Брюссель. 21 февраля. FINMARKET.RU — Судьбу Греции, волновавшую всю Европу и инвесторов, решили поздним вечером за закрытыми дверями.
Греция получила пакет помощи на €130 млрд, она, скорее всего, избежит дефолта в конце марта и не покинет пока зону евро. Чего ей это стоило, чиновники ЕС сообщать не стали, шампанское — по крайней мере прилюдно — не открывали.
Торжества выглядели бы неуместно: в самой Греции продолжается бунт против условий соглашения, а сами спасители страны уверены, что новый пакет помощи все проблемы не решит, передает Reuters.
С помощью пакета помощи в €130 млрд министры финансов намерены лишь временно стабилизировать ситуацию. Чтобы выйти из кризиса, Греции потребуется десятилетие.
Подробнее:
news.mail.ru/politics/8149901/
Основные положения плана сокращения бюджетных расходов собрали в один список в агентстве Reuters.
Программа экономии должна быть принята в виде поправок в бюджет до марта. А в июне правительству придется принять еще один план сокращения расходов на 2013-2015 годы общим объемом 10 млрд евро.
Утвержденное сокращение расходов: на 1,1 млрд евро сократятся выплаты на здравоохранение, еще на 400 млрд — государственные
инвестиции, статьи «оборонные расходы», а также расходы на пенсии и центральное правительство сократятся на 300 млн евро каждая.
Дополнительные 325 млн, из-за которых Греция чуть было не лишилась помощи которые были «расписаны» в воскресенье: расходы на оборону снизятся еще на 100 млн, сокращение зарплат госслужащих — 90 млн, а еще на 135 млн сократится бюджет министерств здравоохранения, труда и внутренних дел.
Урежут также и пенсии, но только те, которые превышают 1300 евро в месяц.
К третьему кварталу этого года греческие банки должны увеличить основной капитал на 9%, а ко второму кварталу 2013 года — на 10%. Для этого может понадобиться поддержка государства. В обмен банки должны будут предоставить ему акции либо конвертируемые в акции облигации.
К концу 2012 года доходы от приватизации, начатой в июне 2011 года, должны составить как минимум 4,5 млрд евро, к концу 2013 года — 7,5 млрд, а к концу 2015 — 15 млрд. Первоначально от приватизации планировалось выручить 50 млрд.
В этом году должен быть опубликован список компаний, который будут приватизированы, в него войдут газовые компании DEPA и DESFA, а также производитель бензина Hellenic Petroleum. Их можно будет продавать частями, если же покупателей не будет найдено, то их будут банкротить.
Минимальный размер оплаты труда сократится на 22% с 750 евро в месяц до 585 евро. Больше всего от этого пострадает молодежь: для нее минимальный размер оплаты труда сократится на 32% до 510 евро. В Греции зарплаты повышались автоматически в зависимости от стажа — это правило также будет ликвидировано.
Почти 15 000 человек окажется в «трудовом резерве». В этом году они будут получать 60% от своей зарплаты, а через год будут уволены. К 2015 году количество госслужащих будет сокращено еще на 150 000 человек: вместо 5 уходящих на пенсию чиновников будет нанят один новый сотрудник.
Необходимо снять различные ограничения на вход в профессии, например, для медработников, бухгалтеров, туристических гидов и агентов по недвижимости.
В 2012 дефицит бюджета не должен превышать 2,6 млрд евро, а к 2014 году должен быть получен профицит в 9,5 млрд. Срок может быть сдвинут на 1 год, если экономический рост окажется слабым.
Утвержден экономический прогноз: 2012-2013 годах экономика ежегодно будет сокращаться на 4-5%, а в 2014-2015 годах рост составит 2,5-3%. Экономисты оценивают эти требования диаметрально противоположно.
Одни уверены, что «воздержание» — панацея от всех бед — только так можно решить долговой кризис. Другие призывают не загонять Грецию в тупик и оставить ей средства на дальнейшее развитие, быстрый экономический рост позволит быстрее снизить госдолг.
Позиция скептиков (среди них — Нобелевский лауреат Пол Кругман) проста: только повышенные госрасходы могут перезапустить рост экономики, только быстрый рост может сократить долг. Снижение госрасходов — путь к дефолту через рецессию.
Два профессора экономики — Жан-Карло Корсетти из Университета Кэмбриджа и Жерно Мюллер из Университета Бонна — среди тех, кто возражает Кругману и прочим неокейнсианцам:, преодолеть долговой кризис можно лишь с помощью экономии.
Дело в том, что высокие расходы — суверенный риск, который ухудшает условия заимствования, а они, в свою очередь, повышают суверенный риск — государство, таким образом, попадает в ловушку. Без снижения расходов не обойтись, но устраивая его, нужно помнить следующее:
1. Влияние денежных и налоговых стимулов при высоком госдолге ограничено.
2. На страны, оказавшиеся в долгом кризисе, влияют ожидания рынков. Инвесторы, например, уверены, что рост экономики окажется слабым, а из-за этого не будут выполнены планы по снижению бюджетного дефицита. Рынок на эти ожидания отвечает ростом премии за риск. Чтобы избежать кризиса доверия, политика сокращения расходов должна быть проциклической — ожидаемому сокращению выпуска в экономике должно предшествовать сокращение расходов бюджета.
3. Чтобы не потерять доверие инвесторов, правительство должно последовательно поддерживать меры по сокращению дефицита бюджета. Например, законодательно одобрить программы экономии.
Для того чтобы предотвратить распространение премии за риск суверенных заемщиков на бизнес, нужно рекапитализировать банки, а также снизить доходность по гособлигациям. Европейский ЦБ доказал, что это возможно с помощью простого вливания денег — имеется в виду размещение 3-летних кредитов европейским банкам, часть средств пошла на покупку ими облигаций проблемных стран еврозоны.
Однако большинство экономистов считает, что решить экономические проблемы греческому правительству и ЕС не удастся любом случае. Есть и такие, кто предлагает покончить с дорогостоящим и мучительнм спасением прямо сейчас.
Майк Шедлок, известный инвестор, а также автор популярного финансового блога: уверен, что Греция рано или поздно выйдет из еврозоны. И не одна.
«Греция будет находиться в безнадежной ситуации, пока не выйдет из еврозоны». Тройка греческих кредиторов — МВФ, ЕЦБ и ЕС фактически уничтожили Грецию, пытаясь защитить французские и немецкие банки. Именно они допустили ту неразбериху, которую мы сейчас видим. Виноваты и греки, причем не только чиновники, но и население — они не смогли вписаться в Евросоюз.
Шедлок ссылается на классические требования к валютному союзу, разработанные Нобелевским лауреатом Робертом Манделлом:
1. Мобильность капитала и рабочей силы. Работники, например, должны быть готовы переезжать из одной части союза в другую. Греки, однако, не спешат уезжать из охваченной кризисом Греции в благополучную Финляндию.
2. Гибкость цен и заработных плат. Цены и зарплаты должны не только расти, но и снижаться.
3. Экономические циклы в странах, образующих валютный союз, должны быть синхронными.
4. Бюджетные трансферты и стимулы должны быть способны сгладить рецессию в любом регионе союза.
Эти условия соблюдаются, например, в США, но не соблюдаются в еврозоне.
Евро во многом напоминает «золотой стандарт», который нельзя обменять на золото. В обоих случаях государство не может девальвировать валюту, из-за этого страна может оказаться в глубокой рецессии. «Золотой стандарт» загнал развитые страны в Великую депрессию, те же механизмы ведут к пропасти Грецию.
Именно поэтому выход Греции из еврозоны неизбежен, а в идеале ее должны покинуть еще и Ирландия, Испания и Португалия. Греция могла бы выйти из еврозоны уже в марте: для этого идеально подошли бы выходные 11-12 или 18-19 марта. Именно на этот период европейским банкам могли бы устроить каникулы, а затем они бы получили выплаты по «страховке» — дефолтным свопам по Греции.
Но, скорее всего, мучения Греции в зоне евро продолжатся.