Кризис еврозоны еще не разрешен, но если средства, выделяемые Европейским фондом финансовой стабильности будут потрачены с умом, то их должно хватить на решение наиболее острых проблем финансового кризиса и восстановление спокойствия на рынках, цитирует
InoPressa.ru интервью финансиста Джорджа Сороса французской газете
Le Monde.
«Основная опасность — в сочетании нескольких трудностей, — указал знаменитый финансист. — Существует банковская проблема, связанная с тем, что многие учреждения владеют ценными бумагами с повышенными рисками, а также проблема госдолга некоторых стран. Имеющихся у ЕФФС ресурсов не хватит для решения обеих проблем».
«Политические власти не понимают, что у рынков нет опыта по разрешению таких проблем. К тому же рынки до сих пор взбудоражены: они ждут, когда власти придут к единой позиции, требуя, чтобы выделенные финансовые средства служили поставленным целям. Для банков большой проблемой предстоящих шести месяцев станет очередное кредитное сжатие», — убежден Сорос.
Еврозона и единая европейская валюта все еще в опасности, «их развал стал бы катастрофой для стран еврозоны, для Европы и всего мира. Он ввергнет Евросоюз в фазу сильной рецессии. Надо сделать все, чтобы не допустить наступления потерянного десятилетия, как это уже было в Латинской Америке и Японии. Добавлю, что и политические последствия могут быть очень значительными: затянувшийся кризис евро, несомненно, в конечном итоге разрушит ЕС», — считает миллиардер.
Он уверен, что рано или поздно Европа придет к созданию еврооблигаций, добьется большей экономической интеграции и налоговой координации. «Если руководители хотят спасти евро, у них нет выбора», — сказал Сорос в интервью и и предложил придать новый импульс идее единой Европы, потому что «жить вместе против собственной воли — отвратительный сценарий».
Нынешние действия по выходу из кризиса в Европе, по мнению Сороса, страдают недостатком эффективности и демократической легитимности. «Эти два фактора усугубляют друг друга, что приводит к особенно негативной динамике, стагнации и даже дезинтеграции, начавшейся в 2008 году», — отметил Сорос.
«Мы являемся свидетелями зарождения враждебного отношения к Европе, и это вина правителей, которые из благих побуждений пытаются сохранить существующее, больше не двигаясь вперед. Но то, что есть, несовершенно и нуждается в улучшении. Чисто национальные решения приведут лишь к растворению европейской идеи», — подчеркнул он.
Сорос считает «пагубной, бесполезной и противоречащей европейским ценностям» идею просить помощи у развивающихся стран, в частности Китая: «Это не спасет евро — это только все усложнит».
Сорос привел в пример Европе Японию, страну-рекордсменку ХХ века по темпам роста, которая после 40 лет очень быстрого развития пережила «потерянное десятилетие» в 1980-ых. В ней лопнул спекулятивный пузырь, после чего японцы, которые жили в стране «экономического чуда», испытали десять лет спада. Это и стало «потерянным десятилетием».
Экономисты последнее время часто вспоминают этот термин применительно к европейской ситуации. Так, глава МВФ Кристин Лагард,
предсказывая неопределенность, финансовую нестабильность и крах мирового спроса, если мировое сообщество не примет согласованные меры по борьбе с долговым кризисом в Европе, посулила ей «потерянное десятилетие», если проблемы не разрешатся.
Экс-глава Минфина Алексей Кудрин в сентябре заявил, что рост российской экономики в ближайшие десять лет будет более высоким, чем у развитых стран, и Россию, в отличие от западных стран, ждет «десятилетие приобретений». Западным странам он
предрек «потерянное десятилетие». Россия к новым условиям сможет адаптироваться быстрее, уверяет он.
«Я перефразировал формулу, которую все говорят для Японии, и сказал, что нас всех ждет „потерянное“ десятилетие. Но здесь, прежде всего, я имею ввиду западные страны», — говорил он.
«Модель для западных стран перестройки на новые факторы роста, отказ от тех моделей потребления с низким уровнем инвестиций, которые у них были до кризиса, будет происходить очень тяжело и много лет», — подчеркивал Кудрин.