Вчера ГазпромGAZP -0,11%
опубликовал показатели за второй квартал по МСФО. Чистая выручка составила $20,3 млрд., EBITDA — $3,8 млрд., а чистая прибыль достигла $3,7 млрд.
Несмотря на более высокую, чем ожидалось, выручку (благодаря трейдинговым операциям от обмена активами с Wintershall), EBITDA в долларовом выражении оказалась самой низкой с 2004 года (в рублях — с 2009 года), отмечают стратеги Sberbak Investment Research. Только ощутимое сокращение капиталовложений, которые составили $4,4 млрд., уменьшившись на треть относительно уровня годичной давности, и некоторое высвобождение оборотного капитала позволили компании завершить сезонно слабый второй квартал с очень незначительным отрицательным сальдо по денежным потокам: инвестиции превысили операционные денежные потоки всего на $0,4 млрд. Чистый долг составил $27,0 млрд. Без учета трейдинговых операций средняя цена на газ, экспортируемый в Европу, в апреле-июле, опустилась до, вероятно, минимального уровня второго-третьего кварталов — $155 за тысячу кубометров, что на 36% ниже уровня годичной давности. Впрочем, трудно понять, как компания рассчитывает по итогам текущего года генерировать EBITDA на сумму $25,0 млрд., в соответствии с июньским прогнозом ее финансового директора. Стратеги Sberbak Investment Research считают, что сейчас даже EBITDA в $20,0 млрд. выглядит слишком оптимистичным прогнозом.
При этом Газпрому предстоит ослабление его позиций в Белоруссии — крупнейшем для него рынке сбыта на постсоветском пространстве, который по объему поставок занимает четвертое место среди всех экспортных рынков. В понедельник Коммерсант сообщил, что Россия согласилась снизить цены на газ для этой страны с ранее согласованных $132 до всего 6 300 руб. ($97) за тысячу кубометров до конца года; в 2017 году — приблизительно до $89 за тысячу кубометров. В конечном итоге цены для Белоруссии должны сравняться с ценами на российском внутреннем рынке (которые по текущему курсу составляют в среднем $60 за тысячу кубометров). Только в 2017 году это повлечет за собой сокращение операционной прибыли Газпрома на $0,8 млрд. Дополнительным негативным фактором с точки зрения операционной прибыли, вероятно, станет обсуждаемое в Минфине увеличение налоговой нагрузки на $2,7 млрд.
Газпрому остается надеяться лишь на сокращение капиталовложений. Однако, поскольку проект трубопровода «Турецкий поток», судя по всему, снова приобрел актуальность, мы не видим возможностей для снижения инвестиций существенно ниже отметки $20,0 млрд. (даже если будет замедлен процесс реализации проекта «Сила Сибири»). Для перехода к новой дивидендной политике, предусматривающей распределение среди акционеров 25% консолидированной чистой прибыли (согласно обещаниям менеджмента в начале года), в особенности если реализуются намерения Минфина по увеличению налоговой нагрузки, не исключено, что Газпрому вообще придется подумать об отсрочке дивидендных выплат.
Привлекательность акций Газпрома не зависит от продаж газа, а определяется лишь появлением каких-либо хороших новостей для компании.