— Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко Путов есть, при падающем базовом активе, я имею право постить в ленту смарта короткие топики. И передо продавец Путов должен не один, а два раза приседать. Если у меня много Путов, я имею право выкладывать скрины со сделками, и передо мной и продавец Путов должен два раза приседать и покупатель колов «ку» делать. И брокер меня не имеет права маржинколить по ночам. Никогда!
Что может вызвать следующей большой финансовый кризис? Пузырь технологических компаний, образовавшийся в течение последних двух лет? Общий коллапс на фондовом рынке (распродажам начало уже положено в 2016)? Всё это вызывает опасения. Но в авангарде — это национальные банкротства вызванные обвалом цен на нефть и сырье.
Международный валютный фонд обсуждает спасения Азербайджана, который серьезно пострадал в результате падения цен на нефть. Венесуэла в шаге от банкротства по той же причине. Эквадор — туда же. Более крупные страны могут также оказаться перед пропастью. И главные из них — Россия и Саудовская Аравия.
Мы можем в ближайшее время вернуться в полномасштабную депрессию долгового кризиса, но на этот раз она настигнет экспортеров сырья. Но, как и кризис еврозоны, этот кризис способен вызвать эффект домино не только для сырьевых компаний, но и мирового банковского сектора.
Ключевой вопрос: возможно ли с помощью реформ решить проблему страны? Ибо нет особого смысла в просто спасении страны, которая не может более полагаться на экспорт энергоносителей.
Первые трещины начинают появляться в Азербайджане, одном из крупнейших экспортеров нефти среди стран бывшего Советского Союза. Азербайджан уже ведет переговоры с МВФ о чрезвычайной помощи - кредитном пакете в размере более $ 4 млрд.
Но Азербайджан не единственная страна, которая круто попала. Экономический инвалид — Венесуэла - в течение многих лет, несмотря на богатейшие природные ресурсы, в еще большем кризисе, чем обычно. Президент уже объявил ЧП.
Затем, Нигерия. Они уже 3,5 ярда зелени запросили в виде займов от Всемирного банка и Африканского банка развития.
Что можно сказать о двух действительно больших нефтяных экономиках: Саудовской Аравии и России? Хотя в СА одна из самых низких издержек производства в мире, она имеет огромные затраты и практически нет других источников дохода.