Новости рынков

Новости рынков | Моисеев про приватизацию Алросы, дивы с госкомпаний, приватизацию ВТБ и многое другое

Приватизация 8% АЛРОСА возможна только после изменения акционерного соглашения с Якутией — Моисеев


Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС — Новый раунд приватизации АК «АЛРОСА» (MOEX: ALRS) — продажа принадлежащих РФ 8% акций компании, возможен только после подписания нового акционерного соглашения, сообщил в интервью «Интерфаксу» замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
Правительство в рамках SPO продало 10,9% «АЛРОСА» в июле 2016 года. Дискуссии о размере пакета алмазодобывающей компании, который будет предложен к приватизации, шли в правительстве несколько месяцев.
Максимальный размер федерального пакета в «АЛРОСА», который мог бы быть продан при сохранении при этом совокупного контроля РФ и Якутии -18,9%. Именно на последнем варианте настаивало Минэкономразвития, но его не поддерживал Минфин, в итоге на «Московской бирже» (MOEX: MOEX) был реализован пакет в размере 10,9%, от продажи которого бюджет получил 52 млрд рублей. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил включить 8% акций «АЛРОСА» в план приватизации на 2017 год.
«Вопрос с „АЛРОСА“ немного сложнее, чем с другими компаниями, из-за того, что РФ является одной из трех значительных групп акционеров -миноритарии, Якутия и РФ. Сейчас у нас приблизительно равные доли между всеми тремя группами и абсолютно равные доли между РФ и республикой с учетом доли якутских улусов (25% плюс одна акция принадлежат Якутии и 8% -муниципальным районам — улусам). Наше акционерное соглашение, которое было подписано при предыдущем раунде приватизации в 2013 году, исходило из того, что доли и РФ, и Якутии должны быть равны, поэтому прежде чем говорить о приватизации „АЛРОСА“, необходимо поднять вопрос о подписании нового акционерного соглашения», — сказал А.Моисеев.
«Этот вопрос поднимался, но пока по нему не происходит ничего. Пока мы видим, что мы действуем в рамках соглашения, которое было, и нет проекта нового соглашения, даже не было никаких переговоров с республикой о том, как это соглашение может выглядеть», — пояснил замминистра, подчеркнув, что Минфин считает подписание нового соглашения обязательным условием нового раунда приватизации «АЛРОСА».
«Нас иногда обвиняют в том, что по тому, что „наше“, мы против продажи, а по тому, что „не наше“, мы готовы. В данном случае просто совпало (что деятельность „АЛРОСА“ курирует Минфин — ИФ), потому что там, действительно, очень сложная акционерная структура, она уникальна. Поэтому нужно осторожно подходить к вопросу ее изменения. Если мы как-то договоримся в дальнейшем, давайте продавать, но пока еще не начали разговаривать на эту тему», — сказал А.Моисеев.
IPO «АЛРОСА» прошло на «Московской бирже» осенью 2013 года. Тогда РФ и Якутия продали по 7%, еще 2% реализовала структура самой алмазодобывающей компании.
Второй раунд приватизации прошел в июле — по итогам SPO «АЛРОСА» госпакет сократился до 33%. Якутия владеет 25% плюс одна акция «АЛРОСА» и приватизацию своего пакета не рассматривает. Еще 8% акций принадлежат якутским улусам, их отчуждение невозможно в соответствии с законодательством республики.

