Рецензия на книгу
Читал я бы сказал повесть Candide или Оптимист Вольтера. Начало о причинах и следствиях:
— парню-философу нравится дочка барона, как и он ей. Его выгоняют из дома барона, и он пускается бродить
— в деревне его угощают, но берут в армию болгарского короля, он считает себя свободным уйти, но его жестоко наказывают, в последний момент перед расстрелом король решил его помиловать
— во время начавшейся войны он видит много жертв и убегает в Голландию. Не согласившись с кем-то, что римский Папа антихрист, жена того с кем, он не согласился, выливает на него ведро из окна
— его жалеет один из жителей, на след день он встречает измученного слепого попрошайку и отдает последние монеты. Оказалось, что это его учитель философии, который говорит, что болгарские солдаты истязали и убили дочь барона
— приютивший и вылечивший философов везет их с собой торговать в Лиссабон. Но корабль разбивается, спасаются только философы и моряк, столкнувший за борт хозяина корабля. В Лиссабоне землетрясение. Моряк впадает в кутеж, а философы помогают жителям. Учителя Кандида подслушивает инквизиция и философов приговаривают к ауто да фе, чтобы выполнить план и предотвратить землетрясения. Хотя учителя Кандида повесили, происходит еще одно землетрясение.
...
Это только пара из 30 глав. Сюжет менялся постоянно (фондовый рынок не напоминает?). Учитель Кандида выжил после повешения. Так что для него оказалось всё к лучшему. Философы пришли к тому, чтобы заниматься реальными делами
Сама по себе биография Вольтера интересна. Француз по происхождению, жил а Швейцарии, восхищался либеральностью англичан, но презирал их мелочность. В французах отмечал любовь, клеветничество и глупость. Его можно отнести к атеистам, анархистам, монархистам, материалистам, и вообще непонятно к кому. В конце жизни он решил подстраховаться и принял религиозность, не отрицая сверхъестественное. Он себя сказал бы позиционирует философом. Произведение Кандид хотя и написано в 18 веке, вполне современно и написано лучше многих комедий. Не зря оно входит в число 100 лучших. В конце произведения философы видят увядающую красоту своих фианси, что меняет характер фианси, побеждает желание заниматься садом в качестве смысла жизни, при этом по жизни они разменивали сад на фианси, а потом вернулись к саду. Вообщем то поиски смысла превратились в некий замкнутый абсурд, а одна героиня говорит, что даже не понимает, было ли ей хуже когда она попала в наложницы к негру или была в постоянных передрягах, или когда она оказалась в ситуации ничего-не-делания. Деньги, возраст, политика, религия представляются в форме абсурдных идей, хотя минимально необходимый уровень благополучия Вольтер видит необходимым для достижения гармонии. В Кандиде есть и сцена о любви французов — те никогда не говорят, что любят кого то еще, а скажут что увидели фианси и никого больше нет. Это происходит столь часто, что француженки своим же французам редко доверяют. А еще рассказ про Эль Дорадо, где есть спасибо вместо просьб, красные овцы, нет денег и много чудесных вещей и идей, и лишь фианси заставляет героев свернуть от своего Эль Дорадо, о чем они в принципе жалеют.