Маркетинг загрязнённого Urals дорого обходится продавцам
Июнь 25, 2019
МОСКВА/ЛОНДОН/СИНГАПУР — Власти России регулярно заявляют о преодолении кризиса с загрязнённой нефтью, отмечая восстановление поставок по нефтепроводу “Дружба”, однако танкерные партии российского сорта Urals суммарным объёмом свыше миллиона тонн уже два месяца не могут найти покупателей.
Попадание хлорорганики в экспортную российскую нефть заставило приостановить транзит Urals в Европу по нефтепроводу “Дружба”, но к середине мая порядка 2 миллионов тонн загрязнённого сырья всё же попало на мировой рынок.
Восстановление потока качественной нефти нормализует ситуацию, — говорил в начале июня замминистра энергетики РФ Павел Сорокин, заявив, что “Россия была, есть и будет надежным поставщиком”.
РФ 10 июня полностью восстановила поставки по всем направлениям нефтепровода “Дружба”, а с 1 июля планирует вернуть экспорт на докризисный уровень.
Прошло больше двух месяцев с момента, когда покупатели Urals узнали, что в сырье, которое они должны получить, содержание хлорорганики в десятки раз превышает норму. Такая нефть представляет угрозу установкам нефтеперерабатывающих заводов.
Более 1 миллиона тонн загрязнённой Urals всё ещё путешествует между Европой и Азией в попытках найти покупателей, но переработчики по всему миру отказываются брать это сырьё.
“Я не хочу рисковать оборудованием завода ради дешёвой нефти”, — сказал источник на одном из НПЗ в Азии.
Более десяти танкеров с загрязнённой российской нефтью пока так и не доставили партии потребителям, а продавцам это стоило свыше $1 миллиона дополнительных расходов за каждый танкер.
Сложности с реализацией такой нефти бьют по карману продавца не только за счёт изменения цены товара на фоне трансформирующейся структуры рынка, но и в связи с расходами на аренду судна.
РФ обещала покупателям некондиционной нефти компенсировать убытки, но участники рынка сомневаются, что компенсация сможет покрыть фактические затраты.
“Проблема в том, что такую нефть можно вообще не продать. Как я в таком случае могу оценить убытки?” — отмечает источник в компании-покупателе российской нефти.
“Создается впечатление, что Россия уже решила эту проблему. В начале июня была встреча с покупателями, но с тех пор — тишина”, — сказал другой крупный покупатель нефти РФ.
Компенсации из своих средств выплатит Транснефть российским грузоотправителям. Те, в свою очередь, смогут выплатить компенсации иностранным партнерам — Vitol, Glencore, Trafigura, Total, Shell, BP, Eni и PKN Orlen.
Минэнерго и Транснефть не ответили на запросы Рейтер.
КИТАЙ НЕ ПРИНИМАЕТ
Китай, крупнейший потребитель нефти в мире, был основной надеждой продавцов грязного сырья: развитая инфраструктура, большие объемы хранилищ и мощность переработки обещали сделать страну идеальным местом для переработки такого Urals. Но их надежды не оправдались.
Порядка 800.000 тонн загрязнённой нефти первоначально направились к Азию к китайским покупателям, но большая часть объема так и не поступит в Китай.
Как сообщили Рейтер пять источников в отрасли, китайская таможня рекомендовала переработчикам не принимать российскую нефть с содержанием хлорорганики более 10 ppm (0,001 процента). При этом содержание хлорорганики в некоторых грузах, направлявшихся в Китай, превышает 200 ppm.
В результате поставщикам пришлось перенаправить объемы.
Например, зафрахтованный Vitol танкер CHIOS I с 140.000 тоннами грязной нефти на борту ушёл недалеко: предназначенный для поставки китайским независимым переработчикам, он дошёл до Суэцкого канала, в нерешительности провёл две недели, ходя по кругу на одном месте, а затем развернулся, направляясь на рейдовую перевалку STS (ship-to-ship) в британском Саутсуолде.
Другой арендованный Vitol танкер класса Suezmax, Sonangol Rangel, направлялся в Китай в адрес независимого переработчика Bora Group, но изменил направление на Сингапур, а в итоге выгрузил объём в плавучее хранилище в Малайзии, показали данные системы Refinitiv Eikon.
Glencore зафрахтовал супертанкер (VLCC) Amyntas для поставки 300.000 тонн загрязнённого Urals в Китай, но теперь судно направляется в Сингапур, показывают данные системы слежения за судами.
Только танкер VLCC New Comfort, зафрахтованный Unipec, как ожидается, прибудет 12 июля в китайский порт Нинбо. По словам трейдеров, Unipec было разрешено импортировать грязную российскую нефть, поскольку компания приобрела грузы до появления информации о загрязнении сырья.
Таможня Китая не ответила на запрос Рейтер.
ДОРОГОЙ ДЕМЕРЕДЖ
Грязную нефть в Европе взяли на переработку лишь несколько покупателей: испанский Repsol, шведский Preem и финская Neste Oil, согласно данным трейдеров и системы Refinitiv Eikon flows. Весь объем принятой нефти составил около 600.000 тонн.
Загрязнённую нефть для переработки нужно размешивать десятками партий чистой нефти, что делает этот процесс очень длительным.
“Мы взяли партию ‘грязи’ на один из наших НПЗ в Европе около месяца назад, она до сих пор перерабатывается и, скорее всего, будет перерабатываться еще несколько месяцев”, — сказал трейдер в крупной европейской компании.
На данный момент около пяти партий нефти Urals с повышенным содержанием хлорорганики остаются в европейских портах без движения.
Стоимость простоя танкера (демередж) за почти два месяца для многих компаний превысила $1 миллион, сказали Рейтер четыре источника в торговых кругах.
Например, танкер ВР FSL Shanghai сначала пытался найти стоянку в районе Вентспилса или Вильгельмсхафена, но позже остался в Роттердаме. Суммарный простой судна со 2 мая стоил ВР около $1,3 миллиона, а каждый новый день простоя обходится еще около $25.000, уточнили трейдеры.
ВР отказалась от комментариев.
В таком же состоянии находится танкер Mendeleev Prospect, зафрахтованный Total, а также арендованные Glencore танкеры Searuby и Searanger, согласно данным трейдеров и судовой статистики.