Копипаст
Пришла пора добавить Альберта Эдвардса, ворчливого неисправимого медведя из Societe Generale, к растущему списку людей, пессимистично смотрящих на перспективы облигаций.
В своем последнем письме стратег Societe Generale повторяет все то, что мы сказали ранее на этой неделе, а именно, что рынки акций содрогаются, поскольку доходности облигаций преодолели ключевые уровни. Он также соглашается “с облигационными медведями в том, что доходности американских трежерис будут продолжать расти, в результате чего у акций возникнет еще больше проблем” … с одной сноской, вполне предсказуемой: “Я не верю, что доходности облигаций уже побывали на циклическом дне. Повторяю мой прогноз: доходности десятилетних облигаций США упадут ниже нуля”.
И он прав: после того, как текущее увлечение рефляционным импульсом закончилось, что стало возможным благодаря рекордному снижению нормы сбережений в США и резкому увеличению задолженности по карточным кредитом — ситуации во многом похожей на то, что произошло в Европе 2011 году, когда ЕЦБ, решив, что экономическое восстановление состоялось, начал повышать ставки, чем вызвал худший долговой кризис в европейской истории — центральные банки вернутся к тому, что они умеют делают лучше всего: к национализации рынков капитала и к финансовым репрессиям сбережений в масштабе, никогда не виданном ранее.
В любом случае приятно видеть, что, несмотря на его недавний отпуск, который он провел на Ямайке, мрачный характер Эдвардса остался точно таким же, как и когда он покидал свое рабочее место в угрюмом Лондоне: “я могу успокоить читателей, я вернулся к своему лучшему медвежьему настрою”.
Медвежье настроение Эдвардса только усилилось на фоне событий, произошедших на рынке на этой неделе, в связи с чем он предлагает следующий комментарий:
Итак, мы привыкли к неустанному росту на рынках акций, почти без пауз, и этот мини-тремор действительно ощущался как землетрясение. Но, возможно, это начало чего-то большего.
Возможно, это действительно так, потому что в своем следующем предложении Эдвардс говорит следующее: “Конечно, как мы объясняли на нашей Конференции, нынешняя конъюнктура кажется похожей на то, что происходило незадолго до краха в 1987 году. Все, чего не хватало, — это перебранки между США и Европой из-за слабого доллара, но мы получили и это, пока меня не было”.
Ах да, доллар… но прежде чем торговые войны действительно начнут вестись по-настоящему, все смотрят на кое-что еще: на доходности десятилетних облигаций. И здесь мнение Эдвардса отличается от консенсуса, который мы наблюдали ранее: он полагает, что бычий тренд на рынке облигаций в полную силу начнется только после того, как доходности десятилетних трежерис превысят отметку 3,00%:
Кажется, что каждый мужчина, женщина и ребенок решили, что доходности десятилетних облигаций США нарушили долгосрочный нисходящий тренд, и мы вошли в медвежий рынок. Наш собственный технический аналитик, Стефани Аймс, показывает, что 3% (а не 2,6%) являются ключевым долгосрочным уровнем сопротивления, за которым мы должны наблюдать. Но она считает, что преодоление отметки 2,64% — это также значимое событие, так как это означает, что нисходящий тренд RSI теперь нарушен (см. Нижнюю панель в таблице ниже), и теперь вероятность достижения отметки 3% вполне правдоподобна. Это, однако, не означает, что бычий рынок облигаций закончился.
Эдвардс затем решает поговорить о “великих ротаторах” из акций в долги, отметив, что …
На больших ожиданиях доходности десятилетних облигаций США пробили критически важный уровень на отметке 2,6%, который многие считают ключевым для определения дальнейшей судьбы текущего бычьего рынка (см. Левый график ниже). Теперь, когда доходности десятилетних облигаций закрываются на отметке 2¾%, а тридцатилетних облигаций — на отметке 3.0%, многие полагают, что настал прекрасный момент сбросить облигации и переключиться на акции.
… однако он предупреждает, что “это может быть не так мудро (см. правую таблицу ниже)”:
Почему? Поскольку, цитируя Стефани Помбой и показывая нашу вчерашнюю диаграмму, Эдвардс отмечает, что, по словам экономиста MacroMavens, “цены акций теперь являются самой большой угрозой для экономики – и даже большей угрозой, чем Фед. Не дай бог, чтобы рынок устремился вниз”.
Затем Эдвардс указывает на то, что мы показали в понедельник: потребительские расходы растут благодаря резкому снижению персональных сбережений американцев:
Рост потребительских расходов обгоняет рост реальных почасовых (или недельных) доходов (см. ниже). Этот разрыв поддерживается сокращением сбережений, а не ростом рабочих мест.
Затем, намекнув еще на один пост на ZH, — который, по иронии, также отсылает к 1987 году и математике Дэвида Розенберга в последней цифре ВВП — Эдвардс снова подчеркивает “шокирующий спад” нормы сбережений с 3,3% в третьем квартале прошлого года до 2,6% в четвертом квартале, а также цитирует Розенберга, что, “если бы норма сбережений осталась прежней, то реальные потребительские расходы выросли бы на 0,8% (в годовом исчислении) вместо 3,8%, и ВВП вырос бы на 0,6%, а не на 2,6%”.
Политика легких денег, проводимая Федрезервом, привела к тому, что размер чистого богатства домохозяйств достиг новых максимумов, при том что норма сбережений в последние два года следовала вниз. У США теперь есть проблема двойного пузыря (т.е. пузырь надулся как в корпоративном долге, так и в долге домохозяйств). Так же, как и в 2007 году, это еще один экономический бум, поддерживаемый неустойчивым кредитным пузырем, который неизбежно взорвется при новоявленном председателе Федрезерва”.
Итак, как вы понимаете, дефляционный “Ледниковый период” Эдвардса по-прежнему с нами, и в конечном итоге ставки в США будут падать и в конце концов станут отрицательными. “Почему я думаю, что доходности могут оказаться отрицательными?” задает риторический вопрос Эдвардс. “Я ожидаю, что США очень близки к реальной дефляции, и, следовательно, скоро выяснится насколько высоки реальные доходности в настоящее время. Но до того, как доходности десятилетних облигаций окажутся отрицательными, они сначала посетят отметку 3%”.
И где-то посреди последовательности этих событий стратег Societe Generale ожидает повторения краха, подобного краху 1987 года. И почему бы и нет: всего лишь несколько дней назад мы все знали, что рынок акций показал лучшее начало года… с 1987 года. Однако гораздо важнее то, что произошло в том году позднее.
Опубликовано 01.02.2018 г.
Источник: Albert Edwards: «It Feels Similar To Just Before The 1987 crash»
да, медведь это сила. сливайте всё!