К 2017 г. Московская биржа планирует объединить рынки акций, облигаций, репо, валютный и срочный, говорится в стратегии ее развития до 2020 г. У всех рынков будет единый электронный доступ, управление рисками, клиринг, система расчетов и обеспечение.
Сейчас единое обеспечение доступно по сделкам с акциями, облигациями и репо, кроме того, возможно снизить обеспечение на валютном и срочном рынках, обеспечение по разнонаправленным позициям по инструментам с евро и долларом. Только на этом участники рынка сэкономили $1 млн, говорил представитель биржи. Сколько высвободится капитала у участников в связи с расчетом единого обеспечения по всем пяти рынкам, сказать сложно, но это выразится в сокращении процентного дохода Московской биржи, считает аналитик UBS Михаил Шлемов.
Взамен биржа рассчитывает на рост объема торгов – «как это было при введении режима Т+2 (режим торгов с отложенными платежами) на фондовом рынке», говорит финансовый директор Московской биржи Евгений Фетисов. Тогда, по его словам, объемы торгов выросли за счет того, что участники смогли брать «больший объем позиций при тех же объемах фондирования». Теперь цель – снижение доли процентных доходов с 48 до 30% в пользу комиссий. Шлемов считает это возможным из-за снижения ставок и роста торговых оборотов.
Биржа в отличие от банков не ставит целью зарабатывать на размещении средств, биржа «хранит обеспечение», объяснил предправления Александр Афанасьев. Биржа планирует увеличить оборот «только за счет привлечения новых клиентов», говорится в стратегии. Это следует из данных биржи о ее доле на всех рынках: на рынке акций она составляет 82% (это максимальный уровень, в 2008–2009 гг. он был 75%, потом снизился до 60%), облигаций – 71%, на валютном рынке – 45% (обычно 25–35%), а на срочном рынке и вовсе 99%. С выводами биржи согласна зампред правления Сбербанка Белла Златкис (входит в совет): «Валютный рынок в высшей степени работает в ОТС (внебиржевом) режиме».
«Если смотреть на развитые рынки, везде валютой торгуют вне биржи», – согласен Шлемов. Он объясняет, что это обусловлено прошлым Московской биржи, которая в 90-х гг. была валютной, и тем, что многие мелкие банки предпочитают торговать через биржу, чтобы не нести кредитных рисков на контрагентов. «По мере консолидации банковской системы доля биржи на валютных торгах будет сокращаться», – ожидает Шлемов.
Афанасьев пообещал запустить товарный рынок – начать торговлю зерном и сельскохозяйственной продукцией, а также улучшать уже имеющиеся инструменты. Фетисов ждет роста комиссионного дохода еще и за счет продажи рыночных данных и посттрейдинговых услуг. «Российская биржа по набору инструментария сильно отстает от западных площадок, и стратегия предполагает серьезное развитие продуктов», – признает Златкис. В стратегии нет конкретных числовых показателей. Шлемова это не удивляет: бирже тяжело прогнозировать финансовые показатели – она не контролирует объемы торгов и не отвечает за волатильность. «Стратегия – это не тактика», – соглашается Златкис.
Источник: Ведомости