Российский рынок акций не останется в стороне от других развивающихся рынков и также будет вынужден заплатить определенную цену за новый виток «торговых войн». Ничего не поделаешь – в условиях глобальной переоценки риска относительная дешевизна может замедлить коррекцию, но никак ее не отменить. В моде вновь гособлигации развитых стран, поэтому неутешительная статистика по динамике иностранных инвестиций в российские акции. С 15 по 21 августа нерезиденты сократили позиции на $440 млн., с начала августа суммарно – уже на $1,1 млрд. (последний раз такие же потери были в период ввода санкций).
Очередной «обмен ударами» между Вашингтоном и Пекином, состоявшийся на исходе предыдущей недели, поднимает это противостояние на более высокий уровень и приближает наступление кризисных явлений в экономике. В Германии уже официально говорят о рецессии, в Китае – резкое замедление темпов роста, в США – пока лишь разговоры об этом. Действенным для Пекина инструментом для смягчения давления «тарифов» Трампа выступает плавная девальвация юаня, а это плохие новости для рынка нефти. А это плохие новости для российских активов: рубля и котировок акций в рублях, в долларах все будет выглядеть хуже.
Если почитать американские СМИ, то можно прийти к выводу, что в «торговой войне» с Китаем Трамп вновь не смог проявить выдержку. После анонсирования четвертого раунда «тарифов» с 1 сентября последовали исключения для ряда товаров (чтобы не испортить настроение электорату в рождественские распродажи). Также состоялся телефонный разговор на тему возобновления переговоров, если верить уже китайским СМИ – по инициативе американцев. Между тем, радость не была долгой, да и поддержка движения вверх была вялой, так как инвесторы уже не верят в благополучный исход и ждут беды.
Ящик Пандоры открыт: мало кто из рыночных наблюдателей и бизнеса в целом ждет заключения «сделки» до ноября 2020 года. Во всяком случае, пока «боль» рынков и экономики не стала невыносимой. Эффект от политики «AmericaFirst» в условиях, когда Трампу дали отпор, не заставил себя ждать. Откровенно слабая статистика из Германии и КНР. Также переход долгового рынка США в инвертированное состояние (переход спреда между доходностями двух и десятилетних гособлигаций в негативную область), надежный сигнал приближения рецессии, который не обманывал в последние 50 лет. И несмотря на то, что последнее дает гандикап для рынка акций (рецессия после инверсии фиксируется не сразу, а в течение следующих 10 месяцев-2 лет) – реакция в среду говорит о том, что по крайней мере в краткосрочной перспективе сила будет с «медведями». Хотя если обратиться к рыночной статистике, то в предыдущие пять аналогичных случаев с 1978 года фондовые индексы успевали спустя месяц или даже двух лет, обновить достигнутый прежде пик.
Долговой рынок шлет инвесторам тревожный сигнал: период роста американской экономики близок к концу. Инверсия доходностей (показатель 10-летних бумаг оказался ниже показателя 2-леток) на протяжении последних 50 лет ни разу не подводил, предупреждая в, среднем за полтора года до наступления кризиса. Времени в запасе, казалось бы, вагон и маленькая тележка, но с текущим набором потенциальных шоков ориентироваться на то, что было раньше в истории, едва ли будет разумной стратегией. Ситуация в негативном ключе может развиваться гораздо быстрее.
Экономика Германии, Италии уже на грани рецессии, в Китае – резкое замедление оборотов, а есть еще неопределенность на Ближнем Востоке, Гонконге, возможность hardBrexit. И конечно, же, политика Трампа, который своими действиями бросает рынки то в холод, то в жар. Как итог: до конца года рынок рассчитывает на три понижения ставки от ФРС. Из-за смягчения риторики в «торговой войне» с Китаем и разочаровывающих макроэкономических данных по еврозоне и КНР доллар перешел в тактическое укрепление, но в перспективе до конца лета больше шансов на то, что мы увидим возвращение американской валюты к недавним минимумам.
Четвертый раунд тарифов в отношении импортируемых из Китая товаров, анонсированный президентом США Трампом, вызвал резкое неприятие риска на мировых финансовых рынках. Инвесторы оказались застигнуты врасплох и в настоящее время скрупулезно оценивают дальнейшие перспективы акций и целесообразность сохранения их прежней доли в инвестиционных портфелях. В ближайшие недели, вероятно, смещение фокуса в пользу акций тех секторов, которые воспринимаются как более безопасные в период рыночной турбулентности. В числе таковых акции компаний сектора здравоохранения. В этой категории особняком стоят акции компании Biogen, обладающих самой низкой относительной оценкой (всего 8,8 годовых прибылей), при том, что по итогам года прибыль компании, по оценкам Уолл-стрит, вырастет на 18,7% почти вдвое выше, чем в среднем по рынку (9,9%).
