер Jolion, который стал бестселлером среди иномарок в России.
По итогам февраля продажи превысили докризисные уровни (в 2022 г. – 114,3 тыс. авто, в 2021 г. – 119,5 тыс.).
• Совокупный объём продаж – 125,6 тыс., +73,5% г/г, +31% м/м
• Легковые: 103,3 тыс., +82,3% г/г, +29% м/м
• LCV: 10,2 тыс., +77,9% г/г, +45% м/м
• Грузовые: 10 тыс., +20,6% г/г, +35% м/м
• Автобусы: 2 тыс., +22,3% г/г, +72% м/м
Рост спроса связываем с волной скидок среди дистрибьютеров. Кроме того, с 1 апреля ожидается ужесточение контроля таможенных сборов. На территории ЕАЭС начнёт действовать единая система управления рисками, направленная на повышение прозрачности импортных потоков, в том числе автомобилей. Если будут обнаружены недоплаченные сборы при занижении таможенной стоимости автомобилей, то пошлина будет включена в утильсбор (который уже был повышен с 1 августа 2023 г.), что ещё повысит стоимость импортного автомобиля.
📍По итогам 2024 г. оцениваем потенциал роста рынка новых автомобилей на уровне 15–18%. Основную волну роста ждём в марте-апреле и во второй половине года.
Российские банки выдали физическим лицам на покупку автомобилей порядка 170 млрд рублей в феврале, что на 28% превысило итоги января и стало историческим рекордом за отдельно взятый месяц. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ВТБ.
«По оценке ВТБ, в феврале российские банки выдали физлицам на покупку автомобилей порядка 170 млрд рублей. Этот результат на 28% превысил итоги января и стал историческим рекордом за отдельно взятый месяц. ВТБ обеспечил четвертую часть прироста рынка, предоставив физлицам автокредиты на 37,4 млрд рублей. Это максимальный объем продаж для отдельного банка за все время наблюдений рынка», — сообщила пресс-служба.
Как отметили в банке, ВТБ сохраняет первое место в России по объему выдач автокредитов. За 2023 год рыночная доля банка по этому показателю выросла почти в три раза — до 20%. В 2024 году банк продолжает наращивать свои позиции в сегменте. По итогам февраля его доля по объему выдач автокредитов достигла 22%, увеличившись на 2 п. п. с начала года, по портфелю — на 1 п. п., до 13,5%.
В феврале спрос на легковые автомобили в России значительно увеличился, достигнув более чем 100 тыс. проданных единиц. Это увеличение составило 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и вернулось к уровню, зарегистрированному летом 2023 года. По данным аналитиков, на рост спроса повлияло наличие скидок и акций, а также расширение предложения моделей на российском рынке.
С начала кризиса в 2023 году спрос на автомобили постепенно рос, достигая пика в октябре и ослабевая после этого. Однако результаты февраля близки к уровню августа 2023 года, что свидетельствует о существенном росте интереса к покупке автомобилей.
На рынке преобладает бренд Lada, удерживая долю в 28%. Несмотря на снижение доли по сравнению с предыдущим годом, продажи Lada увеличились на 33%. Среди иномарок, Geely стал лидером с ростом продаж в 3,8 раза до 12,3 тыс. штук. Также выделяются Haval, Chery и Changan, показавшие значительный прирост в продажах.
Предполагается, что на рост продаж оказали влияние не только скидки и акции, но и эмоциональные факторы, такие как ожидания удорожания ввоза автомобилей после апрельских выборов. Активное увеличение объема предложений и новинок также способствовали росту интереса со стороны покупателей.
📊 Продажи новых автомобилей (до 3-х лет) в России в январе-феврале 2024 года выросли на 64% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 221,3 тыс. штук.
Топ-5 самых продаваемых автомобилей в России в начале 2024 года:
1️⃣Lada Granta (22,3 тыс. шт.)
2️⃣Lada Vesta (12,6 тыс. шт.)
3️⃣Haval Jolion (9,4 тыс. шт.)
4️⃣Geely Monjaro (8 тыс. шт.)
5️⃣Lada Niva (7,4 тыс. шт.)
👀 Наше видение: уход с российского рынка немецких, французских и японских автомобильных компаний, составлявших основу бюджетного сегмента автомобилей в РФ, открыл для отечественных производителей новые перспективы для развития бизнеса.
⚠️ Но при этом российские автомобильные концерны после введения санкций столкнулись с серьёзной проблемой отсутствия собственных технологий производства ряда компонентов, таких, как система ABS, автоматическая коробка передач и т.п., без которыхстало невозможно собирать многие модели автомобилей, которые успешно выпускались ранее.