Законодатели смогут достичь соглашения и повысить потолок госдолга до возникновения реальных проблем. Однако главный экономист Moody`s Analytсs Марк Занди считает, что ФРС не удастся избежать баталий по этому вопросу.
Главный экономист Moody's Analytics Марк Занди комментирует последние новости, которые пришли из США, и связывает их с грядущими событиями, делая упор на возможных рисках. Как сворачивание стимулирующих мер скажется на объеме ипотечного кредитования?
В своем исследовании компания Moody`s выразила мнение, что ФРС нужно быть осторожной со сворачиванием QE, поскольку это может повлиять на процентные ставки по облигациям и оказать давление на рынок жилья, что плохо для экономики в целом. Насколько велик такой риск?
Я думаю, что сворачивание программы количественного смягчения и нормализация кредитно-денежной политики в США являются ключевой угрозой для рынка жилой недвижимости и, как следствие, для процесса восстановления экономики в целом. Я склоняюсь к тому, что Федрезерв сможет достойно справиться с этой задачей, но тем не менее это большой риск, поскольку процесс может оказаться сложнее, чем предполагалось. Возможно, будет довольно трудно сделать все правильно и гладко.
Ощутит ли на себе сектор жилой недвижимости последствия сворачивания стимулирования? Ожидаете ли вы, что объем ипотечного кредитования замедлит рост или даже уменьшится?
Сектор жилой недвижимости является крайне важным для восстановления американской экономики, и он уже ощутил на себе влияние со стороны простой риторики о грядущем сворачивании программы количественного смягчения. Процентные ставки, в том числе по ипотеке, достаточно сильно выросли за последние 6-9 месяцев, что частично лишило рынок жилой недвижимости импульса для восстановления.
Дело в том, что рынок жилой недвижимости очень чувствителен к изменению процентных ставок. И если ФРС не сможет правильно регулировать рост процентных ставок, чтобы он не мешал прогрессу на рынках труда и недвижимости, то это окажет давление на процесс восстановления всей экономики. Так что основной задачей ФРС на ближайший год является правильное управление процессом сворачивания экономического стимулирования.
Какие другие экономические последствия можно ожидать от сворачивания программы QE? Будут ли расти ставки на кредитных рынках?
Я думаю, что процентные ставки будут расти, но я надеюсь, что Федрезерв все-таки сможет все сделать правильно. Я думаю, что ФРС удастся адекватно регулировать процесс роста процентных ставок, ипотечных ставок, чтобы темпы этого роста не мешали прогрессу на рынке труда.
Необходимо сделать так, чтобы уровень безработицы продолжал снижаться наряду с повышением долгосрочных ставок. Такое равновесие довольно трудно нащупать. Тут многое будет зависеть от осторожности и правильного способа коммуникации с инвесторами. В конце концов, я думаю, регулятор сможет все сделать правильно, баланс будет найден, и с экономикой все будет хорошо.
Пожалуйста, опишите два сценария развития событий в краткосрочной перспективе: что будет, если Бернанке объявит о сворачивании QE сегодня и если не объявит.
Пока непонятно, что ФРС сделает сегодня: объявит регулятор о начале сворачивания QE или нет. Думаю, инвесторы тоже не знают, чего ждать от сегодняшнего заседания, но вариант со сворачиванием уже отыгран. Я считаю, что независимо от того, какое решение примет ФРС сегодня, рынки отреагируют на него спокойно, не стоит ждать их сильной реакции.
Полагаю, что рынки уже отыграли предположение, что Федрезерв начнет сворачивание программы количественного смягчения рано или поздно: если не на текущем заседании, то на одном из следующих. И в этой связи, что бы ФРС ни решила сегодня, с рынками все будет в порядке. Прогнозы инвесторов по поводу грядущих решений регулятора расходятся, но каким бы ни было решение ФРС, я не думаю, что стоит ждать сильной реакции рынков.
С вашей точки зрения, когда начнется сворачивание программы QE? В декабре, январе, марте? Может быть, позже?
Возможно, регулятор подождет до января или даже, может быть, до марта, поскольку восстановление экономики набирает силу, но оно по-прежнему медленное и вялое. Состояние рынка недвижимости хрупкое, инфляция очень медленная: ее уровень ниже целевых значений регулятора, а в Вашингтоне сохраняются политические проблемы: впереди нас ждет очередная баталия по поводу потолка госдолга.
Таким образом, есть целый комплекс факторов, который позволяет предположить, что Федрезерв может повременить со сворачиванием QE еще одно-два заседания. Но тем не менее, если вдруг сегодня регулятор примет решение о начале сворачивании стимулирования, то я не думаю, что это станет большим сюрпризом для рынков.
Эль-Эриан из PIMCO считает, что Бернанке может подсластить пилюлю: одновременно со сворачиванием стимулирования ФРС может объявить некоторые меры поддержки. Что это может быть?
Да, это возможно. ФРС может сегодня заявить о начале сворачивания программы стимулирования экономики и при этом попытаться подсластить пилюлю, изменив целевые ориентиры. Например, ФРС может взять целевой ориентир по инфляции и сказать: «Мы не собираемся повышать процентные ставки до тех пор, пока инфляция не достигнет 1,5%». Сейчас показатель находится в районе 1%. Или регулятор может поступить еще более агрессивно.
Я думаю, что это маловероятно, конечно, но тем не менее такая вероятность есть: ФРС может понизить целевой ориентир по безработице. Например, регулятор может сказать, что не будет повышать ставки до тех пор, пока уровень безработицы не упадет ниже 6%. На сегодняшний день безработица в США составляет 7%. Так что ФРС может предпринять несколько различных действий, чтобы снять напряжение на рынках из-за начала процесса сворачивания программы количественного смягчения, если они решат его начать.
В феврале американские политические партии будут обсуждать новый потолок госдолга. Можно ли ждать, что после консенсуса по бюджету ожесточенных дебатов не будет? Или опять начнется торг?
Я надеюсь, что законодатели смогут достичь соглашения и повысить потолок госдолга до возникновения реальных проблем. Я думаю, что все равно нам не избежать баталий и балансирования на грани. Думаю, что сценарий с принятием решений в последний момент может повториться, но я очень надеюсь, что потолок госдолга будет повышен до того, как проволочки начнут причинять ущерб экономике. Этот ущерб не имеет смысла ни с экономической, ни с политической точки зрения. Я думаю, что стороны достигнут соглашения, но я не надеюсь на безболезненный переговорный процесс. Думаю, что все равно будут трудности, противоречия и решения в последнюю минуту.
Правильно я понимаю, что потолок долга надо поднимать как минимум на величину, равную планируемому дефициту бюджета?
Я думаю, что будет очень сложно согласовать бюджетную экономию и сокращение дефицита в объеме, достаточном для значительного повышения потолка госдолга. Я не думаю, что эти два вопроса будут решаться в едином комплексе. Я считаю, что президент приложил большие усилия осенью, когда в последний раз обсуждалась эта проблема, с тем чтобы разорвать связь между сокращением дефицита и повышением потолка госдолга.
Он аргументировал это тем, что можно обсуждать потолок госдолга независимо. И я думаю, что он отстоял этот аргумент. Так что не думаю, что в рамках соглашения по повышению потолка госдолга можно ожидать существенного сокращения дефицита бюджета. Какая-то договоренность будет, но в рамках нее я не жду соглашения о значительном сокращении дефицита.
Последние события показали, биржи уже не слишком-то реагируют на политические коллапсы в Америке, даже если речь идет о shutdown правительства. Бизнес-сообщество уже не верит, что разногласия партий значительно повлияют на экономику?
Думаю, что бизнес-сообществу не нравится наблюдать за всем этим. По-моему, это балансирование на грани технического дефолта, временная приостановка работы правительства и перспективы новых баталий по поводу потолка госдолга ограничивают желание предпринимателей идти на риск, инвестировать, увеличивать наем новых сотрудников. И это является одним из препятствий для ускорения экономического роста. Однако мне кажется, что инвесторы по-прежнему верят, что с приближением часа «икс» законодатели договорятся и примут правильные решения о повышении потолка госдолга.
Можно ли ожидать, что после выборов в конгресс перевес будет у демократов и эпоха, когда каждые несколько месяцев в США политический коллапс, уйдет в прошлое?
Я сомневаюсь, что выборы смогут изменить что-то в Вашингтоне. Я предполагаю, что палата представителей останется под контролем республиканцев, а сенат – демократов. Так что я думаю, что сегодняшняя политическая обстановка сохранится и после выборов, до которых еще почти год.
Я не ожидаю каких-либо значительных изменений. При этом я считаю, что законодатели усвоили урок осени, когда балансирование на грани технического дефолта и приостановка работы правительства вызвали снижение экономической и политической эффективности. Я думаю, что это осознание повысило вероятность более продуктивного и легкого переговорного процесса, но в целом я не жду глобальных изменений политической конъюнктуры.
Россия и Украина достигли соглашения относительно цены на газ и программы покупки облигаций. Что вы думаете — может этот шаг, наконец, устранить риск дефолта Украины на следующий год? Или риск все еще сохраняется?
Похоже, что Россия обязалась помогать Украине в преодолении финансовых проблем, по крайней мере в следующем году. И я считаю, что у России для этого шага есть достаточные политические и экономические основания. Таким образом, Украина выигрывает время. Я не могу ничего сказать относительно долгосрочной перспективы относительно того, насколько выгодно Украине связывать свое экономическое будущее исключительно с Россией.
Возможно, в долгосрочной перспективе более выгодно для страны было бы работать с Россией и с Европой одновременно. Что касается краткосрочной перспективы, то я думаю, что помощь со стороны России обеспечит Украине нормальное финансового состояние в 2014 году.
Состояние мировой экономики в 2014 году продолжит улучшаться. Я думаю, что следующий год будет лучше текущего в большей степени благодаря улучшению состояния развитых экономик США, Европы и Японии. Кроме того, если власти будут проводить разумную кредитно-денежную и бюджетную политику, то это позволит развитым странам значительно улучшить свое положение и приведет к ускорению темпов роста мировой экономики в целом.