Подобная ситуация возникла из-за отказа менеджмента в марте от дальнейших исследований препарата против болезни Альцгеймера aducanumab, что вызвало крайне болезненную реакцию рынка – за одну торговую сессию капитализация компании сократилась почти на 30%. Руководство компании с тех пор решило внести коррективы в стратегию и диверсифицировать франшизу лекарств против множественного склероза препаратами в области иммунологии и офтальмологии и сделать крупную ставку на генотерапию. С этой целью была поглощена компания Nightstar Therapeutics с двумя препаратами против наследственных заболеваний сетчатки на поздней стадии клинических испытаний. Следствием этого стратегического крена стало временное уменьшение расходов на НИОКР, что сделало компанию более гибкой на арене сделок слияний и поглощений (за последние 2,5 года компания поглотила 11 более мелких конкурентов) и в вопросе выкупа акций. За последний квартал компания выкупила своих акций на $2,4 млрд., а их количество в свободном обращении за последний год сократилось на 8,1%. Подобные действия наряду с хорошими операционными показателями позволили менеджменту не только сообщить о результатах за IIкв. выше ожиданий, но и улучшить прогнозы по итогам года.
Держателем российских акций впору всерьез заволноваться, ведь динамика их благосостояния теперь еще больше зависит от успеха шагов Саудовской Аравии по стабилизации нефтяного рынка. «Тихая гавань» в глазах нерезидентов уже не выглядит таковой в условиях обострения «торговой войны» между США и Китаем. И подтверждение истинности пробоя $60 за баррель Brentвниз может подтолкнуть к продолжению «выхода» из фондов акций (за неделю до 7 августа отток стал вторым с 2014 года). На минувшей неделе лишь сильная техническая перепроданность остановила откат, но «пауза» может оказаться недолгой. Покупатели в текущих условиях не спешат ломать сложившуюся техническую картину, которая предрекает, что рынок в рублях может вернуться к уровням начала весны, к 2500 пунктам.
Эр-Рияд рассматривает все опции. Эр-Рияд поставит нефть в США в сентябре на 300 тыс. барр/сутки меньше того, что запрашивали покупатели. Эр-Рияд уточнил сроки IPOSaudiAramco(2020 год). Министр нефти страны встретился со коллегой из США, и оба заявили о незаинтересованности в дальнейшем падении цен. Но отчет МЭА констатировал суровую правду: в январе-мае прирост потребления составил 520 тыс. барр/сутки, минимум с 2008 года; текущий прогноз по итогам года в 1,1 млн барр/сутки, вероятно, и дальше будет пересматриваться вниз. При этом прирост добычи идет опережающими темпами. А тут еще Трамп не собирается угомониться и уже говорит о том, что в сентябре, когда уже вступит в силу четвертый раунд «тарифов», может и не быть встречи с китайцами.
События последних дней не оставляют сомнений в том, что второе полугодие будет крайне непростым для американского рынка акций. Перемирие между США и Китаем, резко оборванное угрозами Трампа ввести 10%-ные пошлины на товары объемом $300 млрд. из КНР, перерастает в серьезный конфликт. В Пекине не поддаются давлению и готовы «сражаться до конца», призывая Вашингтон не выступать с позиции силы. Покупки американской сельхозпродукции прекращены, выдача лицензий на работу с китайской Huawei отложены на неопределенный срок.
Новым аргументом в уравнении стал юань, который пересек психологически важный рубеж в 7 юаней за доллар, позволив Казначейству США придать Китаю статус «валютного манипулятора». Рынок начинает расставаться с иллюзиями, что торговый конфликт удастся решить до ноября 2020 года, когда США выберут президента. Экономисты уже не стесняются называть вещи своими именами, характеризуя торговый конфликт войной. После наихудшей торговой сессии в понедельник Уолл-стрит сумел свести потери к минимуму, но последующие дни и недели едва ли позволят закрепить этот успех.
Неубедительное и оставляющее много вопросов выступление главы ФРС Джерома Пауэлла по итогам последнего заседания нашло объяснение. Практически сразупосле снижения ключевой ставкивопреки здравому смыслу и больше для соответствия созданных самим же Пауэллом ожиданий президент Трамп объявил о четвертом раунде повышения пошлин на товары из КНР.
Лидер США добился своего: решения монетарных властей теперь привязаны не к макроэкономическим данным, а к динамике экономик за рубежом и неопределенности в торговой сфере, которую он сам же создает. Теперь ФРС Трампу «союзник», хотя и с натяжкой, у Трампа развязаны рукидля агрессивных действий. Трамп видимо убежден в том, что в ближайший год с небольшим он не растеряет имеющийся запас прочности, который позволит победоносно вернуться в Белый дом. Ведь ФРС если что «подстелет соломки», ведь Пауэлл допустил, что понижение, возможно, понадобится не одно. В Белом доме, например, считают, что до конца года ФРС желательно было бы опустить стоимость денег еще на 0,75%(советник по торговой политике Наварро).