Минфин хочет получить промежуточные дивиденды в 2016г и от Россельхозбанка


Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС-АФИ — Минфин РФ рассчитывает получить промежуточные дивиденды в 2016 году не только от ВТБ (MOEX: VTBR) и Газпромбанка (MOEX: GZPR), но и от Россельхозбанка (MOEX: RSHB), настаивает на их выплате на все привилегированные акции, а не только на полученные в рамках докапитализации через облигации федерального займа (ОФЗ).
«У нас идет переписка с Росимуществом по поводу цифры (поступлений по промежуточным дивидендам — прим. ИФ-АФИ). Пока проект директивы они нам не присылали, пока это на уровне выверки объема денег. Мы говорим о том, что нужно платить по всем „префам“, причем не только ВТБ, но и другим банкам, которые получили привилегированные акции. Такую позицию мы до Росимущества и доводим», — сообщил замминистра финансов РФ Алексей Моисеев в интервью «Интерфаксу».
Говоря о том, о каких банках идет речь, он отметил, что это ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк. Замминистра также отметил, что со всех трех Минфин хотел бы получить промежуточные дивиденды в 2016 году.
Президент РФ Владимир Путин в начале июля подписал закон, позволяющий госбанкам выплачивать промежуточные дивиденды на привилегированные акции, выпущенные в рамках мер поддержки банковской системы. Поправки, по сути, затрагивают четыре банка: ВТБ (получил в капитал 307,4 млрд рублей через ОФЗ и 214 млрд рублей через конвертацию суборда из ФНБ), Россельхозбанк (РСХБ) (68,8 млрд рублей и 25 млрд рублей соответственно), Газпромбанк (125,7 млрд рублей и 40 млрд рублей), а также банк «Российский капитал» (MOEX: ROSC) (получит через ОФЗ в общей сложности около 14,4 млрд рублей).
А.Моисеев отметил, что не учитывается «Российский капитал», так как у него нет ни прибыли текущего периода, ни прибыли прошлых лет.
Ранее замминистра говорил о бессмысленности разговора по промежуточным дивидендам с Россельхозбанка, так как у банка нет значительной прибыли.
А.Моисеев признал, что с учетом напряженности вопроса с капиталом для банков и с учетом того, что все эти банки находятся под санкциями и не имеют других источников привлечения капитала или сильно ограничены в них, то в какой-то момент встанет дискуссия относительно того, на какие префы платить промежуточные дивиденды. «Пока еще серьезного обсуждения не было», — сказал он.
Отвечая на вопрос об объеме дивидендов, которые рассчитывает получить Минфин, А.Моисеев не стал уточнять конкретную цифру, пояснив только, что при подсчете был использован бухгалтерский подход. «Мы посчитали, сколько мы получили бы, если бы у них были не привилегированные акции, а суборды. По субордам есть условие, что они получают купон плюс 1 процентный пункт и обратно сразу в Минфин. Исходя из этого, мы и рассчитали, у нас есть цифра, мы ее заявили в Росимущество, сейчас Росимущество ведет переговоры по этому поводу», — сказал он. По его словам, таким образом был сделан расчет по всем трем банкам.
Замминистра также напомнил, что в настоящее время у ВТБ нет возможности платить промежуточные дивиденды на привилегированные акции, для этого банку нужно будут провести собрание акционеров и конвертировать эти акции в другой тип акций, который позволяет выплатить промежуточные дивиденды. «Пока они это делают, мы будем думать по цифре. До того, как они это сделают, мы в любом случае с них ничего получить не сможем», -сказал он.
Ранее глава ВТБ Андрей Костин заявлял, что поддерживает выплату банком промежуточных дивидендов только на привилегированные акции, выпущенные в рамках программы докапитализации через ОФЗ. У «префов» же, выпущенных в рамках конвертации антикризисного суборда из ФНБ, по его словам, «совершенно другая природа». «Нам Минфин полугодовыми траншами платит купон по этим облигациям. И логика, с которой я согласился, что поскольку бюджет нам два раза в год платит по этим облигациям, есть резон, что мы эти деньги возвращаем им и не используем как некую дополнительную наживу. В этой части мы согласны. (.. .) Я свою позицию Минфину изложил на этот счет, что мы по акциям на 307 млрд рублей согласны платить дивиденды, а по другим акциям я пока не знаю», — заявил А.Костин.
Он также отметил, что должен существовать принцип равного отношения ко всем госбанкам, докапитализированным за счет ОФЗ и конвертации антикризисного суборда. «РСХБ не платит дивиденды, потому что у него убытки (.. .) Если будет равный подход, тогда будет справедливость», -сказал глава ВТБ.
Чистая прибыль Россельхозбанка за январь-сентябрь 2016 года составила 0,117 млрд рублей против чистого убытка в размере 30,763 млрд рублей за аналогичный период прошлого года. В первом полугодии банк получил чистую прибыль по РСБУ в сумме 870 млн рублей против чистого убытка в 16,3 млрд рублей годом ранее.
Банк «Российский капитал» за 9 месяцев 2016 года получил чистый убыток по РСБУ в размере 1,89 млрд рублей.


Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС-АФИ — Приватизация госпакета ВТБ может сместиться за пределы 2017 года, в частности, из-за действия санкций, полагает замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. Пока прогнозная цена по этому пакету составляет 103 млрд рублей.
«В целом с приватизацией ВТБ в связи с санкциями есть проблема. Мы и Минэкономразвития находимся в дискуссиях с организатором продажи, они пытаются предложить разные механизмы, пока я прямого выхода на продажу не вижу. Считаю, что базовый сценарий — лучше продавать, когда санкций не будет», — сказал он в интервью агентству «Интерфакс».
«Возможно. В случае с ВТБ я бы этого не исключал», — отметил А.Моисеев, отвечая на вопрос, может ли таким образом приватизация ВТБ уйти за пределы 2017 года.
Также отвечая на вопрос об оценке стоимости пакета и готовности рассматривать продажу с дисконтом, замминистра пояснил, что любая приватизация всегда проходит с дисконтом, если это не премия за контроль. «Здесь, так как мы продаем пакет в размере 10,9%, премия за контроль не предусмотрена, поэтому если мы говорим о продаже на рынке, то это будет дисконт. (...) Поэтому в любом случае мы этим дисконтом ограничены в цене, а дальше идет бюрократическая вещь, потому что когда Минэкономразвития вносит нам цифру, это цена акции за какой-то прошлый период, если торгуемая акция, если не торгуемая, то они проводят оценку совместно с банками-консультантами», — сказал он.
«Сейчас у нас стоит 103 млрд рублей в качестве прогнозной цены пакета 10,9% акций ВТБ. Но акции продаются по справедливой цене на момент сделки, никаких продаж по цене, которая стояла в плане, не бывает никогда. Просто надо поставить цифру в план, и если приватизация происходит спустя какое-то время, понятно, что цифра может поменяться. Та же „Башнефть“ (MOEX: BANE) была продана на 23 млрд рублей дороже, чем она стояла у нас в планах», — отметил А.Моисеев.
Ранее первый заместитель президента — председателя правления ВТБ Юрий Соловьев сообщал «Интерфаксу», что приватизация госпакета ВТБ возможна в 2017 году при совпадении ряда факторов.
«Банки — это увеличительное зеркало того, что происходит в экономике, нам нужен рост для того, чтобы улучшать свои показатели. Чуть-чуть, хотя бы несколько кварталов роста. Нужен рост фондового рынка. Большое влияние оказывает и геополитика — в ситуации, когда обещают новые санкции, сложно думать о перспективах размещения банков. Но я думаю, несмотря на все сложности, в следующем году мы его (размещение — прим. ИФ) можем сделать, если совпадет ряд нужных факторов», — сказал Ю.Соловьев.
Говоря о возможных форматах продажи пакета, он отметил, что банк будет пытаться выбрать для бюджета самый дорогой вариант, предполагающий самую высокую цену, «а дальше уже будет ясно, какой спрос на этот формат».
«Это может быть и рыночное размещение, и продажа стратегическому инвестору, и конвертируемые облигации. Хотя насчет последнего варианта есть некоторые сомнения — это не прямая приватизация, а все-таки инструмент долгового финансирования со сложным механизмом потенциальной продажи акций. С одной стороны, это дешевый способ привлечения денег в бюджет, с другой — он может быть временным, если опцион конвертации внутри облигаций не сработает», — отметил топ-менеджер.
Российская Федерация в лице Росимущества является контролирующим акционером ВТБ с долей в обыкновенных акциях банка в размере 60,9%. Государство готово продать 10,9% акций второго по величине банка в стране, сохранив в нем контроль. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на прошлой неделе заявил, что ведомство закладывает в план приватизации на следующий год этот пакет.

Минфин против размещения госпакета «Совкомфлота» на иностранных биржах -замминистра финансов Моисеев


Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС — Минфин РФ не поддерживает предложения по размещению госпакета «Совкомфлота» на иностранных биржах, считает, что приватизация актива должна пройти на «Московской бирже», заявил в интервью «Интерфаксу» замминистра финансов РФ Алексей Моисеев.
«Мы категорически против. В качестве вариантов для размещения пакета „Совкомфлота“ предлагались биржи Нью-Йорка, Торонто, но мы считаем, что Москва дает сейчас абсолютно все возможности, чтобы продать компанию. Это 5-10 лет назад была история, что инвесторы во фрахтовый бизнес сконцентрированы в Торонто или Нью-Йорке, инвесторы в золото — в Торонто, а китайские инвесторы — в Гонконге. Работа „Московской биржи“ сейчас очень изменилась — биржа является полностью интегрированной в международную финансовую систему, мы это видели однозначно на продаже пакетов „АЛРОСА“ (MOEX: ALRS) и размещении суверенных евробондов», — сказал замминистра.
«Я глубоко убежден — это уже история, когда финансовые рынки разных стран были друг от друга изолированы или хотя бы когда „Московская биржа“ (MOEX: MOEX) не была подключена к Euroclear. Сейчас биржа подключена к Euroclear, наш депозитарий является качественным с точки зрения SEC (Securities and Exchange Commission, Комиссия по ценным бумагам и биржам США — ИФ), идет работа по получению такого же подтверждения от европейцев. Все инвесторы приходили, покупали наши облигации, акции „АЛРОСА“, и не было никаких проблем ни у кого. Когда мы говорим — »идите в Москву", а сами идем размещаться в другом месте, кто нам поверит?", — сказал А.Моисеев.
Приватизация госпакета «Совкомфлота» в размере 25% минус одна акция запланирована на 2017 год. Консультантом сделки является российский инвестбанк «ВТБ Капитал» (MOEX: VTBC).
В начале октября министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что для размещения акций компании рассматриваются Московская и Нью-Йоркская биржи. «Москва и Нью-Йорк пока рассматриваются. Либо в Москве, либо и там, и там», — сказал он.
«Совкомфлот» — крупнейшая российская судоходная группа, специализирующаяся на перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа; один из крупнейших в мире операторов танкерного флота. 100% акций компании принадлежит государству.
Минфин против исключений из правила по дивидендам, деньги можно возвращать через субсидии — Моисеев


Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС — Минфин РФ выступает за применение нормы о направлении госкомпаниями 50% прибыли на дивиденды без исключений: если государство сочтет, что АО нуждается в деньгах для реализации каких-либо проектов, оно может вернуть часть полученных дивидендов через субсидии.
В 2016 г. как временная мера для пополнения бюджета было введено требование к госкомпаниям направлять на дивиденды не менее 50% прибыли по РСБУ или МСФО (в зависимости от того, какая больше). Минфин предлагает сделать норму о 50% постоянной, установив при этом, что взиматься дивиденды должны только с прибыли по МСФО. По оценке ведомства, это принесет 280 млрд рублей допдоходов в год в предстоящую трехлетку.
Как сообщил в интервью «Интерфаксу» замглавы Минфина Алексей Моисеев, проект соответствующего постановления вызвал большое количество разногласий между ведомствами.
«Постановление состоит из двух частей. Первая часть предполагает введение нормы выплаты дивидендов в размере 50% по МСФО без учета чего бы то ни было с 2017 года. Напомню, что в 2016 году норма предусматривает возможность уплаты дивидендов от РСБУ или МСФО в зависимости от того, по какой отчетности прибыль больше. Мы исходим из того, что если принимаем постоянно действующее постановление, мы должны давать четкое понимание для компании, которая определяет свою дивидендную политику на его основе. Выбор — РСБУ или МСФО — не дает четкого понимания дивидендной политики, поэтому мы решили остановиться на одном и все-таки написать МСФО», -сказал А.Моисеев.
«Эта часть постановления вызывает критику, в том числе, Росимущества и Минэкономразвития. Одна из линий критики, она со стороны Росимущества, касается установления взимания дивидендов только с прибыли по МСФО, ведомство говорит, давайте и РСБУ, и МСФО. Вторая линия критики, со стороны Минэкономразвития, предлагает учитывать в определении порога дивидендов инвестпрограммы обществ. Третья линия, и это говорят все -зачем 50% навсегда, давайте введем на три года, пока проводится консолидация бюджета», — отметил замминистра.
«В последнем случае мы заручились поддержкой миноритариев, мы понимаем, что такая норма для всех акционеров хороша, так как это стимулирует менеджмент повышать свою эффективность. Если менеджмент считает, что нужно профинансировать проекты, пусть снижает издержки, повышает эффективность, увеличивает прибыль, чтобы после того, как на дивиденды будет отдано 50%, хватило средств на то, что он считает необходимым сделать», — сказал А.Моисеев.
Что касается исключений из правила, тут возможны разные варианты, отметил он.
«Такие ситуации (когда требуется оставить в компании прибыль — ИФ) иногда бывают, это бывает с компаниями, которые на 100% принадлежат государству, когда государство решает, что будет оперативнее использовать дивиденды, чтобы решить производственную задачу. Такая возможность существует. Но в целом мы за такой подход: если государство считает, что оно что-то должно, или компания что-то должна сделать, АО платит дивиденды исходя из 50% прибыли, а потом получает субсидию», — сказал замминистра.
«Это лучше еще и потому, что когда компания получает субсидию, использовать ее нецелевым образом ей будет сложно. Государство сказало, что надо построить завод, выделило субсидию на это, и только попробуйте использовать эти средства на что-то другое, потом Счетная палата и прокуратура замучают. Система бюджетного контроля заточена на контроль за целевым использованием бюджетных расходов, там уже никуда не убежишь, а по дивидендам контроль значительно более расплывчатый», — заявил А.Моисеев.
Продолжается и дискуссия о том, какие компании обязать составлять отчетность по МСФО.
«Профильное министерство считает, что это в некоторых случаях не нужно. Мне сложно понять, почему. Иногда идут ссылки на секретность, но я не понимаю, как введение обязательства составлять отчетность по МСФО может повлиять на секретность. Составляйте, грифуйте, отдавайте только в профильные ведомства. Тем не менее, такое разногласие тоже есть», — сказал А.Моисеев.
«Для нас это важно, если мы хотим брать дивиденды с МСФО, мы должны понимать, что всех серьезных плательщиков этого дивидендного потока обязали составлять отчетность по МСФО», — добавил он.

 

1 комментарий
Хитрый мудрый Билли, а есть ли у тебя акции ВТБ в портфеле?

теги блога Александр Строгалев

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн